19. Экономическая сущность рынка. Функций рынка. Классификация рынка. Сущность инфраструктуры рынка.
Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Классификация
Типы рынков по объему купли-продажи: 1) Рынок товаров и услуг: Существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов. 2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления): Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов. 3) Рынок труда. 4) Рынок научно-технических разработок и инноваций. Рынки по типу конкуренции: 1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности. 2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции. Рынки по территориальному признаку: - местный, -национальный, -региональный, -мировой. Рыночная экономическая система выполняет различные функции: 1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями2) Ценообразование 3) Информационная 4) Регулирующая 5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства) Признаки свободного рынка: 1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг. 2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке. 3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.
Функции
К функциям рынка относятся:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
- 16. Экономические системы: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная: сущность и значение
- 17. Типы экономических систем, их сущность и значения.
- 18. Модели экономических систем
- 19. Экономическая сущность рынка. Функций рынка. Классификация рынка. Сущность инфраструктуры рынка.
- 20. Деньги как экономическая категория. Эволюция денег. Стоимость и цена. Виды цен.
- Виды цен
- Розничная цена
- Оптовая цена
- Закупочная цена
- 21.Функций денег. Закон денежного обращения. Основные функции денег
- Закон денежного обращения
- 22. Денежная система. Характеристика и структура денежных агрегатов. Сущность денежного рынка.
- 23. Денежно-кредитная политика: основные направления. Принцип кредитования. Формы кредита.
- 24. Банки и их функций. Сущность банковской системы. Коммерческие банки и их основные функций.
- 25. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 26. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 27. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Механизм рыночного равновесия.
- 28. Понятие конкуренций. Условие возникновения конкуренций. Виды конкуренций: совершенная и несовершенная.
- 29. Монополистические объединения: характерные черты и сущность.
- 30. Антимонопольное законодательство. Методы антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика. Формы государственного регулирования экономики.
- Антимонопольная политика Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.