logo
П

О рисках: разумных и неразумных

Пусть немного, но регулярно - это главное правило. Не менее важно и то, чего не следует делать.

Я считаю, что человеку, который не разбирается в фондовом рынке, не стоит покупать ценные бумаги самостоятельно. Если у человека нет как минимум двух часов в день для мониторинга информации по этой тематике, то ему нечего делать на фондовом рынке, а надо воспользоваться услугами профессиональных инвестиционных консультантов.

Пусть немного, но регулярно - это главное правило

Несведущему человеку не стоит покупать акции, независимо от того, кто ему их прорекламировал. В противном случае деньги будут потеряны почти наверняка.

Конечно, есть люди, осознанно проигрывающие деньги в казино: они получают от этого удовольствие - щекотание нервов и адреналиновый допинг. На фондовом рынке тоже можно проиграть деньги и получить массу удовольствия, но в этом случае вряд ли это стоит называть словом «инвестиции».

Если же речь все-таки идет про инвестиции, то дилетанту не стоит вкладывать деньги в индивидуальные ценные бумаги, а воспользоваться другими финансовыми инструментами, представляющими собой «инвестиционные корзины», работой которых управляют профессионалы.

Наиболее разумно принести деньги в паевой инвестиционный фонд.

Игра хороша, когда хочется получить удовольствие; для того чтобы заработать, играть не стоит.

Игра хороша, когда хочется получить удовольствие; для того чтобы заработать, играть не стоит Не стоит пытаться поймать «пик» или «яму» - если это кому-то и удается, то происходит это абсолютно случайно. Заранее просчитать массовое сознание с такой точностью невозможно. Не нужно гнаться за перепадами - это провальная стратегия.

Нельзя вкладывать все деньги в одну ценную бумагу: какой бы красивой и понятной ни была она сегодня, завтра она может оказаться бумагой-изгоем.

Не нужно гнаться за перепадами - это провальная стратегия

Необходимо создавать диверсифицированный инвестиционный портфель. Я нередко сталкиваюсь с беспокойными гражданами, сравнивающими динамику роста доходов ПИФов и отдельных ценных бумаг-лидеров. Акции «Газпрома», например, в прошлом году принесли своим владельцам доход, примерно на 25 % превышающий доходность паевых фондов. Сильные «задним умом» граждане делают поспешный вывод: однородный пакет акций «Газпрома» доходнее, а значит, лучше смешанного портфеля ПИФа. Это глупая позиция. Человек, принимающий на себя риски одной ценной бумаги, рано или поздно оказывается в проигрыше.

Многих вводят в заблуждение журналисты, занимающиеся сравнением доходности ПИФов и отдельных акций. Подобное сравнение иначе как идиотизмом не назовешь!

В портфелях паевого фонда - несколько десятков «имен»: только это может быть реальной гарантией снижения рисков: страховка от повторения «Юкоса».

Никогда нельзя инвестировать последние деньги. Даже стопроцентная уверенность в надежности и доходности фондового рынка может оказаться фикцией. Любой рынок - это риск.

Самое разумное - держать часть средств на депозите в банке, часть вложить в фондовый рынок, часть обратить в недвижимость или какие-нибудь иные «осязаемые активы». Подобная «первичная» диверсификация личного кошелька - это еще одна дополнительная защита от рисков.

Совершенно неоправдан риск инвестирования заемных денег. Очень многие люди, поддавшись на ажиотаж, закладывают дома и квартиры для того, чтобы инвестировать эти средства в фондовый рынок и заработать «кучу» денег. Например, банк дает кредит под залог недвижимости на десять лет. Деньги вкладываются в фондовый рынок и начинают работать.

Любой рынок - это риск Прошлый год был закончен в «плюсе»; возможно, и в этом году доход превысит проценты от банковского кредита. Это может повториться и на третий, и на четвертый год, но однажды обязательно произойдет неизбежное, и все плюсы могут оказаться легче одного жирного минуса. В результате «игроки» могут оказаться и без денег, и без недвижимости.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. «ТРОЙКА ДИАЛОГ»

Право на существование * Российская компания западного образца * ..А потом появился ваучер * Рисковые американцы * Интересные люди * Ситуация меняется * «Тройка Диалог»: цифры и факты * Что важнее: «private» или «banking»? * Менеджерами не рождаются * «Скелет» компании должен быть гибким * Система измерения успешности * Корпоративная культура

Право на существование

В конце восьмидесятых годов минувшего столетия я работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, который возглавлял академик Макаров, входивший в совет директоров первого в СССР совместного советско-американского предприятия «Диалог». СП было создано в период перестройки и к концу 1980-х объединяло почти сорок компаний в разных отраслях в разных республиках СССР. Была идея акционировать эти предприятия, а акции распределить между сотрудниками. Соответственно, там, где есть акции, должен быть оборот. А где есть оборот, должна быть брокерская контора.

Первоначально мы хотели создать внутреннюю биржу для этого СП. Я помог в разработке всех документов для ее основания, которые, кстати, в дальнейшем были взяты за основу при создании ММВБ.

Итак, нам понадобилась брокерская контора. Поэтому мы решили зарегистрировать первую в России брокерскую компанию под названием «Тройка Диалог». Это было сделано в январе 1991 года. Тогда у истоков компании стояло четыре человека. Один из них, американец Питер Дерби, выделил нам небольшой стартовый капитал - 35 тысяч долларов.

Там, где есть акции, должен быть оборот. А где есть оборот, должна быть брокерская контора В то же время в компанию пришел Рубен Варданян, который был студентом старших курсов в МГУ. В первые годы своего существования компания занималась операциями, связанными с приобретением активов, поскольку как такового фондового рынка не было. Практиковали консультационную деятельность. Прежде всего, работали с компаниями, входившими в Американскую торговую палату, для них приобретали активы в России. Например, для Philip Morris мы приобретали Краснодарскую табачную фабрику, был проект с Tetra Laval, с Lafarge по приобретению цементных заводов, с Cargill по приобретению глюкозо-паточного комбината.

Изначально мы четко сформулировали, чего хотим от компании, по каким стандартам она должна развиваться и какую корпоративную культуру мы должны строить. С самого первого дня работы у нас была четкая стратегия развития компании. Этим мы очень сильно отличались от других российских компаний.

В 1990-е годы мало кто мог позволить себе такую роскошь - слишком высоки были риски. Нам же повезло: четкое видение собственника на организацию деятельности компании сильно облегчило работу. Но, с другой стороны, это одновременно было и минусом - приходилось отказываться от многих возможностей, открывающихся перед нами. Однако принципы наши оставались неизменными. Кроме того, основными клиентами «Тройки» были западные компании, которые и диктовали все стандарты. Российские коммерческие банки просто собирали деньги у клиентов и покупали на них активы своим акционерам, а мы этого не делали. Мы были неинтересны олигархическим структурам, и это дало компании возможность спокойно развиваться.

Нашим главным конкурентным преимуществом было то, что мы занялись бизнесом, необходимость которого тогда для многих была неочевидна. Этот бизнес не имел у нас исторических корней, что было и его преимуществом, и его недостатком. Для меня же было очевидно: если будет рыночная экономика, должен быть и фондовый рынок. Но если бы вы провели в начале 1990-х маркетинговые исследования, чтобы выяснить, есть ли спрос на инвестиционно-банковские услуги, я думаю, ответ был бы отрицательным. Нам надо было доказывать право на свое существование.

И мы его доказали.