2.3 Основные проблемы российского рынка торгового эквайринга
Уже не раз отмечалось, что объем российского рынка торгового эквайринга довольно скромный в сравнении с развитыми экономиками США и Западной Европы. Анализ показывает, что существуют как минимум три причины, объясняющие такое положение дел.
Низкий уровень финансовой культуры значительной части российского населения. Наиболее ощутимо влияние этого фактора в сегменте среднего класса, который традиционно обеспечивает значительную часть торгового оборота по картам на развитых финансовых рынках. Традиционность российского потребителя, которая часто проявляется в форме желания «видеть» деньги, его недоверие к финансовым институтам создают серьезные ограничения на пути распространения безналичного торгового оборота.
Невысокая заинтересованность торговых точек в организации расчетов затовары и услуги по платежным картам. На практике распространены две типовые ситуации, и обе они характерны в большей степени для предприятий малого, в отдельных случаях среднего бизнеса.
Рассмотрим первую ситуацию. Предприятие не принимает к оплате за товары или услуги пластиковые карты, так как по тем или иным причинам не желает платить эквайринговую комиссию банку. Учитывая, что обычно спрос на оплату по карте, особенно в российских регионах, невысок, предприятие резонно предполагает, что не потеряет клиентов по этой причине. Кроме того, встречаются ситуации, когда предприятие не устанавливает терминал по приему к оплате карточек, но понимает, что это может негативно отразиться на динамике продаж. В этом случае банку предлагается установить на своей территории банкомат, что позволит косвенно поддерживать платежную инфраструктуру в торговой точке и при этом не только не платить эквайринговую комиссию банку, но и дополнительно зарабатывать на сдаче банку в аренду небольшой площади под банкомат. Такой подход наносит серьезный удар по привычной схеме организации пластикового бизнеса. Это демотивирует клиента поддерживать значительный остаток на карточном счете, так как с большой вероятностью клиенту придется платить комиссию за выдачу наличных в «чужом» банкомате.
Рассмотрим вторую типичную ситуацию. Ряд торговых предприятий обслуживаются в банке по торговому эквайрингу, имеют подключенное и функционирующее оборудование, обученный штат. Однако при желании клиента расплатиться картой находятся различные причины, в результате действия которых оплата картой становится невозможной: от якобы временно отсутствующей связи с процессинговым центром до выходного дня у «специального кассира», имеющего «уникальные навыки работы на платежном терминале». Все это также оказывает негативное влияние на общую ситуацию на рынке пластиковых карт.
3. Затраты, сопутствующие установке терминального оборудования. Торговые организации вынуждены нести затраты на создание канала коммуникации с процессинговым центром. С учетом того, что каналы коммуникации в российских регионах развиты слабо, единовременные затраты могут оказаться весьма существенными. Авторизация через Интернет требует дополнительных затрат со стороны банков, а использование телефонного соединения замедляет проведение операций по карте в 4-5 раз, что неудобно как держателям карт, так и торговым организациям.
- Введение
- 1. История появления и типы пластиковых карт
- 1.1 Краткий экскурс в историю платежных пластиковых карт
- 1.2 Типы банковских платежных карт
- 1.3 Российские карточные платежные системы
- 2.Обслуживание банковских пластиковых карт
- 2.1 Банк-эмитент и банк-эквайрер
- 2.2 Торговый эквайринг
- 2.3 Основные проблемы российского рынка торгового эквайринга
- 2.4 Инфраструктура
- 2.5 Факторы, сдерживающие развитие рынка
- 3. Перспективы развития рынка пластиковых карт
- 3.1 Основные причины и факторы роста рынка
- 3.2 Меры, необходимые для стимуляции увеличения количества безналичных операций по пластиковым картам
- 3.3 Маркетинг банковских карточных продуктов
- 3.3.1Привлечение новых карточных счетов
- 3.3.2Привлечение новых держателей карт с помощью расширения спектра дополнительных услуг
- 3.3.3 Отбор кредитоспособных владельцев карточек для продажи им других видов банковских и небанковских продуктов
- 3.3.4Расширение сети торговых точек, принимающих к оплате карты банка
- 3.3.5 Стимулирование активности владельцев карточек
- 3.4 Сегментирование клиентской базы
- 3.5 Прочие банковские продукты на основе пластиковых карт
- Тема 25 Операции коммерческого банка с пластиковыми картами
- Тема10. Механизм применения пластиковых карточек в коммерческом банке и пути его совершенствования
- 5.Порядок организации работы с пластиковыми картами в коммерческом банке.
- 2.2 Анализ работы с пластиковыми картами оао «урса Банк»
- 43. Операции коммерческих банков с пластиковыми картами
- Классификация пластиковых карт
- 50.Пластиковые карты.
- 2.1. Виды пластиковых карт, выпускаемые оао «смп Банком». Порядок оформления пластиковых карт.
- 12.Пластиковые карты.