logo search
6Основные требования к турфирмам (В

Основные требования к турфирмам Заключение договора на оказание туристских услуг с учетом обеспечения безопасности туристов

Грамотно составленный договор на оказание туристских услуг позволяет избежать многих конфликтов и создает у клиента благоприятное впечатление о туристской фирме. Как правило, каждая турфирма имеет самостоятельно разработанный шаблон договора на оказание туристских услуг. Рассмотрим основные условия, которые необходимо обязательно включить в договор, а также нюансы, на которые следует обратить особое внимание.

Договорные отношения туриста и турфирмы - это отношения заказчика и исполнителя, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с главой 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779).

Туристская деятельность относится к услугам, предусматривающим заключение договора возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель в соответствии со ст. 780 ГК РФ обязан оказать услуги лично.

Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

При невозможности исполнения договора, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Отказаться от исполнения обязательств по договору могут как заказчик, так и исполнитель. Если с такой инициативой выступил заказчик, то он обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Исполнитель имеет право отказаться от исполнения своих обязательств по договору при условии полного возмещения убытков заказчику.

Помимо гражданского законодательства туристская деятельность регулируется Федеральным законом от 24.11.96 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), Законом РФ от 07.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), а также административным (порядок получения въездных виз), валютным (виды расчетов), таможенным (правила пропуска через границу декларируемых товаров) законодательством и т.д.

Статьей 10 Закона N 132-ФЗ установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом N 132-ФЗ, - между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Данный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям (п. 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. N 452 (далее - Правила N 452).

Статьей 10 Закона N 132-ФЗ и п. 13 Правил N 452 установлен перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом, относятся:

- полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- общая цена туристского продукта в рублях;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Следует обратить внимание, что ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 14.11.2008 г. по делу N А43-8259/2008-42-249) сделал такой вывод: отсутствие в заключенном предварительном договоре о реализации туристских услуг существенных условий договора является нарушением прав потребителя и основанием для привлечения туроператора к административной ответственности.

Иные условия договора на оказание туристских услуг определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена турпродукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

- изменение сроков совершения путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Если договор на оказание туристских услуг заключается между туристом и турагентом, то в него необходимо дополнительно включить следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

- информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

- информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, в результате которых возникли основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо для уплаты денежной суммы по банковской гарантии, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Все остальные условия договора и ответственность сторон должны соответствовать требованиям, предъявляемым в договоре с туроператором.

Так, ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 06.03.2006 г. по делу N А26-8932/2005-22) вынес решение о привлечении турфирмы к ответственности за то, что она включила в договор пункт, в соответствии с которым турфирма имела право в одностороннем порядке заменять отель проживания и переносить срок турпоездки. Судебные органы подтвердили, что такие условия договора ущемляют права туриста, так как он не получает достоверной информации. Также суд постановил, что изменение условий договора в одностороннем порядке не допускается.

Кроме того, в целях обеспечения безопасности туриста туроператор, турагент при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны предоставить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

- об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровью, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов), в случае если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об иных особенностях путешествия.

Туристы, желающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

В связи с указанными нормами Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2002 г. N 45 "О мерах по предупреждению заболеваний российских граждан, выезжающих в зарубежные страны" и Федеральным законом от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено в целях предупреждения заболеваний российских граждан, завоза инфекционных заболеваний на территорию РФ информирование туроператорами и турагентами граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, а также о мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания.

При продаже туристского продукта турфирме недостаточно только проинформировать туриста и взять с него расписку. Сотрудники турфирмы обязаны пройти так называемое "гигиеническое обучение" (специальные курсы подготовки и переподготовки по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний на базе центров Госсанэпиднадзора).

В связи с этим Роспотребнадзор в рамках надзора за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей имеет право выдавать предписания об устранении нарушений санитарного законодательства и прохождении в установленный срок сотрудниками турфирм профессионального гигиенического обучения по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний. Замечу, что такие предписания довольно часто становятся предметом судебных разбирательств (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.12.2008 г. по делу N А78-3724/08, от 17.04.2009 г. по делу N А78-5145/08).

В соответствии со ст. 10 и 11 Закона N 52-ФЗ турфирма должна быть готова в любой момент представить свидетельства о прохождении профессионального гигиенического обучения сотрудниками и руководителем. В противном случае им грозит ответственность по ст. 6.3 КоАП в виде предупреждения или административного штрафа. Сотрудники турфирм должны проходить специальное обучение, даже если не сопровождают туристов в поездке.

Таким образом, во избежание возникновения конфликтных ситуаций с клиентами и контролирующими органами, туристским компаниям необходимо соблюдать требования Закона N 132-ФЗ и N 2300-1, а также гражданское законодательство.