1.1 Роль анализа финансового состояния в системе банковского менеджмента
Прежде, чем мы начнём проводить анализ финансового состояния кредитной организации, разберемся, что представляет собой система банковского менеджмента.
Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела [29].
Банковский менеджмент - это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ [23].
Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, то есть на надежность и доверие вкладчиков.
Управление представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только формулами и расчетами. Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора [14, с. 103].
О.И.Лаврушин рассматривает банковский менеджмент, как совокупность 2-х блоков [27]. (Рисунок 1)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
|
1. Управление активами и пассивами 2. Управление ликвидностью 3. Управление собственным капиталом 4. Управление заемным капиталом 5. Управление банковскими рисками 6. Управление кредитным портфелем 7. Организация внутрибанковского контроля |
|
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ |
|
1. Администрирование системы организации и оплаты труда 2. Организация подбора и расстановки персонала 3. Организация системы подготовки персонала |
Рисунок 1 - Структура банковского менеджмента
Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.
Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.
Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которыми они имеют дело. Однако постановка цели - максимизация прибыли банка - зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными предприятиями и т.д.
Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.
Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.
Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.
Как система банковский менеджмент включает такие элементы, как объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение. Объектом управления являются:
- операции, совершаемые банком (активные, пассивные и за балансовые), в результате чего банк добивается достижения поставленных целей и задач;
- результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;
- персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.
Субъекты управления банком можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган. Управление ими банковской системой и конкретными банками осуществляется посредством принятия определенных законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Цель такого управления, сводящегося к правовому регулированию, надзору и контролю, - обеспечить устойчивость банковской системы, доверие к ней общества. Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений в процессе своей деятельности. Эту задачу решают внутренние органы управления банком. К ним относятся совет директоров банка и исполнительное руководство (менеджмент) банка. Менеджмент банка включает высший исполнительный орган (правление банка), руководителей функциональных и управленческих подразделений, а также комитетов (кредитного комитета, казначейства, службы внутреннего контроля, кредитного управления и т.д.).
Деятельность всех внутренних органов управления банком регулируется специальными нормативными документами, утверждаемыми соответствующим образом. Инструменты управления подразделяются на обще-банковские и относящиеся конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка. К обще-банковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики и т.д. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д.
Использование каждого инструмента сопровождается применением соответствующих процедур, т.е. определенных действий. Так, банковская политика как инструмент предполагает использование таких процедур, изучение сложившегося состояния банка и потребностей клиентов; постановку целей и задач развития банка; разработку предложений каждым подразделением по достижении этих целей и задач; обсуждение и координацию выдвинутых предложений, принятие решений.
Одной из необходимых признаков хорошо управляемого банка есть соответствие его деятельности нормативным требованиям органов банковского надзора и законодательству страны. Тем не менее этого недостаточно. Качество банковского менеджмента определяется совокупностью таких факторов, как стиль руководства, методы преодоления конкуренции, размер и структура банка, эффективность применяемых методов управления, лидерство и компетентность в определении политики, стратегии и управленческих функций.
Таблица 1 - Задачи банковского менеджмента
Задачи |
Содержание задачи |
|
1.Банковская политика |
1. Разработка комплекса программ и проектов, обеспечивающих достижение целей банка 2. Разработка методологии управления деятельности 3. Разработка организационной структуры в соответствии выбранной политикой развития 4. Стратегия управления персоналом: - в области определения эффективности; - в области мотивации; - в области продвижения персонала. |
|
2.Банковский маркетинг |
1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг 2. Установка целей краткосрочных и долгосрочных 3. Выбор конкретных рынков и выявления потребностей клиентов 4. Внедрение новых услуг и контроля за реализацией программ внедрения |
|
3.Создание банковских услуг |
1. Разработка методов изменения свойств, формы денежных средств для удовлетворения потребностей клиентов 2. Внедрение новых банковских технологий |
|
4.Формирование клиентской базы, обслуживание, продажа услуг |
1. Укрепление позиций банка на освоенных сегментах рынка банковских услуг 2. Завоевание новых рынков 3. Появление конкурентоспособности, расширение ресурсной базы 4. Получение прибыли |
|
5. Экономика и финансы |
1. Приращение капитала 2. Управление ликвидностью и прибылью 3. Обеспечение стабильного развития 4. Обоснование финансовых решений 5. Управление расходами и доходами |
|
6. Информационно - аналитическое обеспечение |
1. Создание системы информационно - аналитического планирования и реализация операций |
|
7. Администрирование |
1. Приведение организованной структуры в соответствие выбранной стратегией 2. Повышения квалификации работников |
Часто блестящие характеристики руководящего состава банка считаются признаками четкого, высокоэффективного управления. Наличие квалифицированного руководства хотя и очень важный фактор, тем не менее он не должен рассматриваться как единый критерий для определения качества управления. Эффективность процесса управления зависит от способности предусматривать будущее, мыслить на перспективу и пристально контролировать риски. Определяющими есть также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка. Кроме того, успех этого дела невозможный без приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностей банка. Как видим, большинство перечисленных признаков не подлежат количественному измерению и принадлежат к группе качественных характеристик банковского менеджмента.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Теоретико-методологические аспекты анализа финансового состояния кредитных организаций, как процедуры банковского менеджмента
- 1.1 Роль анализа финансового состояния в системе банковского менеджмента
- 1.2 Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния коммерческого банка
- 1.3 Основные методики оценки финансового состояния коммерческого банка
- 7.1. Цель и задачи диагностики кризиса в кредитных организациях. Критерии финансового состояния кредитных организаций
- Тема 2.5. Анализ финансового состояния и результатов деятельности кредитной организации. Вопросы для обсуждения
- Финансовый менеджмент и финансы организаций
- Менеджмент и маркетинг в банковской деятельности Раздел I. Основы организации банковского менеджмента
- 32. Основные характеристики банковского менеджмента в кредитной организации
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- 1.1 Финансовое состояние банка как главный объект финансового анализа
- 1.1. Содержание финансового менеджмента в кредитных организациях
- 1.14. Банковский менеджмент