logo search
Управление ликвидностью коммерческого банка

2.1 Централизованный подход к управлению ликвидностью

Управление ликвидностью - это процесс, преследующий цель ограничить риск потери банками ликвидности, т.е. риск недостаточности денежных поступлений для покрытия их оттока. Управление предполагает, кроме прочего, контроль состояния способности банков обеспечить своевременное и полное выполнение своих обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов.

Централизованный подход к управлению банками осуществляется главным банком страны в следующих формах:

административное регулирование (регистрация, лицензирование, установление требований и ограничений, применение санкций, надзор за деятельностью, предоставление рекомендаций).

индикативное регулирование (установление обязательных нормативов, норм резервов, норм отчислений в резервы, определение процентной политики, корреспондентских отношений, операций с ценными бумагами и т.д.).

Главный банк страны издает нормативно-правовые акты, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, учреждений независимо от форм собственности, а также для физических лиц.

С целью обеспечения финансовой надежности и защиты интересов клиентов банка была разработана система экономических нормативов (нормативы капитала, риска, нормативы ликвидности и т.д.).

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим уровень ликвидности и платежеспособности коммерческих банков в Украине, является Постановление НБУ от 28.08.2001 года №368 "О порядке регулирования деятельности банков в Украине". В России регулирование ликвидности банков осуществляется посредством комплекса нормативов на основании Инструкции ЦБР от 03.12.2012 года №139-И "Об обязательных нормативах банков". Оба нормативных акта предусматривают определенный перечень нормативов ликвидности, которые являются обязательными к исполнению всеми банками страны (см. таблицу ниже).

Таблица 2.1

Перечень нормативов ликвидности банков Украины и России

Украина

Россия

Название

Обозначение

Название

Обозначение

Норматив мгновенной ликвидности

Н4

Норматив мгновенной ликвидности

Н2

Норматив текущей ликвидности

Н5

Норматив текущей ликвидности

Н3

Норматив краткосрочной ликвидности

Н6

-

-

-

-

Норматив долгосрочной ликвидности

Н4

Как следует из таблицы, законодательство двух стран предусматривает как одинаковые так и разные по названию нормативы. Расхождение в следующем: в Украине нет норматива долгосрочной ликвидности, а в России отсутствует норматив краткосрочной ликвидности. Далее нами анализировалось наличие (или отсутствие) расхождений в порядке расчета одноименных нормативов.

Норматив мгновенной ликвидности банка регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня.

Таблица 2.2

Сравнение порядка расчета норматива мгновенной ликвидности

Название

Украина

Россия

Порядок расчета

Высоколиквидные активы /

Текущие обязательства

Лам / Овм-0,5 Овм*

Расшифров

ка числителя

Наличные средства, средства на корреспондентском счете в НБУ, средства на корсчетах в других банках

Лам - средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках-резидентах РФ, во Внешэкономбанке, в банках стран, имеющих страновые оценки "0", "1", в Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Европейском банке реконструкции и развития, средства в кассе банка

Расшифров

ка знаменателя

Средства на корсчете НБУ в банке, средства Госбюджета, средства по требованию субъектов хозяйствования физлиц и небанковских учреждений, просроченная задолженность по срочным вкладам других банков, транзитные счета по операциям с клиентами

Овм - обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении

Овм* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования

Сравнение порядка расчета норматива мгновенной ликвидности показало, что числитель рассчитывается одинаково в обеих странах. Что касается знаменателя, то российская Инструкция более детально указывает счета, остатки по которым должны быть приняты во внимание при расчете. В целом, можно утверждать, что принципиальных расхождений нет.

Норматив текущей ликвидности банка ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней.

Таблица 2.3

Сравнение порядка расчета норматива текущей ликвидности

Название

Украина

Россия

Порядок расчета

Активы первичной и вторичной ликвидности /

Обязательства банка

Лат / Овт-0,5 Овт*

Расшифров

ка числителя

Активы банка с конечным сроком погашения до 31 дня

Лат - финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки.

Расшифров

ка знаменателя

Обязательства банка с конечным сроком погашения до

31 дня

Овт - обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней.

Овт* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30

календарных дней

Нельзя утверждать, что порядок расчета нормативов текущей ликвидности полностью идентичен в обеих странах. Для выявления точных расхождений требуется более детальное сравнение состава активов и обязательств. Отметим, что принципиальный подход к расчету нормативов одинаков.

Принятый в Украине норматив краткосрочной ликвидности устанавливается для контроля способности банка выполнять принятые им краткосрочные обязательства за счет ликвидных активов. Норматив краткосрочной ликвидности (КЛ) определяется как соотношение ликвидных активов (Адо1г) к краткосрочным обязательствам (Одо1г):

Н6 = КЛ = Адо1г / Одо1г (1.1)

В расчет норматива краткосрочной ликвидности включаются ликвидные активы и краткосрочные обязательства с начальным сроком погашения до одного года.

К ликвидным активам при расчете норматива краткосрочной ликвидности включаются:

?наличные средства;

?банковские металлы;

?средства на корреспондентских счетах, которые открыты в Национальном банке и других банках;

?краткосрочные депозиты, которые размещены в Национальном банке и других банках;

?краткосрочные кредиты, которые предоставлены другим банкам.

К краткосрочным обязательствам относятся:

?средства до востребования;

?средства бюджета Украины;

?краткосрочные кредиты, которые получены от Национального банка и других банков;

?краткосрочные депозиты других банков и клиентов;

?краткосрочные ценные бумаги собственного долга, эмитированные банком;

?обязательства и требования по всем видам гарантий, поручительств, авалей.

Установленный в России "норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:

Н4= (Крд/К+ОД+0,5О*) х100%, (1.2)

где, Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям;

К - собственный каптал банка;

ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, за исключением суммы полученного банком субординированного кредита (займа, депозита) в части остаточной стоимости, включенной в расчет собственных средств (капитала) банка, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней

О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедших в расчет показателя ОД".

Таблица 2.4

Сравнение значений нормативов ликвидности

Название

Украина

Россия

Обозначение

Значение

Обозначение

Значение

Норматив мгновенной ликвидности

Н4

Не менее 20%

Н2

Минимально допустимое 15%

Норматив текущей ликвидности

Н5

Не менее 40%

Н3

Минимально допустимое 50%

Норматив краткосрочной ликвидности

Н6

Не менее 60%

-

-

Норматив долгосрочной ликвидности

-

-

Н4

Минимально допустимое 120%

По данным таблицы видно, что значения нормативов ликвидности для банков Украины и России различно.

Большую роль в регулировании ликвидности банков играют механизмы главного банка страны по формированию обязательных резервов, а также рефинансирования кредитных организаций. Механизм усреднения обязательных резервов является наиболее доступным инструментом регулирования текущей ликвидности. Суть его заключается в том, что кредитная организация получает право не перечислять в главный банк часть обязательных резервов в размере определенной величины, но поддерживать определенный неснижаемый остаток на своем корсчете в главном банке.

С момента вступления в силу Положения Банка России от 4 августа 2003 года №236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", многие коммерческие банки стали заключать соответствующие соглашения с ЦБ РФ о предоставлении внутридневных кредитов и кредитов "овернайт” (overnight). Как правило, кредитные организации активно используют возможности внутридневных кредитов и кредитов "овернайт” для поддержания мгновенной/текущей ликвидности.

Указанные выше формы централизованного подхода к поддержанию ликвидности банков показывают, что возможность использования внутридневных кредитов позволяет им сократить остатки на корреспондентских и субсчетах и, следовательно, высвободить средства для других активных операций.

Главный банк страны, со своей стороны, расширяет список активов, принимаемых в залог, за счет кредитных договоров и поручительств по ним. Он также уменьшает дисконт по облигациям, принимаемым в залог, и может ввести механизм револьверного репо, способный ускорить получение банками кредита.

В свою очередь отрицательным фактором является то, что в обеих странах главный банк не практикует средне - и долгосрочное кредитование коммерческих банков, а так же то, что финансирование под залог ценных бумаг является практически единственным системным инструментом для получения дополнительной ликвидности в сложной для коммерческого банка ситуации.

В целом, сравнительный анализ централизованного подхода к регулированию ликвидности банков в Украине и России позволяет констатировать следующее:

1. В обеих странах присутствует нормативный акт, регулирующий ликвидность банков.

2. В каждой стране установлены нормативы ликвидности. Их состав различен.

3. Порядок расчета одноименных нормативов принципиально одинаков.

4. Нормативное значение показателей ликвидности в Украине и России разное.

5. Кроме установления нормативов в каждой стране главный банк стремиться содействовать поддержанию ликвидности банков осуществляя рефинансирование и контроль.