logo
П

Собственник для России

Последние 30-40 лет развития экономики показывают, что частный собственник эффективнее государственного. Есть теория, что в период тяжелых катаклизмов очень важно государственное участие в экономике, чему пример Британия времен Второй мировой войны.

Частный собственник эффективнее государственного

Россия пребывает в раздумье: куда дальше? Назад - в госсобственность или вперед - в частные руки...

Аналитики и консультанты, изучающие опыт последних пятнадцати лет новейшей истории России, делают порой очень противоречивые выводы. Одни говорят: «За отчетный период частный собственник своей эффективности не продемонстрировал...» Есть и контраргументы.

Мне думается, не было еще возможности сравнить эффективность той или иной модели. Аргументы найдутся в пользу любой теории. Государство и население на перепутье.

Население пока не готово к большему участию частной собственности в экономике, парламент не настаивает на этом, правительство не торопится. Процесс идет естественно, но в этот процесс периодически вмешивается государство (в зависимости от своих интересов).

Людям пока ничего не надо...

Индивидуализм как признак здоровья

Здорового индивидуализма нет. Люди должны быть готовы к испытаниям, люди должны быть более ответственными перед своей семьей, перед самими собой. Если с тобой что случится, как будет жить твоя семья? Ни у бедных, ни у богатых такой мысли даже не возникает. Система соцобеспечения очень сильно расхолаживает. И хотя она уничтожена, мало кто это осознает.

Здорового индивидуализма нет. Люди должны быть готовы к испытаниям

Все зависит от будущего поколения.

О коррупции

Российская коррупция стала притчей во языцех. Мне коррупция представляется довольно традиционным явлением, неотъемлемой частью нашего менталитета. Бороться с коррупцией, конечно, необходимо, но вот побороть ее репрессивными методами едва ли получится...

Коррумпированность бывает разной.

Существуют взятки, которые некий чиновник получает за совершение незаконных действий. Здесь все предельно ясно - это «чистый» криминал.

Есть взятки, которые чиновник берет для того, чтобы выполнить действия, входящие в круг его профессиональных обязанностей. Не дашь такому денег - и он ничего не сделает, хотя и обязан. В этом случае взятка - это своеобразное дополнительное вознаграждение за услуги.

Криминальные взятки распространены у нас гораздо меньше взяток «за услуги». Причина коррумпированности чиновников, на мой взгляд, - это следствие неразвитости общественных институтов.

Когда в России будут созданы нормальные лоббистские институты, когда будут созданы соответствующие благотворительные фонды и партийные кассы, работающие в рамках законодательства, только тогда появится реальный противовес коррупции. В этом случае «потенциальная» взятка конкретному чиновнику поступит, например, в кассу политической партии, которая назначает чиновника на его пост. Ответственность за работу чиновника, соответственно, в такой ситуации ложится на партийную верхушку, отвечающую за эффективную работу своего «ставленника». В этом случае процесс станет как бы более цивилизованным, как бы более квалифицированным. Деньги, которые чиновник мог бы положить в свой карман, начнут работать на общее благо.

Сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как раннюю стадию развития внутриобщественных отношений. Со временем это должно измениться.

Результатом борьбы с коррупцией будет еще большее удорожание услуг чиновников, но плата будет взиматься через кассу Когда «западные» люди говорят о русской коррупции, они, прежде всего, имеют в виду высокий уровень преступности, откровенного криминала. Что же касается отношений с чиновниками, то они хотят одного - удешевления услуг. То есть взятки «за услуги» воспринимаются иностранцами как одно из правил игры, но «ценник» кажется им очень завышенным. К сожалению, господа, дешевле не будет. Будет только дороже.

Результатом борьбы с коррупцией будет еще большее удорожание услуг чиновников, но плата будет взиматься через кассу. Удорожание услуг - это плата за снижение рисков.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. «СТРАШНЫЕ СЛОВА»

Бюджетный ликбез для депутатов * Инфляция как ожидание * Слово в защиту гиен * Еще о дефолте 1998 года * Прожорливые американцы

Бюджетный ликбез для депутатов

Как влияет дефицит государственного бюджета на инфляцию в стране? Инфляция - важный показатель. Все ее чувствуют. К примеру, государственные расходы влияют на стоимость картошки на рынке. Очень хотелось, чтобы эти достаточно теоретические вещи были простым и понятным языком объяснены депутатам, которые, собственно, голосуют за бюджет. И чтобы они, когда голосуют, подходили к этому вопросу очень ответственно. Чтобы они не думали, что самое важное чтение - третье. Ведь чем отличаются чтения по бюджету?

Первое чтение - это основные параметры: доходы, расходы, дефицит. Освещаются три этих, по сути, главных параметра, утверждается прогноз экономического развития и изучаются вопросы обменного курса.

Второе чтение бюджета - это разбивка по крупному блоку.

Третье - это разбивка бюджета по конкретным расходным статьям.

На четвертом чтении происходит решение общих юридических вопросов.

Депутаты твердо уверены, что самое важное - третье чтение. Потому что именно от этого чтения зависит - выберут каждого конкретного депутата в следующую избирательную кампанию или нет. Выбьют ли они для своего родного края или для своего родного предприятия какую-нибудь субсидию, какой-нибудь кусочек. Для них это - самое главное.

Инфляция - это налог, который бьет по карману каждого из ста пятидесяти миллионов человек Так вот, хотелось бы заложить в их светлые головы, что самое важное - первое чтение. Почему? Потому что именно первое

чтение определяет уровень инфляции в стране. А инфляция - это налог, который бьет по карману каждого из ста пятидесяти

миллионов человек. Это налог скрытый.

Мы в свое время сделали специальную книжку, где я написал, каким образом все это происходит. Практически - финансовый

ликбез для депутатов - и, собственно, депутатам ее и раздали. Трудно сказать, помогло это или нет, но мы пытались.