logo search
Учебник МФП

3. Базельский комитет по банковскому надзору

С годами при БМР сформировались различные комитеты, которые институционально не входят в состав БМР, но пользуются его материально-технической поддержкой («спутники БМР»). На базе этих комитетов проходят встречи представителей значимых центральных банков с целью проведения консультаций по определенным аспектам международной валютно-финансовой системы и, при необходимости, согласования единого порядка действий.

Наряду с Базельским комитетом по банковскому надзору (англ.: Basel Committee on Banking Supervision; сокращенно: «Базельский комитет») следует в первую очередь упомянуть Комитет по глобальной финансовой системе (англ.:Committee on the Global Financial System), к полномочиям которого относится наблюдение за финансовой системой и выработка предложений по её стабилизации, и Комитет по платежным и расчетным системам (англ.:Committee on Payment and Settlement Systems), который занимается вопросами эффективности систем платежного оборота и разрабатывает специальные директивы.

Базельский комитет появился в 1974 году как реакция на банкротство банка «Herstatt» (ФРГ) и других банков в нескольких промышленно развитых странах. До 2008 года в его состав входили представители центральных банков и (или) органов финансового надзора так называемой «Большой десятки» (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия и Швеция), а также Люксембурга, Швейцарии и Испании.

В марте и июне 2009 года состав участников Базельского комитета был расширен. В частности, большее представительство должны были получить развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Так Базельский комитет отреагировал на инициативу стран «Большой двадцатки», связанную с реформированием структуры международных финансов вследствие финансово-экономического кризиса 2007 г. Наряду с 13 членами, которые изначально входили в состав Базельского комитета, сегодня в нем работают представители Аргентины, Австралии, Бразилии, Гонконга, Китая, Индии, Индонезии, Кореи, Мексики, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Турции и ЮАР.

Задача Базельского комитета заключается в разработке принципов банковского надзора. К числу наиболее значимых принципов, разработанных Базельским комитетом, относятся Принципы надзора за международными банками («Базельский конкордат») и минимальные нормативы достаточности капитала иностранных банков («Базельское соглашение») от 1988 года, а также их новые редакции («БазельII» и «БазельIII»).

Базельский конкордат, принятый в 1975 году и в 1988 году основательно переработанный, предназначен для обеспечения всестороннего и эффективного надзора за банками, которые имеют филиалы в разных странах. В этой связи в документе, среди прочего, определены надзорные органы, которые должны быть наделены компетенцией в сфере надзора за основными и дочерними обществами.

Необходимость в наличии директив по надзору за международными банками в очередной раз проявилась в ходе скандала вокруг банка BCCI82. А начале 1990-х гг. «BankforCreditandCommerceInternational» (BCCI) был одним из крупнейших в мире: его активы насчитывали 20 млрд долларов США. Этот банк состоял, по сути, из двух частей, которые были зарегистрированы в Люксембурге и на Каймановых островах. В отличие от других международных банковBCCIне имел «материнской компании», которая бы подпадала под юрисдикцию надзорного органа страны, где банк был создан, а практически состоял из двух отделенных друг от друга частей предприятия. Вследствие этого ни один орган не имел права осуществлять надзор за банком в целом. Кроме того, банкуBCCIудалось сделать так, чтобы аудиторская проверка обеих частей предприятия проводилась разными аудиторами, т.е. общей картины деятельности банка не было ни у кого. В 1991 году в отчете, подготовленном для Банка Англии, был сделан вывод о том, что деятельность банкаBCCIв течение ряда лет в значительной мере сводилась к отработке мошеннических схем. После этого, в июле 1991 года, в результате совместных действия различных надзорных органов банк был закрыт. Реакцией на эту аферу стала переработка Базельского конкордата, в ходе которой были уточнены вопросы компетенции в сфере надзора за международными банками и условия их лицензирования.

В условиях международного долгового кризиса и риска непогашения иностранных кредитов, который грозил многим коммерческим банкам, в 1980-е гг. Базельский комитет начал заниматься вопросами обеспеченности банков собственным капиталом. Первое Базельское соглашение, принятое в 1988 году, устанавливало минимальный норматив достаточности собственного капитала на уровне 8% от активов банка, которые взвешивались исходя из степени присущего им риска. В 1999 – 2005 гг. эти принципы были пересмотрены. Так называемые «принципы Базеля II»состоят из трех основных компонентов:

  1. обязательства по обеспечению достаточности капитала должны быть точнее согласованы с фактическими рисками для активов;

  2. качество надзора за достаточностью капитала и риск-менеджментом должно быть повышено;

  3. объем возлагаемых на банки обязанностей публиковать сведения должен быть увеличен.

Имплементациястандартов Базеля IIот 2005 года в ЕС была осуществлена на базе двух директив (Директива 2006/48/EC«О начале и ведении деятельности кредитных учреждений» и Директива 2006/49/EC«О соразмерной обеспеченности собственным капиталом инвестиционных фирм и кредитных учреждений»).

После финансово-экономического кризиса 2007 года Базельский комитет в декабре 2010 года принял решение о внесении многочисленных измененийв разработанные им принципы достаточности собственного капитала. Наряду с изменением порядка расчета собственного капитала были оптимизированы и расширены требования на уровне всех трех компонентов. Соответствующие нормативы, получившие название «Базель III», предназначены для улучшения способности банковского сектора справляться с потрясениями, оптимизации риск-менеджмента и повышения требований к прозрачности. С целью практической реализации новых правил в России 28.12.2012 г. Банк России принял «Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций», а 30.05.2014 г. – «Положение о порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("БазельIII")».

Тот факт, что Базельский комитет работает на основе принципа консенсуса и имеет в своем составе представителей органов банковского надзора государств-членов, служит гарантией имплементации его рекомендаций на уровне национальных законодательств. Однако, с точки зрения международного права, эти рекомендациине имеют обязательной силы, поскольку Базельский комитет не является ни международной организацией, решения которой подлежат обязательному исполнению, ни даже международной конференцией, которая занимается разработкой и принятием текстов международных договоров. Тем не менее, в действительности эти директивы соблюдаются странами, представители которых входят в состав Базельского комитета.

Базельский комитет передает разработанные им рекомендации также в центральные банки и надзорные органы государств, которые не являются его членами. Тем не менее, соответствующие центральные банки и надзорные органы часто претворяют стандарты Базельского комитета в жизнь, поскольку это повышает конкурентоспособность банков на международном уровне. Так, например, Базельское соглашение применяется на практике более чем в 100 странах. Фактическистандарты Базельского комитета выполняютфункцию гармонизациина уровне государств, которые в нем представлены, и многих других стран.

ВАЖНО! Стандарты банковского надзора, разработанныеБазельским комитетом,не имеют обязательной силы, нофактически применяются всеми значимыми надзорными органами.

Вопросы на закрепление и повторение к § 9 IV:

  1. В чем заключаются особенности правового статуса Банка международных расчетов (БМР)?

  2. Почему БМР называют «банком центральных банков»?

  3. Какими аспектами банковского надзора занимается Базельский комитет, и какое правовое и фактическое воздействие оказывают разработанные им стандарты?

1Система «КонсультантПлюс».

2См. Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 № 849 «О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации»; «Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации январь - июнь 2014 года» // «Вестник Банка России», № 107 - 108, 02.12.2014.

3Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944).- Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный Валютный Фонд, 1994. С. 1 - 95.

4Например, § 1 Закона ФРГ о поощрении стабильности и роста экономики 1967 г. (нем.:Stabilitätsgesetz).

5Обязательство избегать ограничений по текущим валютным платежам (п."а" разд.2 ст.VIIIСтатей Соглашения МВФ) было принято Российской Федерацией в полном объеме еще в 1996 г., см. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».

6Официальный курс доллара США будет зафиксирован на уровне 6,3 боливара для расчетов на продовольствие и медикаменты. Новая система Sicad-1 предназначена для оплаты импорта по льготному курсу (12 боливаров/$). Sicad-2, где заявки на покупку валюты раньше могли делать физические лица, станет биржей. // Елизавета Базанова. Венесуэла ищет спасение в новой валютной системе. «Ведомости», 23.01.2015 г.

7Например, на банкнотах Российской Империи было указано: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 рубль = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота).»

8Кстати, Советская Россия (а затем и СССР) были редкими исключениями из этого правила: в 1922 г. нашей стране пришлось ввести в оборот обеспеченные золотом рубли, т.к. иначе она не могла торговать с зарубежными странами, а такая торговля требовалась для индустриализации экономики.

9Официальный вебсайт: http://www.imf.org.

10США вступили в 1-ую мировую войну, которая началась летом 1914 г., лишь в 1917 г. (и стали задействовать свои войска, направленные в Европу, только в 1918 г., т.е незадолго до конца войны). Во 2-ую мировую войну (началась 01.09.1939 г.) США вступили в 1941 г., а в Европу отправили войска в 1943 г. (в Италию) и в 1944 г. (в Нормандию). Кроме того, экономика США не пострадала настолько сильно, как экономика Европы в результате этих войн, человеческие жертвы со стороны США в обеих войнах были не столь многочисленны, население США даже значительно возросло за счет эмигрантов из Европы. В связи с этим известен тезис о том, что всё это позволило США получить экономическое преимущество перед европейскими странами и стать экономической державой № 1 в мире.

11Не случайно в 1965 г. Президент Франции де Голль официально потребовал от Президента США Джонсона обменять на золото 1,5 млрд. долларов США, накопленных Национальным банком Франции, точно по установленному курсу: 16 500 т золота (=три четверти золотого запаса США того времени). Власти США заявили, что могут расценить эту акцию Франции как недружественную. После этого де Голль объявил о выходе Франции из военной организации НАТО.

12Резолюция Совета управляющих МВФ № 31-4 от 30 апреля 1976 г.

13Достаточно вспомнить «медный бунт» в России в 1662 г. – восстание городских низов против повышения налогов в годы русско-польской войны 1654 – 1667 гг. и выпуска (с 1654 г.) медных монет: номинал этих медных монет (в копейках и рублях) многократно превышал рыночную стоимость содержащегося в монете металла (меди), поэтому медные монеты сильно обесценивались по сравнению с серебряными.

14Россия была официально приглашена в состав этого объединения в 1997 г. и впервые приняла участке в саммите «Большой восьмёрки» в 1998 г. Однако после «украинского кризиса» 2014 г. формат этой параорганизации, видимо, на продолжительное время вернулся к «Большой семёрке» (без России).

15Петченко М.А. Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров // "Юрист-международник", 2006, № 2.

16Официальный вебсайт: http://www.financialstabilityboard.org.

17http://www.financialstabilityboard.org/about/fsb-members/.

18Supachai Panitchpakdi. Inaugural Ceremony / International Business Conference on Global Economic Governance & Challenges of Multilateralism. Dhaka, Bangladesh, 17 January 2004. Jan Wouters, Jed Odermatt. Comparing the "Four Pillars" of Global Economic Governance: A Critical Analysis of the International Design of the FSB, IMF, World Bank and WTO // Journal of international Economic Law, 2014, 17 (1) P. 49 - 76.

19Лифшиц И.М. Правовое оформление антикризисных мер на международном и региональном уровнях // Право и экономика. 2014.N9. С. 17 - 24. Lastra/Wood, The Crisis of 2007 – 2009: Nature, Causes, and Reactions // Journal of International Economic Law, 2010, p. 531 ff.

20Официальный вебсайт: https://g20.org.

21http://ru.g20russia.ru.

22Письмо Банка России от 03.09.2009 г. № 105-Т «О регулировании систем материального стимулирования в кредитных организациях».

23Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития».

24Этот курс публикуется на официальном сайте Банка России по адресу:http://www.cbr.ru/currency_base/daily.aspx.

25Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы Двадцати» (г. Санкт-Петербург, сентябрь 2013 г.), п. 53. До этого такое же решение было принято на Саммитах в Сеуле, Каннах и Лос-Кабосе.

26Персональный состав МВФК указан на сайте МВФ: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/groups.htm.

27 Англ.: Joint Ministerial Committee of the Boards of Governors of the Bank and Fund on the Transfer of Real Resources to Developing Countries.

28 http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/eds.aspx

29К программе расширенного финансирования обращалась Россия в 1998 г.

30= ставка процентов по СДР (рассчитывается каждую неделю) + фиксированная маржа, ежегодно устанавливаемая Исполнительным советом МВФ.

31В июле 2005 г. на саммите «Группы восьми» в г. Глениглсе было принято рещение, согласно которому Россия обязалась участвовать в программе кредитования МВФ по снижению бедности и обеспечению роста (Poverty Reduction Growth Facility), принятой в рамках осуществления инициативы по списанию многосторонней задолженности беднейших стран. В 2006 – 2008 гг. Россия добровольно внесла 5,71 млн. СДР на счет субсидий МВФ, открытый для реализации этой программы (распоряжение Правительства РФ от 04.08.2006 г. № 1081-р).

32Эти письма о намерениях публикуются на сайте МВФ.

33 Qureshi / Ziegler. International Economic Law. 3rd ed., 2011, 224 – 238.

34Решение № 6056-(79/38) от 02.03.1979 г.

35Решение Исполнительного совета 10464-(93/130) от 13.09.1993 г. // http://www.imf.org/external/pubs/ft/sd/2013/123113.pdf.

36 См. Factsheet IMF Surveillance // http://www.imf.org/external/np/exr/facts/surv.htm.

37 http://www.imf.org/external/np/ms/2014/043014a.htm.

38Соответствующие сообщения публикуются на сайте МВФ:http://www.imf.org/external/news/default.aspx?pn.

39BGH,IIZR216/92,NJW1994, 390;BGH,XIZR16/,NJW1994, 1868.

40Постановление ФАС Московского округа от 06.05.2010 № КГ-А40/2302-10 по делу № А40-40103/08-132-343.

41Указание Банка России от 04.09.1998 № 344-У «О приостановлении резидентами выплат в пользу нерезидентов по срочным валютным контрактам»

42Сообщение Банка России от 13.09.1996 г. «О вступлении Банка России в Банк международных расчетов» // «Бизнес и банки», № 39, 1996.

43ФРГ совершила последний платеж в 2010 г. // Леонид Млечин. Двойная мировая. Журнал "Огонёк" № 28 от 21.07.2014, стр. 24.

44Тексты жэтих документов опубликованы на официальном сайте БМР:www.bis.org/about/legal.htm.

37