Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
экономики
1. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
2. Регулирование официальной учетной ставки - один из инструментов денежно-кредитного регулирования
3. Политика обязательных резервов и ее место в системе денежно-кредитного регулирования
4. Операции на открытом рынке: понятие, механизм проведения, виды операций
Литература:
1. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);
2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»
3. Учебник «Банковское дело» // под ред. Г.Г. Коробовой-М.,2004
4. Долан Э. Дж.,Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл Розмари ДЖ. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика”, Пер. с англ. Л. 1996 г.
5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.- М., 1999г и др.
1. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы, и характер операций коммерческих банков.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центральных банков различных стран, а также Национального Банка РК являются:
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков.
• официальная ставка рефинансирования: Национальный Банк Казахстана устанавливает в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.
• ставки вознаграждения: Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным видам банковских операций в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики (путем установления коридора ставок: нижняя ставка- ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка-ставка по предоставлению кредитов. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Национальный Банк использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса национальной валюты.
•операции на открытом рынке (купля-продажа Национальным Банком государственных обязательств и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки). Кроме этого Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно-кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте.
• валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.
• прямые количественные ограничения по операциям банков. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.
• установление ориентиров роста денежной массы. Национальный Банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
•займы Национального Банка: порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.
Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.
2. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) служит важным инструментом регулирования денежного обращения
Ставка рефинансирования — это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.
Применение этого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привлечения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансирования, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое центральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.
Этот инструмент монетарной политики — самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в РК) это было единственное активно применяемое средство в деятельности Национального Банка. В то же время с точки зрения действенности изменения учетной ставки проигрывают по сравнению с операциями на открытом рынке.
Центральные банки регулируют уровень и структуру учетных ставок двумя способами.
1) через прямое установление ставок по кредитам центрального банка;
2) через контроль над отдельными ставками банков.
В первом случае влияние регулирующих мер носит более общий характер, так как, устанавливая, например, официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения ресурсов банками, в значительной мере формируя стоимость денег. Чем выше учетная ставка, тем выше стоимость финансирования банковских операций, тем при прочих равных условиях ниже спрос на кредит и реальные масштабы денежной массы в обращении. Во втором случае влияние регулирующих мер носит достаточно узкий характер, так как с его помощью устанавливается стоимость отдельных видов кредитов или операций отдельных кредитных учреждений.
На практике зависимость между ставками по кредитам центрального банка и банковских ставок по кредитам принимает форму достаточно устойчивого соотношения.
Кроме того учетная ставка (ставка рефинансирования) – процентная ставка, которую Центральный банка взимает в свою пользу при учете (покупке) ценных бумаг (например при учете векселей). Официальная учетная процента - важнейший элемент косвенного регулирования денежного кредитного рынков в стране.
3. К числу монетарных факторов, влияющих на абсолютный уровень инфляции, относятся минимальные резервные требования центральных банков к коммерческмим банкам.
Практически во всех европейских странах резервные требования первоначально вводились прежде всего с целью увеличения степени ликвидности банковской системы, хотя в наше время ставится более утонченная цель — использовать этот фактор для денежно-кредитного регулирования долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Роль резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможностях регулирования кредитно-финансовой политики центральных банков.
Согласно банковскому законодательству РК минимальные резервные требования - это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно-конвертируемой валютах (резервные активы).
Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований - это доля в процентах от суммы обязательств банка.
Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату ( см.Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года № 38 «Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях»)
Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение банковского мультипликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.
Пример. При ставке минимальных резервов rr 20% (или 0,2) к сумме банковских депозитов DD 100 тыс. тенге объем обязательных резервов RR составит 20 тыс. тенге., а объем избыточных резервов ER — 80 тыс. тенге. При допущении, что вся сумма избыточных резервов используется банками для кредитования, величина денежного мультипликатора MMult будет равна 1 : 0,2 = 5, а максимальное расширение денежной массы ^ MS в результате мультипликации текущих счетов составит 5 * 80 000 = 400 000 тенге.
^ MS = MMult * ER = 1/ 0,2 * 0,8 * 100 000 = 400 000 тенге.
При увеличении rr до 30% объем избыточных резервов сократится до 70 000 тенге., денежный мультипликатор уменьшится до 3,33, а максимальное расширение денежной массы ^MS составит только 233 333,33 тенге.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран.
Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов.
Таким образом, манипулируя уровнем минимальных резервных требований, можно добиться «сжатия» денежной массы. Резервные требования, обеспечивая ликвидность банковской системы, служит одновременно задаче регулирования денежной массы или количества денег в обращении.
3. Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высокой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно занимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредственное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают частные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкладов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приводит к увеличению MS.
Впервые этот инструмент начал применяться в США в 20-х годах XX в. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке более гибки чем минимальные резервы, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.
Экономической основой действенности операций центрального банка на открытом рынке является его монопольное положение в качестве создателя кредитных ресурсов для банковской системы в целом. При данном уровне спроса на ресурсы центрального банка именно его политика в отношении условий предоставления кредитов и операций на открытом рынке определяет реальный объем предложения банковских ресурсов. Операции на открытом рынке увеличивают (при покупке ценных бумаг) или уменьшают (в случае продажи ценных бумаг) объем собственных резервов банков и банковской системы в целом, что отражается по цепочке на стоимости кредита — объеме спроса — величине денежной массы. Таким образом, антиинфляционный эффект операций на открытом рынке проявляется в случае продажи центральным банком ценных бумаг.
Операции на открытом рынке используются центральными банками всех развитых капиталистических стран, но не в одинаковых масштабах. Существует целый ряд препятствий их интенсивному применению: неразвитость вторичного рынка ценных бумаг; недостаточность средств для проведения операций в нужных масштабах.
- Тема 1. Основы денежно-кредитного регулирования экономики
- Тема 2. Центральный банк государства и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики
- Тема 3. Законодательные акты, нормы и нормативы Национального Банка Республики Казахстан как инструменты денежно-кредитного регулирования (2 часа)
- Тема 4. Регулирование объема и структуры денежной массы
- Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Тема 7. Организация оборота наличных денег через кассы предприятий
- Тема 8. Эмиссионно-кассовое регулирование денежного обращения
- Тема 9. Организация денежно-кредитного регулирования в некоторых странах с развитыми рыночными отношениями