logo search
Правовое регулирование органа страхового надзора

1.1 Понятие, основные задачи и функции страхового надзора

Переход к рыночной экономике закономерно привел к изменению характера взаимоотношений государства с субъектами страхового дела. На смену государственному управлению страховой сферой пришло государственное регулирование и контроль (надзор).

Вопрос о сущности страхового надзора является одним из самых дискуссионных в юридической науке. В юридической литературе существует множество определений страхового надзора.

Ю.А. Колесников определяет страховой надзор как разновидность государственного административного надзора, осуществляемого уполномоченными государственными органами. Данный подход, на наш взгляд, является односторонним, он не учитывает место и роль страхового надзора в системе финансового контроля. Кузнецова, Е Государственное регулирование страховой деятельности в РФ / Е // Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 1. - С.174. Искажение его финансово-правовой природы неизбежно сказывается на эффективности контрольной деятельности и, в конечном счете, на состоянии страхового рынка страны. Фактически такую же позицию занимает и О.В. Кононенко. Аксютина, С.В Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы / С.В Аксютина // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С.115. По ее мнению, страховой надзор представляет собой деятельность органов исполнительной власти, осуществляемую в целях обеспечения законности и безопасности деятельности субъектов страхового дела, а также полноценного развития страхового рынка государства.

Многие ученые рассматривали страховой надзор как институт административного права. Так, например, Л.Н. Клоченко, изучая судебную практику привлечения страховщиков к ответственности, оценивает Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» как отраслевой закон для страховой деятельности сферы административного права. Аксютина, С.В Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы / С.В Аксютина // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С.116. Невозможность наложения органом страхового надзора административных штрафов на страховщиков она объясняет отсутствием нормативно закрепленных соответствующих полномочий в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также в Положении о ФСФР, так как ранее функции страхового надзора выполняла ФСФР. Закономерно возникают два вопроса: что такое отраслевой закон административного права и почему он имеет преимущества перед Кодексом РФ об административных правонарушениях. Действительно, преимущества закон имеет, но только потому, что это - источник финансового права, а страховой надзор - разновидность финансового контроля. Смешение финансово-правового и административно-правового регулирования неизбежно ведет к дестабилизации страховой сферы, создает препятствия для ее развития. Использование слова «надзор» еще не дает оснований для признания страхового надзора разновидностью административного надзора.

Поэтому на сегодняшний день страховой надзор необходимо рассматривать как финансово-правовой институт и разновидность юридической деятельности. Кузнецова, Е Государственное регулирование страховой деятельности в РФ / Е. Кузнецова // Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 1. - С.175.

Опираясь на теорию юридической деятельности, страховой надзор можно также определить как осуществляемую с помощью разнообразных методов и форм деятельность уполномоченного субъекта, направленную на реализацию государственной политики в сфере страхования. Страховой надзор обладает следующими признаками: носит государственно-властный характер (в своей деятельности орган страхового надзора использует два основных метода воздействия - убеждение и принуждение); имеет правовой характер; реализуется через деятельность Банка России; распространяется на участников страховых правоотношений; носит непрерывный характер.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Об организации страхового дела: закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. 08.03.2015) // Рос.газ. - 1993. - № 6.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В настоящий момент в соответствии с Законом № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон «Об организации страхового дела» органом страхового надзора является Банк России.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Согласно ч.4 ст. 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ» Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

5) мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.

Основное значение при осуществлении страхового надзора придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования. Аксютина, С.В Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы / С.В Аксютина // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С.117. Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний о принципах, на которых основана деятельность страховых организаций. В то же время страховщик является профессионалом в данной области, а потому он может злоупотреблять своими знаниями в ущерб интересам клиентов.

Одной из особенностей страховой услуги является разрыв во времени между датами уплаты страховых взносов страхователем и осуществления страховщиком страховых выплат. Кузнецова, Е Государственное регулирование страховой деятельности в РФ / Е. Кузнецова // Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 1. - С.176.

Заключение договора страхования является лишь началом взаимоотношений сторон, которые продолжаются в течение всего срока действия договора. Страховщик сначала получает страховые взносы, а страховые выплаты ему придется производить гораздо позже, когда произойдет страховой случай. Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить, окажется ли страховщик способен произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.

Итак, страховой надзор - контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования.

Проанализировав данное понятие можно сказать, что страховой надзор носит исключительно публичный характер. Страховой надзор является разновидностью государственного финансового надзора. Он нацелен на обеспечение соблюдения страхового законодательства, защиту прав и законных интересов участников страховых отношений, эффективное развитие страховой системы страны.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 234-ФЗ « О внесении изменений в Закон «Об организации страхового дела» были внесены существенные изменения. В частности, глава IV закона стала называться «Надзор за деятельностью субъектов страхового дела» ранее «Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела». Из этого некоторые ученые сделали совершенно непонятный вывод о том, что с 1 января 2014 г. в России перестанет существовать государственный страховой надзор.

И с этим стоит не согласиться, так как законодатель привел в соответствие форму и содержание. Страховой надзор не может иметь негосударственный характер. Полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. За нарушение правовых предписаний орган страхового надзора имеет право применять к виновному субъекту меры финансово-правового принуждения.