Часть 3 Справочника определяет используемую терминологию.
Часть 4 включает в себя правила синтаксиса ЭДИФАКТ (ISO 9735), руководство по использованию правил синтаксиса, руководство по составлению сообщений, описание очередного выпуска стандартных сообщений, а также комментарии с пояснениями к документации по стандартным сообщениям ООН (UN Standardized Messages - UNSM).
Часть 5 содержит спецификации для стандартизированных данных и структур данных, используемых в рамках ЭДИФАКТ/ООН. Эти спецификации можно найти в следующих справочниках: Справочник по типам сообщений (EDMD), который содержит утвержденные ООН стандартные сообщения - UNSM и подробные разъяснения по их проектированию, а также справочники, служащие для поддержания UNSM: Справочник сегментов (EDSD), включающий назначение сегментов, названия сегментов и их кодов и спецификации сегментов (коды, названия, статусы, длины полей); Справочник составных элементов данных (EDCD), Справочник элементов данных (EDED), список кодов ЭДИФАКТ (UNCL) и список служебных кодов (UNSL).
В справочниках по стандарту ЭДИФАКТ, составляющих ч. 5, используются индикаторы изменений между проектом справочника и его последующим изданием или между стандартным справочником и его последующим изданием:
+ (плюс) - для обозначения дополнений;
* (звездочка) - для дополнения в структуре;
(фунт) - для изменения в именах (названиях);
| (вертикальная линия) - для изменения в текстах;
- (минус) - для исключений;
X (икс) - для отметки исключений.
Например, знак X (отметка исключений) означает, что данные будут исключены из будущего справочника и их не следует использовать в будущей работе; данные, помечаемые значком "X" в течение трех лет, подлежат полному исключению из справочника.
Преимущества и недостатки использования стандарта ЭДИФАКТ.
SWIFT и UN/EDIFACT
Можно кратко сформулировать как положительные, так и отрицательные стороны использования любым участником ВЭД единого стандарта ЭОД UN/EDIFACT. К положительным сторонам, несомненно, относятся:
- повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Многие государственные, общественные организации и ведущие фирмы в большинстве развитых стран активно поддерживают внедрение стандарта UN/EDIFACT;
- быстрота передачи данных, позволяющая значительно ускорить процесс подготовки и проведения внешнеторговой сделки, своевременно и качественно оформлять документы;
- возможности по разработке системы ответственности контрагентов. При заключении соглашения об использовании стандарта UN/EDIFACT могут быть установлены правила, позволяющие предъявлять претензии о возмещении ущерба при определенных обстоятельствах;
- возможность обеспечения безопасности передачи данных, т.е. защиты сообщений от фальсификаций, потерь и оставления без ответа. Поскольку ЭДИФАКТ-сообщение может быть передано и посредством обычной электронной почты и даже посредством передачи дискеты "из рук в руки", при заключении соглашения об ЭОД стороны, как правило, договариваются об использовании сетей VAN. Сети VAN (Value Added Network), т.е. сети с добавленными услугами, обеспечивают конфиденциальность и защищенность передаваемой информации;
- сокращение издержек за счет рационализации внутрифирменного документооборота. Полученные электронные сообщения могут сразу же обрабатываться корпоративной информационной системой без дополнительной ручной обработки. С другой стороны, любая внутренняя информация может быть также без задержки превращена в исходящее сообщение. Исключаются потери при оформлении документации, в том числе и таможенные;
- сокращение простоев транспортных средств, складских запасов сырья и готовой продукции;
- возможность организации системы поставок "точно в срок";
- сокращение издержек за счет более быстрой передачи информации о финансовых и материальных средствах. При этом необходимо учитывать, что, для того чтобы эти возможности по рационализации полностью реализовались, необходимо провести реорганизацию бизнес-процессов в соответствующих подразделениях фирмы. Подобные изменения требуют значительных затрат времени и труда и могут осуществляться постепенно;
- возможность дистанционно отслеживать продвижение грузов, контролировать рынки своих товаров и услуг.
Стандарт ЭДИФАКТ имеет ряд преимуществ перед рассмотренными внутренними стандартами ряда стран и перед единым стандартом SWIFT (табл. 7.4). Конечно, закрытость сообщества SWIFT может рассматриваться как достоинство: всем зарегистрированным членам SWIFT гарантирует предоставление определенного уровня услуг по внедрению, сопровождению системы, доведению сообщений, авторизации и конфиденциальности информации. Но такая закрытость является тормозом к интеграции с транспортными, таможенными и другими системами. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть: ЭДИФАКТ является действительно открытым стандартом, доступным всем, кто не нарушает правила его использования, а не закрытым сообществом.
Таблица 7.4. Достоинства и недостатки SWIFT и ЭДИФАКТ
Критерий | Стандарт SWIFT | Стандарт UN/EDIFACT |
Открытость | Требует вступления в акционерное общество с уплатой взносов | Открыт для всестороннего использования всеми, кто не нарушает его требования |
Техническое обеспечение | Требует приобретения техники определенного класса у определенных фирм-производителей | Не требует специальной техники, достаточно обычного персонального компьютера |
Программное обеспечение | Требует приобретения определенного программного обеспечения | Требуется только программа- конвертор, которая может быть составлена самим пользователем |
К недостаткам стандарта ЭДИФАКТ можно отнести то, что внедрение этого стандарта в практику работы участника ВЭД не может быть ограничено лишь закупкой и установкой некоторого ЭДИФАКТ-комплекса или ЭДИФАКТ-станции. Переход на стандарт UN/EDIFACT предполагает проведение целого комплекса организационно-технологических мероприятий:
- заключение соглашения между внешнеторговыми партнерами об обмене данными, в котором фиксируются структура электронных сообщений, используемые коды, справочники, шифры, пароли, используемые службы и сети связи, юридические аспекты и т.п.;
- установка программного комплекса ЭОД в стандарте UN/EDIFACT. В его состав обязательно должны входить инструментальные средства настройки и база нормативно-справочной документации;
- адаптация комплекса ЭОД к специфике проблемной области, настройка и сопряжение его со смежными системами;
- решение вопросов сопровождения и повседневной эксплуатации комплекса ЭОД в стандарте UN/EDIFACT;
- высокие расходы, которые больше всего обременяют мелкие предприятия. Конечно, эти расходы значительно меньше расходов участника SWIFT, но необходимость соблюдения конфиденциальности и обеспечения полной гарантии сохранности сообщений требует использования достаточно дорогих сетей с добавленными услугами VAN, что приводит к дополнительным издержкам. И хотя с помощью ЭДИФАКТ и может быть достигнуто снижение издержек в результате связанной с внедрением системы ЭОД рационализации, эти преимущества, как правило, трудно измерить и сопоставить с достаточно крупными затратами (особенно первоначальными).
Тем не менее, несмотря на недостатки стандарта ЭДИФАКТ, необходимость его использования диктуется требованиями зарубежных рынков, выход на которые связан с необходимостью изучения и выполнения участником ВЭД всех действующих на этих рынках правил и, в частности, существующих правил электронного обмена данными.
7.2. Практика использования стандартов ЭОД
Как уже было сказано выше, разработка и сопровождение стандарта UN/EDIFACT осуществляется двумя организациями:
1) Европейской экономической комиссией ООН (UN ECE), в рамках которой была создана специальная рабочая группа - WP4, а затем - новый орган, наделенный теми же полномочиями, CEFACT (Centre for Facilitation of Practices and Procedures for Administration, Commerce and Transport, Центр по упрощению практики и процедур в управлении, торговле и на транспорте);
2) МеждународнОЙ организациЕЙ по стандартизации (ISO), в которой функционирует специальный технический комитет N 154 (TC 154), занимающийся документами и элементами данных (.Processes, data elements and documents in commerce, industry and administration).
В настоящее время под руководством CEFACT разрабатываются справочники форматов электронных сообщений, их сегментов, элементов данных и кодов ЭДИФАКТ. Ведется работа по разработке модели международной сделки, что позволит полностью формализовать процедуры ее подготовки и проведения только на основе электронных сообщений. Разрабатываются проекты, справочники и прочие вспомогательные документы по интерактивному ЭОД - этот проект предполагает возможность обмена электронными сообщениями в рамках проведения внешнеторговой сделки между компьютерными программами, практически без участия человека.
Внедрение ЭОД в различных отраслях
При всех описанных выше достоинствах стандарт UN/EDIFACT избыточен: он содержит наиболее общие справочники международных кодов и форматов сообщений, которые искусственно расширены для удовлетворения всех возможных запросов пользователей.
В различных сферах применения созданы международные отраслевые ассоциации пользователей, которые занимаются практическими вопросами разработки и внедрения отраслевых стандартов электронного обмена данными на основе ЭДИФАКТ. Ими разрабатываются уточненные форматы электронных сообщений. При этом исходные сообщения упрощаются, уточняются списки используемых кодов и международные коды дополняются специальными значениями, характерными для каждой сферы применения (отраслевыми кодами). Отраслевые стандарты дополняются практическими сценариями применения электронных сообщений, чего нет в ЭДИФАКТ.
В качестве примера можно указать некоторые крупные международные организации пользователей UN/EDIFACT, выполняющие разработку новых сообщений и сопровождение отраслевых кодов:
- в химической промышленности - CEFIC/EDI;
- в розничной торговле - EAN International;
- в строительстве - EDIBUILD;
- в сталелитейной области - EDIFER;
- в области учетных операций - EDIFICAS;
- в электронной промышленности - EDIFICE;
- в производстве бумаги - EDIPAP;
- в текстильной области - EDITEX;
- в газетной индустрии - IFRA;
- в области виноделия - EDIVIN;
- в здравоохранении - EMEDI;
- в области нефти и газа - European Oil and Gas EDI Group;
- в автомобилестроении - ODETTE;
- в энергетике - OEDIPE;
- в страховании - RINET;
- для грузовых и контейнерных перевозок - SDMG;
- в финансовой области - SWIFT.
Такие подходы связаны с тем, что прямое использование стандарта ЭДИФАКТ вне отраслевых объединений грозит определенными осложнениями. Это объясняется избыточностью форматов электронных сообщений, из которых пользователь, работающий в определенной отрасли, для конкретного применения формирует рабочий усеченный вариант, так называемое подмножество (SubSet). В области банковской автоматизации, например, такое применение международного стандарта может привести к положению, при котором для передачи одного и того же документа (например, платежного поручения) в разных банковских системах будут использованы различные усеченные варианты стандартного сообщения ЭДИФАКТ. В итоге это приведет к несовместимости автоматизированных систем, хотя формально сторонами будут использованы международные стандарты ЭОД.
Внедрение UN/EDIFACT в Европе
На европейском уровне координацией, стимулированием развития и распространения UN/EDIFACT занимается Европейский совет по стандартизации в области электронного обмена данными (EBES).
Комиссия Европейского союза активно поддерживает внедрение стандарта UN/EDIFACT в рамках специальной программы TEDIS (Trade Data Interchange Systems). Основные стандарты UN/EDIFACT - ISO 9735 (Синтаксические правила) и ISO 7372 (Справочник элементов данных) приняты в качестве общеевропейских стандартов EN 29735 и EN 27372 и являются обязательными для использования правительственными организациями стран - членов ЕС. В рамках программы TEDIS осуществляются перевод справочных материалов с английского на французский и немецкий языки, составление и модернизация европейского справочника кодов, элементов и сегментов данных, поддерживается центральная информационная база стандартов UN/EDIFACT с доступом посредством Интернет. Существует центральная информационная база стандартов UN/EDIFACT - EDICORE, созданная под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.
В качестве примеров национальных организаций, ответственных за усовершенствование торгового процесса, можно привести FDCA/FINPRO в Финляндии, NORSK EDIPRO в Норвегии и SITPRO в Великобритании. Задачей этих национальных организаций являются создание проектов и программ по усовершенствованию торговых правил и, в частности, правил ЭОД в торговле, обеспечение технического контроля и координирование деятельности всех участвующих сторон. Основной целью деятельности этих организаций являются снижение себестоимости и упрощение процедур ВЭД. Более конкретный подход был предложен отраслевыми группами. Например, несколько отраслей объединились в группу Pan European для совместного развития стандартов UN/EDIFACT. Членам этой группы может быть предоставлена специализированная документация и экспертная поддержка.
Примером полномасштабного использования UN/EDIFACT в сфере международных экономических отношений может служить таможня: в таможенных информационных системах ряда развитых стран реализован безбумажный документооборот на основе стандарта ЭДИФАКТ. К ним, в частности, относятся: Великобритания, Ирландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Швейцария, Австрия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Бельгия, Голландия.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) распространяется типовой таможенный программный комплекс. ЮНКТАД была инициирована специальная Программа по повышению эффективности торговли (Special Programme for Trade Efficiency), в рамках которой было предусмотрено создание сети центров по вопросам торговли (Trade Point Centers). Сеть центров по вопросам торговли (ЦВТ) была призвана содействовать вовлечению в международное разделение труда и торговлю новых субъектов и в первую очередь малых и средних предприятий, и способствовать повышению эффективности международной торговли. Основными задачами создаваемых центров на первом этапе были информационное обеспечение участников внешнеторговых операций, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, выполнение конкретных внешнеторговых операций, использование электронного обмена данными для оптимизации документооборота при подготовке и совершении внешнеторговых сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, и в том числе стандартов UN/EDIFACT.
Объединение ресурсов и возможностей компаний и фирм - участников проекта позволяет ЦВТ более полно реализовать функции по оказанию консультационной, информационной, операционной и прочей поддержки экспортерам/импортерам и иным клиентам. При использовании баз данных какого-либо ЦВТ даже малое предприятие, внедрившее технологии обмена данными в стандарте UN/EDIFACT, сможет установить первичный контакт с будущими партнерами и определить реальные рыночные цены.
ЭОД в авиационных перевозках
С развитием в мире гражданской авиации появилась необходимость разработки сетей связи для обслуживания авиалиний. В конце 40-х гг. XX в. была создана Международная ассоциация телекоммуникаций в авиации (Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques, SITA). Сеть SITA быстро охватила весь мир, и теперь в каждом международном аэропорту находится ее узел связи, который предоставляет услуги по передаче данных (в том числе используя стандарт UN/EDIFACT), передаче телексных и факсимильных сообщений, электронной почты, услуги удаленного доступа к базам данных и т.п.
ЭОД на железнодорожном транспорте
Внедрение стандарта ЭДИФАКТ в документооборот, возникающий при осуществлении железнодорожных грузоперевозок, связано, как правило, с перевозками транзитных грузов. Сложные маршруты таких перевозок и большое число участвующих транспортных организаций и железных дорог из разных стран требуют совершенствования информационного обеспечения и четкой организации международного обмена данными.
На железных дорогах Европы ЭОД применяется все шире. Проекты HIPPS и ORFEUS решают проблемы планирования, резервирования и контроля за перевозками и электронизации документооборота. Электронный обмен данными в этих проектах осуществляется на основе использования стандартов UN/EDIFACT.
В рамках программы TEDIM разрабатываются проекты:
- RailCom и RailCom2 - обмен электронными сообщениями между финскими и российскими железнодорожными компаниями (Финляндия, Россия). Цель проекта - создание средств и системы для обмена железнодорожными грузовыми накладными между финскими и русскими железными дорогами. Уже проводится обмен накладными в электронном формате;
- RailTrack - обмен электронными сообщениями между европейскими, финскими и российскими железнодорожными компаниями (Финляндия, Россия). Цель проекта - создание средств и системы для обмена данными (в частности, железнодорожными грузовыми накладными) между европейскими, финскими и российскими железными дорогами.
При построении системы ЭОД в рамках программы TEDIM не предусмотрено использование электронной цифровой подписи, но для передачи данных используется почта X400, что обеспечивает как высокую надежность передачи самого сообщения и квитанции о его приеме, так и защиту и полную достоверность передаваемого сообщения.
Представители Российских железных дорог участвуют в работе временной рабочей группы "Безбумажные технологии перевозки грузов в международном сообщении" совместно с белорусскими, латвийскими, литовскими, польскими, словацкими, украинскими и эстонскими железными дорогами, действующей в рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Разработан и принят основополагающий документ - Типовое соглашение об электронном обмене данными между национальными информационными системами железных дорог ОСЖД при грузовых перевозках, в котором декларируется необходимость использования стандарта UN/EDIFACT.
Этой же группой разрабатываются документы, позволяющие решить проблемы информационного взаимодействия в международных железнодорожных перевозках, связанные с использованием разных национальных стандартов и, соответственно, с необходимостью перехода от одних форматов сообщений к другим с сохранением всех их функциональных свойств.
ЭОД в морских перевозках
Растет число судоходных компаний, которые создают инфраструктуру глобальных вычислительных сетей для организации связи между своими контрагентами и прочими транспортными фирмами. При этом ЭОД является только одним из инструментов установления и поддержания подобных связей. Технологии электронной почты, интерактивные диалоги и видеоконференции, все богатство возможностей сети Интернет также являются инструментами ведения бизнеса, и ЭОД применяется только там, где это целесообразно. В качестве примера можно назвать проект EDISHIP в Англии, в рамках которого несколько судоходных фирм организовали обмен сообщениями с одним грузоотправителем.
В ряде крупнейших средиземноморских портов (Марсель, Генуя, Барселона, Алжир и др.) успешно внедрен и в настоящее время активно развивается проект информатизации портов MEDITEL. Главной целью проекта MEDITEL является интернационализация обмена информацией, касающейся движения судов в портах Средиземноморья. Одним из средств достижения этой цели явилось создание автоматизированных систем управления во всех средиземноморских портах, что позволило повысить производительность портов, их пропускную способность, а также качественно улучшить технологию обработки грузов и работу всех портовых служб. Другим средством является установление сети ЭОД по судам и грузам в стандарте UN/EDIFACT, охватывающей максимально большое число портов.
Проект BOPCom (Германия) ориентирован на повышение эффективности перевозок в бассейне Балтийского моря и ускорение стратегической интеграции балтийских портов с Европейской транспортной сетью посредством предоставления телематических услуг в рамках Балтийской коммуникационной системы, перекрывающей все аспекты, относящиеся к логистике.
Проект охватывал несколько областей на уровне местных портов и на уровне бассейна Балтийского моря. Эти области - контроль за опасными грузами, контроль за движением судов, размещением судов на стоянках в портах, заказы на фрахт, центры разгрузки и хранение в портах, архитектура телематических служб и пользовательские интерфейсы, относящиеся к перечисленным выше областям.
Распространение UN/EDIFACT в России
В России распространение стандарта ЭДИФАКТ было начато в 1993 г. Был образован Российский межведомственный координационный совет по внедрению систем электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ/ООН) при Межведомственной комиссии по делам ЕЭК ООН. Однако из-за недостаточного внимания отечественных специалистов в области автоматизации коммерческой деятельности к соблюдению норм международных стандартов практическое внедрение UN/EDIFACT в деятельность предприятий (организаций) России было затруднено. Разработчики конверторов не могли знать обо всех многочисленных формах отраслевых документов, порядке их заполнения, а отраслевые специалисты, в свою очередь, не знали особенностей стандарта UN/EDIFACT.
Отсутствие опыта использования этой технологии применительно к отечественному документообороту и отсутствие единых унифицированных форм документов, недостаточное распространение знаний об ЭОД и стандарте ЭДИФАКТ имели следствием отсутствие достаточной коммерческой заинтересованности потенциальных российских пользователей и почти полное отсутствие в России организаций - пользователей ЭОД и ЭДИФАКТ в прикладных областях.
Сегодня внедрение в практику ВЭД международных стандартов электронного обмена данными приостановлено, активность России выражается в участии представителей МИД и Министерства экономического развития и торговли РФ в работе ежегодных заседаний центра CEFACT в Женеве.
Работу над стандартами ЭОД и внедрением в России стандарта ЭДИФАКТ вели также "ИнформВЭС", ТПП России, Центр информационных технологий Минобороны и Ассоциация пользователей передачи электронной информации (АПЭПИ).
На базе Ассоциации был создан Национальный логистический центр (Центр EDI/EDIFACT), пользователями которого призваны были стать предприятия морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта и другие участники ВЭД. Созданная в Центре информационная среда, унифицированная на основе подмножества стандартных электронных сообщений UNSM, позволяет пользователям получать информационно-логистические и другие услуги: EDI/EDIFACT, X.25, X.400, шлюзы с телекоммуникационными и телематическими системами видов транспорта, шлюзы с Интернет и др. Ассоциация предлагает комплексный подход к решению проблем внедрения ЭОД, одновременно решая три задачи:
- обеспечение надежной недорогой связи между партнерами, создание информационно-вычислительных сетей;
- создание системы электронного обмена информацией (ЭОД);
- разработка и внедрение стандартных форм документов (UNSM), соответствующих требованиям стандарта UN/EDIFACT, и программных средств для конвертирования коммерческих, транспортных и прочих внешнеторговых документов в стандартные электронные сообщения.
В январе 1995 г. Россия присоединилась к программе ЮНКТАД по развитию центров по вопросам торговли, и в качестве первого практического шага по ее реализации объединения "ИнформВЭС" был создан пилотный (демонстрационный) ЦВТ - "Российский информационный центр по вопросам внешней торговли (РЦВТ)" в г. Москве, и одновременно пилотный региональный центр в г. Санкт-Петербурге. В проекте приняли участие объединения МВЭС России: Машинэкспорт, Новоэкспорт, Сельхозпромэкспорт, Росвнешторг. В лице своих уполномоченных организаций в проекте принимали участие ГТК России, Федеральный фонд поддержки предпринимательства, Минтранс России, Банк России, Торгово-промышленная палата РФ и другие организации и фонды поддержки внешнеэкономической политики, малого и среднего бизнеса и т.п.
В соответствии с принципами и рекомендациями ЮНКТАД за основу была принята открытая информационная система с принципом обмена распределенной структурированной информацией в форматах, используемых всемирной сетью ЦВТ (прежде всего - в формате UN/EDIFACT). Соответственно, аппаратно-программная реализация Центра в качестве обязательного элемента должна предусматривать наличие ЭДИФАКТ-сервера, хранящего всю информацию по стандарту UN/EDIFACT и обеспечивающего средства для обмена ЭДИФАКТ-сообщениями между ЦВТ, рассредоточенными по всему миру.
Таким образом, следование заранее установленным UNCTAD стандартам и форматам передачи данных (в первую очередь использование UN/EDIFACT), раздельное хранение и обработка информации в распределенных базах данных, обеспечение пользователей (как российских, так и зарубежных) заранее согласованными протоколами доступа в удаленные системы, возможность обмена с другими информационными сетями позволяли в значительной степени удешевить и сделать более доступными услуги ЦВТ для всех участников ВЭД, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
К сожалению, в настоящее время актуальность информации по стандарту ЭДИФАКТ, предлагаемой объединением "ИнформВЭС", датируется 1999 г., а на сайте РЦВТ практически не предлагается никаких услуг для участников ВЭД и крайне скудны информационные ресурсы.
В 2006 г. вновь начали появляться осторожные прогнозы повышения спроса на услуги EDI в России - со стороны как подразделений международных корпораций, так и российских предприятий. В связи с этим организация ECR-Rus в мае 2006 г. объявила о возобновлении процедуры сертификации местных (российских) провайдеров услуг EDI.
Примечание. Организация ECR-Rus была создана в 2003 г. и является российским отделением международного некоммерческого партнерства "Эффективный оклик на запросы потребителей" (Efficient Consumer Response, ECR), объединяющего производителей товаров и владельцев розничных торговых сетей в целях оптимизации цепи поставок от производителя до потребителя. ECR-Rus реализует в России целый ряд проектов по оптимизации состава товаров на полках (Optimal Shelf Availability, OSA, Electronic Data Interchange, EDI), сокращению потерь, разработке стандартов упаковки и кодирования и др. В выполнении этих задач ключевая роль отводится использованию EDI-технологий на основе международных стандартов.
В настоящее время членами ECR-Rus являются 26 российских и международных торговых и производственных компаний, и этот состав постоянно расширяется. Учитывая сложности, связанные с реализацией проектов по внедрению ЭОД, в 2004 г. ECR-Rus начала процесс под названием RFR (Request for Proposal), целью которого было развитие рынка услуг EDI в России. Реализацией этого проекта занимается комитет по технологическому обеспечению (Enabling Technology Committee), который определил следующие основные задачи:
- публикация единого стандарта EDI. Это было сделано для электронных общений "Заказ" и "Счет" на базе международного стандарта EANCOM 20092 (EDIFACT D.01B);
- приглашение российских и зарубежных компаний (сервис-провайдеров) к ведению бизнеса в России. Со своей стороны ECR-Rus информировала их о наличии потенциальных пользователей в России;
- проверка силами комитета соответствия этих компаний формальным требованиям ECR и рекомендации членам ECR-Rus работать именно с этими поставщиками услуг обмена данными.
Учитывая повышение в последнее время интереса со стороны целого ряда компаний к деятельности в области EDI-услуг в России, комитет по технологическому обеспечению ECR-Rus в 2006 г. принял решение возобновить процесс RFR, сделав его постоянным, и утвердил новые требования к сервис-провайдерам. Было также решено не использовать более термин RFR, назвав этот процесс "сертификацией".
Правовое регулирование вопросов ЭОД в России
Основополагающими нормативными актами в области правового обеспечения ЭОД являются ГК РФ и Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи".
Регулирование вопросов, связанных с функционированием систем ЭОД, можно осуществлять в виде договоров (соглашений на информационное обслуживание) с участниками информационного обмена. Такие соглашения должны предусматривать:
- точное определение электронного документа (ЭД);
- возможность соответствия ЭД его бумажному аналогу, определение равной ответственности лиц, подающих электронные и бумажные документы;
- определение элементов юридических доказательств о факте подачи (приема) электронного документа;
- определение возможности подачи таможенных документов в виде электронных сообщений;
- процедуру разрешения конфликтов;
- общий порядок использования ЭД.
Нормы ГК РФ и других правовых актов позволяют заключать подобные соглашения. К основным недостаткам подобного подхода можно отнести то, что такой договор должен быть заключен в бумажной форме, а также то, что он будет распространяться лишь на подписавшие его стороны.
Важными вопросами являются момент наступления ответственности в случае невыполнения принятых обязательств, место решения споров и используемый язык. Поэтому при составлении документов, регулирующих сферу ЭОД, участнику ВЭД необходимо определить зоны ответственности и момент наступления невыполнения обязательств. В договоре целесообразно предусмотреть решение споров по российскому законодательству.
7.3. Стандарт EANCOM и системы штрихового кодирования
Международная ассоциация товарной нумерации (European Article Numbering Association, EAN International) начиная с 1987 г. активно разрабатывает для своих членов руководство по внедрению сообщений UN/EDIFACT, которое получило наименование EANCOM. Учитывая международную практику, стандарт EANCOM может считаться базой для отработки проектов государственных стандартов в области электронного обмена данными и внедрения UN/EDIFACT, поскольку изначально учитывает практические вопросы применения ЭОД в различных отраслях. Первоначально сообщения, представляющие интерес для EAN International, были ориентированы исключительно на применение в торговле (заказы товаров, выставление счетов и т.д.). Однако проявившийся интерес к сообщениям из других сфер применения стимулировал развитие стандарта EANCOM как подмножества международного стандарта UN/EDIFACT, причем были поставлены две основные цели:
- во-первых, EANCOM должен стать стандартом для международных взаимосвязей между членами EAN;
- во-вторых, организации - члены EAN, которые еще не определились со своей политикой в области ЭОД или же были заняты разработкой национального стандарта ЭОД, должны перейти к применению стандарта ЭОД в виде EANCOM.
EANCOM - это детальное руководство по применению стандартных сообщений UN/EDIFACT. Многие сообщения UN/EDIFACT отличаются излишней сложностью, поэтому пользователи могут ошибаться в толковании заложенных разработчиками принципах и порядке использования этих сообщений.
EANCOM представляет собой компактное подмножество объемного перечня сообщений UN/EDIFACT. Он обеспечивает четкое толкование и подробное разъяснение порядка использования сообщений, что позволяет коммерческим партнерам обмениваться электронными документами в простой, короткой и ясной форме.
В сообщениях EANCOM каждый продукт (товар), к какой бы группе он ни принадлежал, имеет свой уникальный стандартный номер EAN. В то же время каждая сторона, участвующая в транзакции, идентифицирована уникальным номером EAN (Location Number). Применение стандартов EAN в электронном обмене данными дает следующие преимущества:
- использование стандартных номеров EAN. Идентификационные номера EAN являются и уникальными, и международными одновременно. Их применение позволяет торговым партнерам не пользоваться сложными таблицами перекодировки. Так, вместо использования собственных "внутренних" кодов товаров все используют один и тот же международный код;
- стандартные сообщения EANCOM просты и лаконичны. Однозначное кодирование продукции, предприятий и географических пунктов значительно сокращает и упрощает электронные сообщения, снижает расходы на их пересылку и упрощает процедуры их обработки;
- EANCOM - это мультииндустриальный стандарт. В номере EAN не заложено никакой информации, обеспечивается лишь его уникальность, что позволяет идентифицировать объекты в любых областях бизнеса и сферах деятельности;
- EANCOM - это международный стандарт. Сообщения EANCOM используются во всем мире. Сеть национальных организаций EAN охватывает более 80 стран, обеспечивая поддержку EANCOM на национальных языках этих стран для постоянно расширяющегося числа пользователей;
- EAN International совместно с национальными организациями товарной нумерации поддерживают и развивают EANCOM. Из специалистов различных областей деятельности образованы группы разработчиков, которые анализируют специфические потребности и на этой основе разрабатывают решения насущных практических задач.
Со времени первого выпуска EANCOM в июле 1990 г., когда были опубликованы 7 сообщений, EANCOM значительно вырос до настоящего уровня, при котором в его состав входят 42 сообщения для торговли, транспортного сектора, финансов (система расчетов в звене "Клиент-Банк"). В стадии обсуждения в настоящее время находится расширение EANCOM для применения в таможенной сфере.
Важно отметить тот факт, что все версии EANCOM полностью соответствуют требованиям стандарта UN/EDIFACT.
Системы штрихового кодирования и внедрение ЭОД
Эффективному внедрению и развитию ЭОД способствует разработанный EAN International международный стандарт идентификации продуктов, услуг и местоположений, позволяющий различным отраслям производства обмениваться информацией таким образом, что все участники обмена данными воспринимают данную информацию однозначно, не допуская двусмысленности в ее толковании.
В стандартной системе нумерации EAN изделия идентифицируются уникальным и незначимым номером. Уникальность позволяет торговым партнерам по всей цепи реализации продукции ссылаться на один и тот же идентификационный номер и осуществлять обмен данными наиболее быстрым, точным и дешевым путем. Под незначимостью номера подразумевается, что информация, относящаяся к товару, услуге или местоположению, содержится и поддерживается в базе данных, а не включается собственно в номер.
В основе системы EAN лежит концепция стандартной нумерации, она же является ключом ко всем другим стандартам EAN. В системе товарной нумерации EAN номера могут отражаться символом в виде штрихового кода, который позволяет автоматически фиксировать и обрабатывать информацию. Первые идеи разработки универсальной системы, регламентирующей идентификацию товаров путем использования специальных номеров, появились в конце 1960-х гг. Но впервые идея товарной нумерации была воплощена на практике в США в виде системы, которая получила название UPC (Uniform Product Code) - Единый товарный код.
Европейская ассоциация товарной нумерации EAN, созданная в 1977 г., используя в качестве основы американский стандарт UPC, разработала новый европейский стандарт - систему EAN. Внешнее отличие штриховых кодов этих систем состоит в том, что в номерах EAN - 13 цифр, а в UPC - 12. С вступлением в Европейскую ассоциацию EAN неевропейских государств система получила международный статус и название ассоциации было изменено на Международную ассоциацию EAN (EAN International), а с 2004 г. - на GS1. Сейчас организация GS1 - это добровольная некоммерческая неправительственная международная ассоциация, состоящая из национальных организаций, представляющих систему GS1 в более чем 100 странах, система стандартов GS1 является самой широко используемой в мире. (Около миллиона компаний в 133 странах мира используют стандарты GS1 в повседневной практике.)
Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia является полноправным членом Международной ассоциации GS1 и представляет интересы предприятий и организаций России и других стран.
Практически любое предприятие, не только российское, независимо от размеров и форм собственности, производящее или реализующее под своей торговой маркой продукцию, может стать членом Ассоциации и использовать все преимущества международной системы GS1 либо получить коды UPC для экспорта товаров в США и Канаду. ЮНИСКАН ведет банк данных российской продукции, имеющей штриховой код. По международной классификации, существующей в рамках GS1, выдаваемые в России коды EAN-13 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460 - 469. Тем самым все номера товаров, начинающихся с этих цифр, выданы и зарегистрированы в соответствии с международными правилами в Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia. Предварительно зарегистрировавшись в этой ассоциации, производитель может получить штрихкоды на все выпускаемые им товары.
Наиболее общие структуры товарной нумерации EAN/UPS известны как EAN-13, EAN-8, DUN-14, EAN/UCC-128. Применение каждой из них обусловлено конкретными задачами, которые хотел бы решить пользователь, и исходя из этого каждой из них соответствует свой штриховой код.
EAN-13 является стандартным номером и используется для всех видов товаров; EAN-8 используется только для тех товаров, на которые технически невозможно нанести EAN-13 из-за малого размера; DUN-14 и EAN/UCC-128 применяются для кодирования транспортных упаковок.
Структура стандартного номера EAN-13:
46 - первые две цифры, как уже говорилось выше, являются номером банка данных, выдавшего данный номер товара;
46 01234 - следующие пять цифр присваиваются Ассоциацией ЮНИСКАН предприятию, которое реализует товар под своей торговой маркой или производит его;
46 0123456789 - последующие пять цифр присваиваются непосредственно самим предприятием товару с учетом его потребительских свойств, размеров, оформления, упаковки, цвета и т.д.;
46 01234567893 - последняя цифра является контрольной и используется для проверки правильности считывания кодов специальным сканирующим устройством.
В изменение этой традиционной структуры в 1998 г. на международной встрече в Сан-Паоло (Бразилия) правлением EAN International было принято решение о переходе на структуру "9/3" - повсеместное обязательное использование 9-значных международных номеров (префиксов) предприятий (протокол EAN/MB/21-98 от 25 мая 1998 г.).
Каждому виду товара присваивается отдельный уникальный номер EAN. Отдельный уникальный номер необходим прежде всего для:
- каждого варианта потребительского товара в зависимости от типа товара, его размеров, оформления, цвета и т.д.;
- каждой упаковки товара, отличающейся по размеру;
- каждой упаковки товара, содержащей в себе несколько товаров различного вида или одного вида, имеющих, в свою очередь, свой номер;
- модификации товара, когда необходимо отличать старые поступления от новых, обладающих иными потребительскими свойствами.
Применение штриховых кодов позволяет значительно улучшить и оптимизировать производственные процессы:
- производителям осуществлять контроль, сортировку, подсчет, контроль над запасами, подборку и отгрузку;
- оптовикам производить получение товара, контроль складских запасов, отгрузку, расчет за товары;
- транспортным службам - получение товаров, отбор и отгрузку;
- розничной торговле - получение товаров, их реализацию, отгрузку со складов и контроль над запасами.
Воспользовавшись специальной программой-запросом о принадлежности штрихкода, можно отправить код товара по электронной почте в общероссийскую базу данных предприятий - пользователей товарными штрихкодами и получить ответ о самом предприятии и продукции, на которую нанесен штрихкод.
Нижняя зона этикетки EAN предназначена для отображения информации в виде штриховых кодов с использованием символики UCC/EAN-128. Надо отметить, что стандарт UCC/EAN-128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько сообщений. Например, номер товара в системе EAN и информация, касающаяся сроков хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает процесс ввода данных при помощи сканирующих устройств.
Использование кода UCC/EAN-128 позволяет не только однозначно идентифицировать грузовые поддоны, но и обеспечить эффективное управление и контроль за товаропотоком с использованием систем электронного обмена данными (ЭОД) на основе стандарта EANCOM.
Средняя часть этикетки отведена для нанесения данных в обычной форме с использованием цифр и букв и предназначена для ручного ввода информации. Здесь помещаются, например, данные о номере партии, дате упаковки, сроках хранения товара, а также его размеры и вес.
Верхняя часть этикетки предназначена для информации свободного формата. Она используется грузоотправителем для размещения логотипа или любой другой графической или текстовой информации. В соответствии со стандартом номинальный размер этикетки соответствует формату A5 ISO (148 мм x 210 мм). В ряде случаев может быть использован стандарт A7.
Усилиями организации GS1, законодателя стандартов в области товарной нумерации и обмена данными, разрабатывается глобальная сеть синхронизации данных (GDSN), представляющая собой глобальный проект, призванный предоставить торговым партнерам базирующуюся на Интернете быстродействующую и эффективную систему обмена данными в рамках цепочек поставок и получения информации о товарах и поставщиках. Идея синхронизации данных состоит в том, что поставщик продукции посылает данные о ней не многократно, всем своим возможным партнерам, а всего единожды - в стандартизированный каталог товаров. Из каталога информацию могут получить все желающие и заинтересованные в ней, а также все партеры поставщика с помощью специальной рассылки, осуществляемой по подписке. Таким образом достигаются не только минимизация ошибок (в рассылке и обновлениях), но и своевременность доставки информации и ее доступность в любой точке мира. Не менее важной функцией является упомянутый выше обмен данными - возможность запроса информации (заказа, сообщения об отгрузке товаров, счетов, товарных накладных и прочих документов), т.е. реализация электронного документооборота на основе актуальных синхронизированных данных.
Разработчики GDSN используют существующий в GS1 механизм разработки и обслуживания стандартов, позволяющий учесть особенности, имеющиеся как на региональных рынках, так и в торговле отдельными группами товаров (например, товарами повседневного спроса). Этот механизм - GS1 Global Standard Management Process (GSMP) - позволяет унифицировать процедуру рассмотрения особенностей (экспертная оценка) и включить при необходимости данные задачи в план разработок. При этом система создана так, что дополнения (в частности, национальных особенностей) можно вносить в виде расширений, без изменения основы системы. Этими расширениями могут пользоваться те, кому они необходимы. Требования, направленные на их создание, обычно формулируют представители бизнеса. Возможности системы таковы, что здесь можно реализовать практически любые требования пользователей, а уже созданные силами GS1 наработки и стандарты хорошо продуманы и документированы. Сегодня ими успешно пользуются более миллиона компаний в 155 странах мира.
В России внедрение технологии и стандартов GDSN осуществляет упоминавшаяся выше российская национальная организация ЮНИСКАН/GS1 Russia. В 2005 г. в эксплуатацию запущен российский каталог товаров (RusDP1), продолжается формирование его информационной составляющей - наполнение реальной информацией о товарах и их производителях и потребителях (поставщиках и ритейлерах), действующих на российском рынке розничной торговли.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой стандарт EDIFACT? Какая международная организация руководила процессом его создания и внедрения в практику ВЭД?
2. Перечислите основные преимущества, которые получает участник ВЭД при использовании стандарта EDIFACT.
3. Какова общая структура стандарта EDIFACT? Что понимается под элементом данных, сегментом, сообщением, обменом?
4. Сформулируйте основные положительные и отрицательные стороны использования единого стандарта EDIFACT в сравнении со стандартом SWIFT, а также с национальными стандартами.
5. Приведите примеры практики внедрения стандарта EDIFACT в различных отраслях.
6. Что представляет собой стандарт EANCOM и какова связь этого стандарта с UN/EDIFACT?
7. Какое значение для развития систем ЭОД имеет внедрение в практику ВЭД систем товарной нумерации EAN?
- Раздел I. Внешнеэкономическая деятельность в россии.
- Глава 1. Содержание, виды и формы
- Глава 2. Внешнеторговые операции и сделки
- Раздел II. Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3. Подготовка внешнеторговых сделок
- Глава 4. Проработка условий внешнеторговых контрактов
- Глава 5. Исполнение внешнеторговых сделок
- Раздел III. Применение современных
- Глава 6. Технологии электронного обмена данными
- Глава 7. Международные стандарты
- Часть 1 Справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3 Справочника определяет используемую терминологию.
- Глава 8. Средства интернета
- Глава 9. Маркетинг в электронной коммерции
- Глава 10. Риски и перспективы электронного бизнеса
- 1. Не рассылать "мусор".
- 2. Не ссориться с людьми и не скандалить.
- 3. С людьми необходимо говорить на привычном для них языке.
- 4. Не использовать без необходимости громкий крик!
- 5. Необходимо использовать краткие и четкие формулировки.
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод - эдифакт оон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности