logo
+5 Тезисы лекций

Тема 4. Регулирование объема и структуры денежной массы

  1. Современные теории денег.

  2. Понятие и структура денежной массы. Денежные агрегаты

  3. Закон денежного обращения

4. Сущность и значение денежного мультипликатора. Эффект самовозрастания денег.

5. Практика денежного таргетирования.

1. В зависимости от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Различают три основные теории денег- металлическую, номиналистическую, количественную. Металлическая теория денег возникла в Англии в XVI-XVII в.в. одним из основоположником теории являлся У.Стаффорд. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег (металлических) бумажными, поэтому они выступали против бумажных денег. Согласно данной теории-деньги имеют внутреннюю ценность (цена денежной единицы- цена ее золотого содержания), деньгам присущи функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления.

Номиналистическая теория денег возникла в XVII-XVIII в.в., первые представители- Дж.Беркли, Дж.Стюарт. Положения номинализма во многом определяются переходом к бумажно-денежному обращению. Исходя из бумажно-денежного обращения номиналисты заключают, что деньги по своей природе - не имеющая стоимости идеальная абстрактная количественная величина, которая в косвенной форме является измерителем ценности товаров. В косвенной форме т.к. сами деньги стоимости не имеют. В основе их теории лежат два положения:

- деньги создаются государством;

-стоимость денег определяется их номиналом, установленного государством.

Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег. Оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, номиналисты наделяли их «стоимостью», «покупательной силой», установленной государственным законодательством.

Заслуга номиналистов – первые попытки разработки кредитной теории. Номиналисты опирались на две функции денег - средства платежа и мера стоимости. Теория номинализма- это кредитно-денежная теория. Положения номиналистической теории были широко применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции 20-х г.г. окончательно опроверг концепцию номинализма в теориях денег.

Основоположники количественной теории денег- Ж.Боден, Д.Юм, Дж. Милль, Ш.Монтескье. Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения обращения в результате столкновения денежной и товарной масс устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом Ирвингом Фишером (1867-1947). Он отрицал трудовую стоимость, и выделял шесть факторов, от которых зависит «покупательная сила денег»:

-количество наличных денег в обращении;

-скорость обращения денег;

-средневзвешенный уровень цен;

-количество товаров;

-сумма банковских депозитов;

-скорость депозитно-чекового обращения.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.

Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М.Фридмен.

Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х - начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России. Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и известная "рейганомика", реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар.

В соответствии с монетаристской концепцией вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой Фридмен и его последователи рассматривают две модели - краткосрочную и долгосрочную. В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложения денег повторяется неоднократно в течение длительного времени, то это стимулирует рост объемов производства, продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаризм считает соблюдение основного денежного закона, устанавливающего связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта:

m = у + i,

где m - долгосрочный темп роста предложения денег; у - долгосрочный темп роста реального продукта; i - темп ожидаемой инфляции (контролируемый государством темп роста цен). Цель долгосрочной денежной политики - стабилизация инфляции и превращение ее в полностью прогнозируемую. С позиций монетаризма такая экономическая политика, ориентирующаяся не на краткосрочные изменения хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, наилучшим образом содействует поддержанию оптимальных темпов экономического роста. В настоящее время монетаризм уже не является полным антиподом кейнсианской концепции развития экономики. Сегодня существует некий кеинсианско-неоклассический синтез - самостоятельная теоретическая модель, аккумулирующая элементы обеих экономических теории.

2. Денежная масса- это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, обслуживающих хозяйственный оборот. Денежная масса- показатель, характеризующий денежный оборот.

В денежной массе различаются:

1) активные деньги, которые обслуживают наличный и безналичный оборот (к их числу относятся деньги повышенной эффективности);

2) пассивные деньги - те, которые потенциально могут быть использованы для расчетов (сюда относятся накопления, резервы, остатки на счетах, т.е. денежные средства на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках, депозитные сертификаты и так называемые квазиденьги. Их нельзя использовать как покупательное и платежное средство, но они являются динамичным компонентом денежной массы.

Для регулирования денежной массы используются показатели ее объема и структуры денежной массы- денежные агрегаты, которые различаются шириной охвата тех иди иных финансовых активов и степенью их ликвидности.

Денежные агрегаты - один из показателей, используемых для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов ростов и объема денежной массы.

Национальный банк РК использует при формировании денежно-кредитной политики: М0, М1, М2 , М3

-М0- наличные деньги в обращении (банкноты и монеты Нацбанка РК);

-М1- это М0 + депозиты населения и юридических лиц до востребования в тенге (переводимые), средства на расчетных, текущих счетах;

-М2-это М1+ срочные депозиты в тенге, депозиты населения и юридических лиц до востребования (переводимые) в иностранной валюте;

М3- это М2 + срочные депозиты в иностранной валюте.

Агрегат М1- это денежная база- в узком определении, агрегат М2- это денежная база в широком определении. Таким образом денежная база – это сумма наличных денег (М0) и обязательные резервы коммерческих банков на корсчетах в Нацбанке. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального Банка, его возможности выполнять свои обязательства. Эта категория денег может прямо контролироваться Центральным Банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы.

В разных странах число денежных агрегатов различно. В США, России используютя 4 агрегата, во Франции, Великобритании-два, в Японии и Германии-три.

З. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между

количеством, обращающихся товаров, уровнем их цен, скоростью обращения денег и количеством денег в обращении.

Факторы, влияющие на количество денег в обращении:

•количество, реализованных товаров (прямое влияние)

•уровень товарных цен (прямое)

• скорость обращения денег (обратное)

• степень развития кредита (обратное)

• степень развития безналичных расчетов (обратное)

Закон денежного обращения близок к формуле обмена Ирвинга Фишера:

M*V = P*Q M = PQ/V (зa год);

М - масса денег, которое необходимо стране для нормального денежного обращения;

Р - средний уровень цен на продаваемые в стране товары и услуги;

Q- общий объем продаж этих товаров и услуг за год;

V - скорость обращения денег (среднее число оборотов денежной массы за определенный период).

В реальности произвести подобные расчеты сложно, но данное уравнение выражает главные зависимости, складывающиеся в макроэкономике.

В теоретическом плане широко распространено убеждение, что воздействуя на V, можно отрегулировать цены и реальные размеры национального дохода. Однако для этого надо создать конкретный механизм государственного регулирования денежного обращения.

В условиях золото - монетного стандарта закон денежного обращения не нарушался, т.к. действовал механизм сокровищ.

В условиях бумажно - денежного обращения действие закона денежного обращения проявляется в том, что в случае его нарушения рынок реагирует на это нарушение повышением цен на товары (подтягивая потребности товарооборота в деньгах к денежной массе). Под нарушением закона денежного обращения понимается явление когда денежная масса не соответствует потребности товарооборота в день. Нарушение закона денежного обращения ведет к обесцениванию денег.

  1. Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) и для прогнозирования предложения денег используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется

N= М / В,

где N-денежный мультипликатор;

М- денежная масса (М2);

В- денежная база (резервные деньги) – наличные деньги вне Национального Банка РК, депозиты банков второго уровня в Национальном Банке. С другой стороны денежная база-это чистые денежные обязательства Национального банка: кредиты Национального Банка Правительству (размещенные в Нацбанке государственные ценные бумаги), чистые иностранные активы Нацбанка, прочие чистые активы, кредиты Нацбанка коммерческим банкам и т.д.)

Денежный мультипликатор показывает, как увеличивается денежная база с ростом денежной массы. Пример: денежный мультипликатор равен 3, это значит, что каждый тенге денежной базы обладает способностью создавать денежную массу суммой 3 тенге.

Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов); соотношения срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня процентных ставок по срочным депози там).

5. Кроме традиционных методов регулирования денежного обращения центральные банки используют еще один метод - таргетирование.

Таргетирование- установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ог­раничиваются ли темпы прироста одного или нескольких де­нежных агрегатов.

Впервые публикацию целевых показателей денежных агрега­тов начала в 1974 г. ФРГ. Основа установления целевых по­казателей в ФРГ была заложена еще в 1967 г. Законом о со­действии стабильности, в рамках которого были определены ориентиры таких макроэкономических показателей, как уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. Распространению практики установления такого рода ориентиров для регулирования денеж­ного обращения способствовали в 70-е годы значительное ус­корение инфляции, обострившее проблему замедления темпов роста денежной массы, и введение режима плавающих валютных курсов, ослабившее влияние внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денеж­ной массы были установлены в США, в 1976 г.— во Франции, в 1977 г. — в Великобритании и Японии. В настоящее время целевые ориентиры публикуются во многих странах (в начале 80-х от них отказались центральные банки Японии и Ка­нады).

Таргерирование представляет собой ус­тановление прямых ограничений изменению денежной массы, но ограничений, носящих индикативный характер. Оно может «работать» даже в форме установления центральным банком не контрольных цифр, а простых прогнозов (как это было в Япо­нии в 1979 г.). Степень реализации такого рода контроля зависит от двух моментов:

1) от того, насколько соблюдение установленных ориентиров подкрепляется применением иных методов регулирования;

2) от того, насколько велико доверие рынка к потенциальной способности центрального банка применить находящиеся в его распоряжении методы регулирования для достижения этих ори­ентиров.

Тем самым действенность установления целевых ориентиров ставится в зависимость от эффективности применения прочих методов регулирования и состояния денежного обращения, во многом определяющего как твердость намерений центрального банка, так и реакцию рынка.

Существует и обратная связь между установлением ориен­тиров динамики денежной массы и действенностью других мето­дов регулирования денежного обращения, используемых цент­ральным банком. Она состоит в том, что наблюдение за соответ­ствием реальной динамики денежной массы установленным ориентирам позволяет достаточно точно определить, когда воз­никает необходимость вмешательства регулирующих органов.

Собственный механизм воздейст­вия целевых ориентиров заключается в изменении под влиянием намеченных ориентиров инфляционных ожиданий индивидуальных участни­ков денежного рынка и экономических контрагентов вообще. Возможно важнейшим дополнительным каналом воздействия политики денежных ориентиров, через который можно непосред­ственно уменьшить инфляционное давление, является воздейст­вие объявленных целей на инфляционные ожидания в обществе. Поскольку величина инфляционных ожиданий является одним из факторов, определяющих рыночную стратегию индивидуумов, последние корректируют собственные меры приспособления к инфляции в соответствии с целевыми ориентирами. Производи­тели разрабатывают с учетом инфляционных ожиданий не толь­ко возможный уровень цен на свою продукцию, но и стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций; потребители меня­ют в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции масштабы и структуру потребления, соотношение сберегаемой, потребляе­мой и инвестируемой частей доходов и т. д. Конкуренция и ры­ночный механизм формируют из индивидуальных денежных по­казателей их средний уровень, характеризующий общие для эко­номики темпы инфляции.

Специфика механизма воздействия целевых ориентиров на сос­тояние денежной сферы обусловливает невозможность исполь­зования этого метода регулирования в краткосрочном плане. Центральные банки применяют таргетирование исключительно в целях долгосрочной стабилизации денежного обращения. Сами показатели устанавливаются, как правило, в расчете на год, хотя могут подвергаться ежеквартальной корректировке. Долгосрочность воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы предопределяет важность выработки стратегии исполь­зования этого метода регулирования, которая должна соответствовать и общим целям регулирования, и экономической конъю­нктуре, и особенностям развития денежного обращения. Извест­ные в теории стратегии сводятся к следующему:

• регулирование может быть направлено на достижение ста­бильных темпов прироста денежной массы;

• обеспечение умеренных темпов прироста денежной массы;

• снижение темпов прироста денежной массы;

• ограничение краткосрочных колебаний денежной массы.

Показателями, применяемыми при установлении целевых ориентиров роста денежной массы являются денежные агрегаты.