3.3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В текущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров.
В основе стабилизационных процессов лежат в том числе изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики, сформированные во второй половине 2011 г. Данные изменения были направлены на исправление сложившихся макроэкономических дисбалансов и создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста.
Среди наиболее значимых мер можно отметить:
· Отказ от эмиссионного кредитования государственных программ. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил кредитование госпрограмм за счет эмиссионных ресурсов. Соответствующее обязательство закреплено в соглашении с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.
Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк может осуществлять изъятие ликвидности для недопущения избыточного роста денег в экономике;
· Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок. В частности, это потребовало резкого повышения номинальных процентных ставок во второй половине 2011 г.
Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012 г. Средние процентные ставки межбанковского рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре 2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.;
· Использование гибкого механизма курсообразования. Система курсообразования, при которой на каждый год устанавливались жесткие границы колебаний обменного курса, сегодня, в условиях высокой мировой нестабильности, не позволяет адекватно реагировать на изменения внешних условий и сохранять сбалансированность экономики. В то же время гибкий режим курсообразования позволяет обменному курсу реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры, осуществляя автоматическую корректировку внешнеэкономических дисбалансов.Поэтому Национальный банк стремится постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму "управляемого плавания".
В рамках данного режима обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции проводятся Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса.
При этом устойчивость обменного курса поддерживается не напрямую -- за счет валютных интервенций Национального банка, а косвенно -- за счет мер эмиссионной и процентной политики.
В 2012 г. при проведении курсовой и денежно-кредитной политики Национальный банк сохраняет приверженность отмеченным принципам.
Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством сосредоточил свои усилия на решении данной задачи.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19--22%.
При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме "управляемого плавания" и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты -- низкой инфляции -- создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости -- стабильности обменного курса.
Важнейшей задачей является также увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.
Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство реализуют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. С учетом предстоящих выплат по погашению внешнего долга задача-минимум -- не допустить снижения резервов по сравнению с уровнем на начало года.
Основными источниками увеличения международных резервных активов в 2012 г. являются:
1) сбалансированная внешняя торговля. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить (+2,3) -- (+2,7)% к ВВП;
2) прямые иностранные инвестиции в экономику страны. В 2012 г. предполагается привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 3,7 млрд. долл. США.
Достижение заявленных целей во многом обеспечивается за счет сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
С конца февраля 2012 г. Национальный банк осуществляет изъятие у банков ликвидности для недопущения избыточного роста денежной массы. На 1 июля 2012 г. объем рублевых средств банков, размещенных в депозиты и краткосрочные облигации Национального банка, составил 2,7 трлн. руб.
Процентная политика Национального банка направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Такая процентная политика требует взвешенного подхода, учитывающего интересы как заемщиков, так и вкладчиков.
Национальный банк обеспечивает поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку начать понижение ставок. С начала 2012 г. ставка рефинансирования снижалась сем раз. В результате ставка была снижена на 15 процентных пунктов, до 30% годовых. По оценкам Национального банка, уровень ставки в реальном выражении составляет 4--8% годовых (Приложение Б).
Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития инфляционных процессов в экономике, изменения ситуации в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Однако в любом случае уровень ставок будет нацелен на защиту рублевых сбережений от инфляции и превышение их доходности по сравнению с иностранной валютой.
Основным итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики.
В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности.
Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики. За полгода прирост цен на потребительские товары составил 10,5%. Данный уровень инфляции соответствует верхней границе целевого коридора -- 22% в годовом выражении.
Наряду с внутренней обеспечивается внешняя сбалансированность экономики.
Сальдо внешней торговли скорректировалось и достигло положительного уровня. По итогам января -- мая 2012 г. с учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов сальдо составило (+1,2) млрд. долл. США, или (+5,2)% к ВВП.
Сальдо текущего счета также сложилось положительным и за январь -- май 2012 г. Составило 798,0 млн. долл. США, или 3,5% к ВВП. При этом с точки зрения внешнего финансирования и макроэкономического развития устойчивым для Республики Беларусь считается дефицит текущего счета не выше 5% к ВВП.
В условиях макроэкономической стабилизации и улучшения внешней торговли повышается сбалансированность внутреннего валютного рынка. За первое полугодие 2012 г. предложение иностранной валюты превысило спрос на нее и сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 1,2 млрд. долл. США.
В условиях избыточного предложения иностранной валюты белорусский рубль за первое полугодие 2012 г. укрепился ко всем основным валютам: к доллару США -- на 0,4%, к евро -- на 3,1%, к российскому рублю -- на 2,9%.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
- 1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
- 1.2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 2. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
- 2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
- 2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
- 2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 3. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
- 3.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 3.2 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 ГОДЫ
- 3.3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 2 Анализ тенденций и современного состояния белорусской банковской системы
- Понятие и признаки банковской системы. Виды банковских систем
- 35.Национальная банковская система: понятие и структура
- Структура банковской системы.
- Банковская система
- Структура банковской системы.
- 34. Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь.
- 20. Банковская система и ее роль в национальной экономике