27. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Механизм рыночного равновесия.
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
К неценовым факторам относят:
Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурс отдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение.
Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.
Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции.
Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов.
Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др.
Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства.
Эластичность предложения – это показатель относительного изменения объема предложения товаров в соответствии с относительным изменением цены. Коэффициент эластичности предложения (Е p) равен отношению изменения предложения к цене, вызвавшей это изменение:
На эластичность предложения влияют следующие факторы: издержки на предприятиях, степень загрузки производственных мощностей, мобильность, гибкость, возможность быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, наличие свободной рабочей силы и др.
Механизм рыночного равновесия.
В условиях свободной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Ситуация, при которой количество товара, предлагаемого к продаже QS, равно количеству товара QD, которое покупатели намерены приобрести, называется рыночным равновесием по данному товару.
Равновесное количество продукции QE устанавливается при равновесной цене PE .Равновесная цена – это такое значение цены, при котором величина спроса равна величине предложения (QD = QS). Равновесное количество товара QE – то, которое продается при равновесной цене. Точка, где пересекаются графики спроса и предложения – это состояние равновесия по данному товару.
Положение, при котором цена оказывается выше равновесного значение, называют избыточным. Оно характеризуется затовариванием. Если же цена окажется ниже этого значения, положение характеризуется избыточным спросом, формируется дефицит.
П ри цене PE QS=QD, достигается состояние равновесия. Это положение, при котором количество товара, предлагаемого к продаже, равно количеству товара, которое покупатели намерены приобрести.
При цене P2 выше равновесной QS>QD, возникает избыток (затоваривание равно QS2 – QD2). При цене P1 ниже равновесной QS<QD, формируется дефицит (равен QD1 – QS1).
- 16. Экономические системы: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная: сущность и значение
- 17. Типы экономических систем, их сущность и значения.
- 18. Модели экономических систем
- 19. Экономическая сущность рынка. Функций рынка. Классификация рынка. Сущность инфраструктуры рынка.
- 20. Деньги как экономическая категория. Эволюция денег. Стоимость и цена. Виды цен.
- Виды цен
- Розничная цена
- Оптовая цена
- Закупочная цена
- 21.Функций денег. Закон денежного обращения. Основные функции денег
- Закон денежного обращения
- 22. Денежная система. Характеристика и структура денежных агрегатов. Сущность денежного рынка.
- 23. Денежно-кредитная политика: основные направления. Принцип кредитования. Формы кредита.
- 24. Банки и их функций. Сущность банковской системы. Коммерческие банки и их основные функций.
- 25. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 26. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 27. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Механизм рыночного равновесия.
- 28. Понятие конкуренций. Условие возникновения конкуренций. Виды конкуренций: совершенная и несовершенная.
- 29. Монополистические объединения: характерные черты и сущность.
- 30. Антимонопольное законодательство. Методы антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика. Формы государственного регулирования экономики.
- Антимонопольная политика Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.