2.1 Правовой статус Банка России как органа страхового надзора
Деятельность Банка России законодательно определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральным законом « О банках и банковской деятельности, а теперь еще с 2014 года и федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ». А это означает, что Банк России является на сегодняшний день не только контрольным органом на финансовом рынке, но и органом страхового надзора.
В соответствии со ст. 1 ФЗ « О банках и банковской деятельности» банк это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. О банках и банковской деятельности: фед.закон. от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 20.04.2015) // Рос.газ.- 1996. - № 27.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным согласованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства - 2014. - № 31.- Ст.4398. А также согласно Закону «Об организации страхового дела в РФ» Банк России является органом страхового надзора, а следовательно призван обеспечить соблюдения страхового законодательства, защиту прав и законных интересов участников страховых отношений, эффективное развитие страховой системы страны в целом.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными компетенциями. Романова, Н.В Страховой рынок и мегарегулятор // Современные технологии управления. - 2014. - 12. - С.48. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Юргенс, И.Ю Страховой рынок: вызовы и перспективы // Юридический журнал. - 2014. - № 1. - С.20-23.
Банк России как орган страхового надзора осуществляет следующие функции:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
5) мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.
А также орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.
Таким образом, в деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления.
Во-первых, Банк России принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль - контроль допуска на рынок страховых услуг. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ «Об организации страхового дела».
Во-вторых, в обязанности Банка России входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела - страховщиками, брокерами, агентами. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности.
Третье направление деятельности Банка России в страховом деле - оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.
- Введение
- Глава 1 Теоретические положения деятельности органа страхового надзора.
- 1.1 Понятие, основные задачи и функции страхового надзора
- Реформа государственного страхового надзора
- Зарубежный опыт государственно-правового регулирования страховой деятельности
- Глава 2. Правовое регулирование деятельности Банка России как органа страхового дела
- 2.1 Правовой статус Банка России как органа страхового надзора
- 2.2 Формы и метода страхового надзора
- Глава 3.Проблемы регулирования деятельности органа страхового дела
- 4.3 Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
- Тема 6. Правовое регулирование страхового надзора за субъектами страхового дела
- Тема 6. Правовое регулирование страхового надзора за субъектами страхового дела
- 77.Правовое регулирование страховой деятельности
- Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности
- Тема 2. Правовое регулирование страхового дела
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- 4.3 Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
- 10. Правовое регулирование страховой деятельности