3.12. Организационно-правовые формы страхования
Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период является его демонополизация. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, которая, как правило, относится к добровольному страхованию.
Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия.
Конкуренция во всех сферах - главное условие перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование - особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип - необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом и экономическом фундаменте.
Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей.
Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.
Законодательство Республики Беларусь не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо. Учредителями страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица.
Страховщиками (страховыми организациями) могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, создаваемые с целью осуществления страховой, а также иной деятельности, определяемой Законом «О страховании», при наличии у них уставного, резервного фондов и резервов в общей сумме не менее пяти тысяч, а для специально создаваемых перестраховочных организаций не менее пятнадцати тысяч минимальных заработных плат в денежной форме, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения определенного вида страхования или перестрахования.
При проведении страховых и перестраховочных операций в иностранной валюте страховая организация должна иметь фонд в соответствующей валюте в размере не менее пяти тысяч, а перестраховочная - пятнадцати тысяч минимальных заработных плат по действующему официальному курсу Национального банка Республики Беларусь.
В страховых организациях с иностранными инвестициями доля иностранных участников не должна превышать 49 процентов уставного фонда.
Страхователями признаются юридические и физические лица, уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком (страховой организацией). Страхователи вправе заключать договоры страхования в интересах и от имени третьих лиц.
Юридические и физические лица Республики Беларусь вправе заключать договоры страхования только со страховщиками (страховыми организациями) Республики Беларусь.
Иностранные юридические и физические лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, могут застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков Республики Беларусь. Заключение и выполнение договора страхования может осуществляться через страховых посредников (агентов и брокеров).
Страховой агент является представителем страховщика, которому последний поручает на основании контракта от имени страховщика за определенное вознаграждение осуществление страховой деятельности. Обязательства, принятые агентом в пределах полученных полномочий от имени страховщика, выполняются последним, как если бы они были приняты им самостоятельно.
Страховой брокер является независимым посредником, осуществляющим свою деятельность на основании соглашений со страхователями и страховщиками.
Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории Республики Беларусь не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Республики Беларусь не предусмотрено иное.
Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного фонда и страховых резервов, а также системы перестрахования. Страховые и перестраховочные организации, помимо страховой деятельности, в целях получения дополнительных доходов для предоставления льгот страхователям, укрепления устойчивости страхования, обеспечения гарантий по выполнению обязательств имеют право заниматься инвестиционной деятельностью, осуществлять кредитные операции после получения лицензии от Национального банка Республики Беларусь, принимать участие в создании акционерных обществ, ассоциаций, совместных предприятий, в том числе с участием иностранного капитала, а также заниматься иной деятельностью, связанной со страхованием. Основным обобщающим показателем результатов хозяйственной деятельности страховой и перестраховочной организаций является прибыль, определяемая как разница между доходами, полученными от страховой, инвестиционной и иной деятельности, и расходами на выплату страховых сумм, страхового возмещения, на ведение дела, отчислениями в резервы и фонд предупредительных мероприятий в соответствии с законодательством.
Для обеспечения защиты страхователей страховые и перестраховочные организации образуют из своих доходов следующие страховые резервы:
-
резерв по имущественному страхованию и страхованию от несчастных случаев в размере, определяемом страховой организацией по согласованию с органом государственного надзора за страховой деятельностью;
-
резерв по страхованию жизни, пенсий и медицинскому страхованию в размере, определяемом страховой организацией по согласованию с органом государственного надзора за страховой деятельностью.
Страховщики и перестраховщики, осуществляющие страховую деятельность в свободно конвертируемой валюте, образуют резервы в соответствующей валюте.
Расчет резервов производится один раз по итогам года.
Страховые и перестраховочные организации вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы в пределах, определяемых органом государственного надзора за страховой деятельностью.
Для предохранения имущества страхователей от разрушительного действия стихийных сил природы и от несчастных случаев страховая организация, проводящая операции по обязательному страхованию, образует из своих доходов по этим видам страхования фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий имеет строго целевое назначение и используется для финансирования конкретных мероприятий по предупреждению и борьбе с пожарами, падежом скота, гибелью и повреждением сельскохозяйственных культур, предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Размер отчислений в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий и порядок использования данного фонда определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Страховые и перестраховочные организации, включая организации с участием иностранных инвесторов в Республике Беларусь, подлежат обязательной государственной регистрации в органе государственного надзора за страховой деятельностью.
Для государственной регистрации страховой и перестраховочной организаций в органе государственного надзора за страховой деятельностью должно быть представлено заявление, составленное по установленной форме, с приложением следующих документов:
-
решения учредителей о создании страховой или перестраховочной организации;
-
нотариально заверенных копий учредительных документов;
-
документа кредитного учреждения, подтверждающего полную оплату (до регистрации страховой или перестраховочной организации) уставного фонда в размере, установленном статьей 6 Закона «О страховании»;
-
сведений о профессиональной пригодности двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой или перестраховочной организации;
-
копии платежного поручения, подтверждающего внесение платы за регистрацию;
-
документа, подтверждающего законность происхождения денежных средств у физических лиц, выступающих в качестве учредителей;
-
других документов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Орган государственного надзора за страховой деятельностью присваивает страховой или перестраховочной организации регистрационный номер, включает ее в реестр и выдает свидетельство о регистрации.
Государственная регистрация осуществляется не позднее 30 дней с даты получения регистрирующим органом заявления со всеми необходимыми документами.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации может последовать по мотивам:
-
нарушения установленного порядка создания страховой или перестраховочной организации;
-
несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства;
-
отсутствия или незаконного происхождения собственных финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный фонд страховой или перестраховочной организации (по заключению аудиторской организации или финансовых органов);
-
профессиональной непригодности (по заключению комиссии органа государственного надзора за страховой деятельностью) двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой или перестраховочной организации;
-
недостоверности представленной информации.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается.
Если в регистрации страховой или перестраховочной организации отказано по мотивам, признанным ее учредителями необоснованными, они могут обратиться в суд.
Любые изменения в учредительных документах подлежат обязательной регистрации с внесением необходимых изменений в реестр регистрации с взиманием платы в размере, устанавливаемом законодательством.
Замена руководителей страховых и перестраховочных организаций после регистрации последних производится по согласованию с органом государственного надзора за страховой деятельностью.
Деятельность не зарегистрированной в органе государственного надзора за страховой деятельностью страховой и перестраховочной организаций запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированных страховой и перестраховочной организаций, подлежат изъятию в государственный бюджет.
Регистрация представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Открытие за пределами Республики Беларусь филиалов и представительств, дочерних страховых и перестраховочных организаций и страховых или перестраховочных организаций с участием белорусского капитала осуществляется по разрешению органа государственного надзора за страховой деятельностью. Страховая, перестраховочная организация или страховой брокер приобретают право на осуществление страховой деятельности с момента получения соответствующей лицензии.
На каждый вид добровольного и обязательного страхования выдается отдельная лицензия, а также на перестрахование, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование.
Выдача лицензий производится на основании заявления страховой, перестраховочной организации или страхового брокера, составленного по установленной форме, с приложением следующих документов:
-
плана развития страховых операций;
-
правил или условий страхования или перестрахования;
-
образцов документов, которые будут применяться при проведении страхования;
-
экономического обоснования деятельности, включающего оценку прибыли и убытков, программу перестраховочной защиты или других гарантий обеспечения обязательств;
-
копии платежного поручения, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
Орган государственного надзора за страховой деятельностью рассматривает заявление страховой, перестраховочной организации или страхового брокера о выдаче им лицензии в течение 30 дней с момента получения всех предусмотренных настоящим Законом документов. При необходимости проведения экспертной оценки деятельности страховой или перестраховочной организации окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней с момента получения предусмотренных документов.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке. Страховые и перестраховочные организации, не получившие в установленном порядке лицензию, правом страховой деятельности не обладают.
Государственные интересы на рынке страховых услуг представляет Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах". УП «Белгосстрах», основанное на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 г. № 399 "О создании Белорусской государственной страховой коммерческой организации" (СП Республики Беларусь, 1991 г., № 30, ст.364, 1992 г., № 10, ст.179; 1993 г., № 33, ст.647). Учредителем УП «Белгосстрах» является Правительство Республики Беларусь.
Целью деятельности УП «Белгосстрах» является защита имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых УП «Белгосстрах» в установленном законодательством порядке из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).
Предметом деятельности УП «Белгосстрах» является страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств, в соответствии с перечнем видов такой деятельности, утверждаемым Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.
УП «Белгосстрах» в соответствии с Уставом осуществляет следующие виды деятельности:
1. долгосрочное и краткосрочное страхование и перестрахование:
1.1. имущественное страхование;
1.2. страхование ответственности;
1.3. страхование от несчастных случаев и болезни;
1.4. медицинское страхование;
2. страховое посредничество;
3. оценку страховых рисков и убытков;
4. консультационные услуги;
5. инвестиционную деятельность;
6. иную деятельность, связанную со страхованием.
Уставный фонд УП «Белгосстрах» составляет 2824180900 (два миллиарда восемьсот двадцать четыре миллиона сто восемьдесят тысяч девятьсот) рублей. Сформирован Уставный фонд за счет средств республиканского бюджета в размере 5000000 рублей, средств Унитарного предприятия в денежной форме в размере 150000000 рублей и недвижимого имущества на сумму 2669180900 рублей.
Источниками формирования имущества УП «Белгосстрах» являются:
-
денежные и неденежные вклады учредителя, внесенные в уставный фонд УП «Белгосстрах»;
-
доходы, полученные от реализации услуг;
-
доходы, полученные от ценных бумаг;
-
кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
-
финансирование из бюджета;
-
иные источники, не запрещенные законодательством.
Оперативное управление в УП «Белгосстрах» осуществляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь и ему подотчетен.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется органом, специально уполномоченным на это Советом Министров Республики Беларусь. Основными функциями этого органа являются:
-
регистрация страховых и перестраховочных организаций, представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь, осуществляющих деятельность на ее территории, и ведение государственного реестра страховых и перестраховочных организаций;
-
выдача страховым, перестраховочным организациям и страховым брокерам лицензий на каждый вид страховой деятельности;
-
контроль за соблюдением страховыми, перестраховочными организациями и страховыми брокерами требований законодательства о страховании;
-
обеспечение единообразного ведения страховыми и перестраховочными организациями учета и составления отчетности, формирования резервов и определения страховых тарифов;
-
разработка методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховых и перестраховочных организаций, в пределах своей компетенции;
-
обобщение страховой практики, дача страховым и перестраховочным организациям разъяснений по вопросам применения страхового законодательства и разработка предложений по его совершенствованию;
-
представление Республики Беларусь во всех организациях по вопросам страховой политики;
-
регулирование внешнеэкономической страховой деятельности;
-
контроль за выполнением страховыми и перестраховочными организациями законодательства об оплате труда.
Таким образом, в настоящее время в Беларуси наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными организациями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.).
- Тематические планы дисциплины
- 1.1. Тематический план дисциплины «Основы предпринимательства» для учащихся специальности 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
- 1.2. Тематический план дисциплины «Основы предпринимательства» для учащихся специальности 2-27 01 31 «Экономика и организация производства»
- 2. Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине «основы предпринимательства» практическим занятиям и итоговой аттестации
- 3. Методические указания по изучению дисциплины «основы предпринимательства»
- 3.1. Предпринимательство, его сущность, признаки и этапы развития
- 3.2. Организационные формы предпринимательства
- 3.3. Коммерческая тайна и ее защита
- 3.4. Порядок регистрации предпринимателей с образованием и без образования юридического лица
- 3.5. Порядок открытия расчетного счета в банках
- 3.6. Порядок ликвидации предприятия
- 3.7. Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства
- 3.8. Возможности получения кредита и показатели эффективности вложения средств
- 3.9. Экономические аспекты предпринимательского риска
- 3.10. Методы оценки предпринимательского риска
- 3.11. Сущность страхования, функции и принципы
- Структура поступления страховых взносов и страховых выплат в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2005 года, тыс. Руб.
- 3.12. Организационно-правовые формы страхования
- . Методы страхование предпринимательских рисков
- 3.14. Стратегии роста фирм
- 3.15. Перспективы развития предпринимательской деятельности
- Динамика количества зарегистрированных и активных малых частных предприятий в рб (number of small private enterprises in belarus)
- Динамика количества индивидуальных предпринимателей в рб (в тыс.) (number of individual entrepreneurs in belarus (х 1000))
- 4.1 Варианты домашней контрольной работы
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
- 1. Решение в системе капитализации.
- Вопросы для самопроверки