logo search
Страхование для рассылки

3. Процедура определения ущерба и страхового возмещения при страховании имущества

Правилами страхования имущества, разрабатываемыми страховщиками в соответствии с действующим законодательством обычно предусматривается перечень действий осуществляемых страхователем и страховщиком при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.

Страхователь (выгодоприобретатель) обязан:

  1. принять разумные и доступные меры в сложившихся обстоятельствах, направленные на уменьшение возможных убытков;

  2. уведомить о наступлении страхового случая страховщика (или его представителя) незамедлительно или в срок и способом, указанным в договоре страхования (ч. 1 ст. 962 ГК РФ);

  3. сообщить о страховом случае в соответствующие органы согласно их компетенции – органы пожарного надзора, Госгортехнадзор, МВД, МЧС, аварийно-спасательные службы, жилищно-эксплуатационное управление и др.;

  4. сохранить поврежденное вследствие страхового случая, его остатки, если это не приведет к увеличению ущерба или уменьшению безопасности для людей, и обеспечить представителю страховщика условия для беспрепятственного осмотра имущества, выяснения причин наступления страхового случая, установления размера убытка;

  5. получить в компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая, характер и объем причиненного им вреда.

Для получения страховой выплаты страхователь (выгодоприобретатель) должен предъявить страховщику заявление на выплату страхового возмещения в связи со страховым случаем, подлинник страхового полиса, документы компетентных органов, подтверждающих наступление страхового случая, его причину и последствия.

Процесс определения ущерба и размеров страхового возмещения зависит от вида застрахованного имущества (строения, транспорт, продукция и товары), стихийного бедствия (пожар, землетрясение, наводнение), аварии или несчастного случая, а также статуса, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности страхователя.

Страховщик после получения от страхователя (выгодоприобретателя) уведомления о страховом случае осуществляет следующую типовую процедуру мероприятий, которая состоит из следующих этапов:

  1. Установление факта гибели или повреждения имущества;

  2. Установление перечня пострадавших объектов и принадлежности застрахованного имущества;

  3. Определение причины нанесения ущерба и решение вопроса о наличии страхового или нестрахового случая;

  4. Расчет суммы ущерба и страхового возмещения.

Обычно в течение трех дней после получения уведомления от страхователя о страховом случае, страховщик должен приступить к составлению страхового акта (составляется специалистом компании) или аварийного сертификата (составляется специалистом аварийно-комисарской фирмы – аварийным комиссаром). Страховой акт и аварийный сертификат являются документами одинакового целевого назначения. Они должны в соответствии с правилами страхования составляться в течении 7-10 дней момента начала работ по ним. При необходимости для расследования страхового случая и составления страхового акта (аварийного сертификата) могут привлекаться независимые эксперты.

Ущербом в имущественном страховании считается:

При проведении страховщиком экспертизы ущерба, он должен убедиться в том, что:

Возмещение по пострадавшему или полностью уничтоженному имуществу выплачиваются следующим образом:

Существует четыре способа возмещения ущерба: денежное возмещение; ремонт; замена; восстановление.

В то же время, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю) полностью или частично, если: