2. Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, являются следующие.
Во-первых, сильная и эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть – важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.
Государственная власть (на основе критериев общественного блага) может и не должна препятствовать нарушению норм и правил существования на рынке; определяя общие условия эффективного управления, темпов экономического роста; поддерживая оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономического развития регионов; для предотвращения криминализации экономической деятельности в стране, расслоения общества, стремления развитых стран, крупных иностранных корпораций, для использования сложившейся ситуации в стране, в целях ее экономического и политического порядка. [1, c. 21].
Вторая характерная особенность нашей модели – это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкого спектра социально-экономических задач.
На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть разными, могут меняться. Их соотношение должно быть определено в соответствии с национальными интересами. Национальные интересы должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны работать государственный и частный сектора.
Третья отличительная особенность белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиций речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.
Четвертая особенность белорусской модели – развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.
Сегодня мировая экономика переживает глубокую трансформацию. Это относится к процессам глобализации и международной экономической интеграции, которые каким-то образом влияют на развитие нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений, развития информационных, коммуникационных, компьютерных технологий вносят решающий вклад в рост международного обмена товарами, услугами и капиталом; укреплению единства и взаимопроникновения различных видов рынков, развитие международного бизнеса, что означает глобализацию в экономическом смысле. Но так как процесс глобализации усиливает конкуренцию между странами, регионами, частных предприятий и компаний, присутствующих для глобализирующихся рынков. Конечно, есть возможность положительного ускорения экономического роста. В то же время, глобализация усиливает неравенство вызывает дальнейшую поляризацию в уровне развития стран. И в роли защитной реакции на глобализацию является международная интеграция, которую можно рассматривать как решающий фактор при выборе метода реализации национальных интересов, повышение экономического потенциала страны. Фактор, который может повысить конкурентоспособность экономики, повышения эффективности его работы, чтобы дать новаторский характер для его развития и роста при одновременном снижении угрозы конкурентоспособных отраслей, предприятий, обеспечить их определенным запаздыванием к выходу на более высокий технологический уровень, чтобы адаптироваться к требованиям современных конкурентных рынков.
Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ. [1, c. 23].
Пятая характерная черта нашей модели – сильная социальная политика.
Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.
На современном этапе основная цель социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое собственное благополучие и благополучие семьи, также в усилении адресной социальной поддержки от государства мало защищенных групп.
По мере развития экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.
Сегодня государство должно решить важнейшую задачу – формирование человека нового типа – предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.
Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов. При этом основные направления построения социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь должны пониматься системно в макроэкономическом (создание условий для стабильного развития), институциональном (изменение роли государства в экономике: основные усилия правительства должны быть направлены на формирование базовых институциональных основ рыночного развития) и социальном (повышение социального качества экономики) аспектах. [1, c. 24].
Присутствие государства в белорусской модели развития основано на использовании принципа сбалансированности государственных и рыночных функций.
В качестве критериев, определяющих движение белорусской экономики в принятой модели, можно отнести:
реализацию принципа социальной справедливости, распределение по труду;
присутствие государства во всех сферах жизнедеятельности общества с целью обеспечения эффективности протекающих в нем процессов – создание условий для развития личности каждого человека;
развитие сфер, обеспечивающих жизненные потребности человека и его социальную защищенность;
недопущение резкой социальной поляризации в обществе;
развитие всех сфер жизнедеятельности общества на основе принципа научности. [1 c. 16].
Госсектор в белорусской экономике занимает доминирующее положение. Хоть с момента получения Беларусью независимости прошло уже более 20 лет,«госпредприятия по прежнему преобладают в структуре белорусской экономики», отмечают эксперты Всемирного банка в Страновом экономическом меморандуме для Беларуси.
На долю государственных предприятий приходится 69% ВВП, они задействуют две трети экономически активного населения Беларуси. По мнению экспертов Всемирного банка, на типичном государственном предприятии, среднее число более чем 500 сотрудников, в то время частного предприятия −18 человек. Еще одна особенность белорусского государственного сектора является то, что он предоставляет все виды предпочтений.[10].
«Госпредприятиям в Беларуси предоставляются на льготных условиях энергоносители, налоговые преференции, доступ к льготным кредитным ресурсам, привилегии во время проведения тендеров», −констатирует старший экономист Всемирного банка Галлина Винселлет.
Что же касается белорусских предприятий частного сектора, то они работают в рыночных условиях и вышеперечисленных преференций не имеют. Вклад частного сектора (малого и среднего бизнеса) в результаты работы белорусской экономики невелик и составляет всего лишь около 20% ВВП. Тем не менее, несмотря на свою небольшую роль в белорусской экономике, частные предприятия, по оценкам Всемирного банка, работают в Беларуси эффективнее государственных.
«Несмотря на мягкие бюджетные ограничения, предоставляемые госпредприятиям, мы увидели, что частные предприятия работают лучше», −констатирует Галлина Винселетт.
Регулирование экономики − воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.
Государственное регулирование экономики − целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от преобладающей социально-экономической ситуации, прошлого опыта, от выбранной модели и стратегических целей развития.
Правовые и административные методы регулирования экономики − это, прежде всего, экономическое законодательство, которое определяет правовую основу и стандарты в реализации экономической политики включает в себя такие темы, как законы о собственности и предприятий, налогового права, закон денежного обращения, банковского права, антимонопольного законодательства, внешняя торговля, и т.д. [9].
Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от объективных ситуаций, традиций и политической системы.
Рыночный механизм сам по себе создает проблемы, которые требуют вмешательства правительства. Рынок не восприимчив к долгосрочным национальным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологических проблем территориального планирования. Он не в состоянии реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществляя на национальную экономику, крупных структурных изменений, ориентированных в будущее.
Общепризнанно, что инновации внедряются, главным образом, на уровне частных фирм, а роль государства состоит в создании условий, благоприятных для инновационной деятельности. В последние годы, однако, растет понимание того, что государственный сектор и оказываемые им услуги населению также являются объектами для внедрения инноваций. Причем, если бизнес может позволить себе быть или не быть инновационным, то государственный сектор обязан повышать эффективность работы своих учреждений, улучшать качество услуг и сокращать государственные расходы, что имеет особое значение в период экономического кризиса.
Инновации в государственном секторе (ИГС) распространяются на услуги, непосредственно оказываемые широкой общественности органами управления на государственном, региональном и местном уровнях, и предоставляемые населению социально значимыми отраслями экономики – здравоохранением, социальной защитой, транспортом и т.д.
Характерной особенностью ИГС является то, что в основе многих из них лежат информационные и коммуникационные технологии (отсюда ставшие общепринятыми термины “e-government”, “e-medicine”, “e-inclusion”). Другая отличительная черта – это совместная разработка услуг с гражданами или отдельными группами населения (пациентами, пользователями, избирателями, др.), а также формирование государственно-частных партнерств в сфере оказания государственных услуг.
Одним из важнейших условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного эффективно действовать в новой экономической и политической среде.
Система корпоративного управления −система, которая реализует функции государственного управления, в том числе правительственных чиновников, экспертов, объединенных в органах государственной власти и управления (самоуправления); используется ряд методов и средств управляющего воздействия и государственного регулирования; связи между властью и управлением (государственных), объект управления и окружающей среды, которые определяются с помощью различных методов информационного взаимодействия и управления потоком; документы, необходимые для выполнения функций, распределенных между властями и руководством для достижения целей государства.
Государственным прогнозированием социально-экономического развития рассматривается, как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах, так и системы научно-обоснованного понимания целей, критериев, принципов, направлений и приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь соответствующего периода, обоснования целевых ориентиров, главный прогнозом показателей и мер для их достижения.
Финансы наряду с отражением товарно-денежных аспектов накапливают политические, социальные и экономические аспекты от экономического инструмента регулирования денежного потока в интересах общества, до принятия населением. Финансирование может быть определено, как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов за счет специальных фондов и агентств.
Финансовая система страны — сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны, в которой выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения. [10]
Социальный императив государственного регулирования определяет приоритетность социального в государственной политике и в государственном регулировании экономики. Социальные цели должны выдвигаться на первый план, а человек и его развитие — признаваться высшей ценностью в ходе всех социально-экономических процессов. Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь является повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.
Эффективное социальное регулирование возможно только при использовании социальных норм и правил. Основные элементы системы социальных норм и стандартов в Республике Беларусь являются: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер оплаты труда, базовое значение, тарифная ставка первого разряда.
Социальная политика деятельность государственных и общественных институтов по разработке и достижению ряда целей в области социального развития, трансформации социальных структур и социальных отношений в обществе: рост доходов и потребления, улучшение качества различных аспектов жизни, социальная защита граждан. В переходный период социальной политики, основанной на принципах социальной справедливости, личной и социальной ответственности, социальной солидарности и партнерства, равенства возможностей в получении каждого из необходимых социальных благ и услуг, социальных гарантий. Основная цель социальной политики Республики Беларусь в 2011-2015 гг. −дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. [10].
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических прогнозов и программ социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также благодаря разработке и выполнению целевых социальных программ (например, президентская программа «Дети Беларуси», Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» и др.). Социальная политика осуществляется на макро- и микроуровнях. Можно выделить также международный уровень, на котором реализуются межгосударственные социальные программы.
Определяют следующие направления социальной политики: регулирование доходов, политики в области занятости, социальной защиты, развития социальной сферы. Основные компоненты социальной защиты в Республике Беларусь являются социальное страхование, социальная помощь и социальные услуги.
В социальной политике Республики Беларусь имеют важное значение сложность и взаимная координация деятельности, их соответствие выбранных долгосрочных целей социально-экономического развития страны. Актуальной задачей является обеспечение текущих изменений в законодательстве. [9]
Важной частью государственной социальной политики и политики в области доходов является политика вознаграждения, направленная на его устойчивый рост и переход к политике высоких зарплат, которое характеризуется выполнением всех функций заработной платы, высокая доля заработной платы в ВВП, соответствие уровня заработной платы Сумма начисленной человеческого капитала и существование объективно обусловленной дифференциации заработной платы, без уменьшения стимулов к труду. В то же время заработная плата должна иметь решающее значение для ресурсов, доступных для сотрудников и членов их семей.
Современный этап развития системы социальной защиты Республики Беларусь молено охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями — программно-целевой характер, широкое применение заявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи. Необходимо постепенное увеличение объемов оказания платных услуг населению, увеличение доли собственных средств населения в финансировании услуг социальной сферы. Работа в сфере социальной защиты может быть значительно расширена на основе активного привлечения негосударственного сектора в соответствии с принципами государственно-частного партнерства.
Основной задачей реформирования социальной сферы в Республике Беларусь (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей. [9].
Эксперты Всемирного банка, проанализировавшие положение дел в реальном секторе экономики Беларуси, пришли к выводу, что государственные производственные объединения позволяют маскировать убыточность одних предприятий за счет прибыли других.
«Вертикальная интеграция позволяет маскировать неэффективность внутри госпредприятий, так как прибыльные компании занимаются перекрестным субсидированием убыточных»,−говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка, посвященной положению государственных и частных предприятий в машиностроительной отрасли Беларуси.
«Согласно нормативным актам товары и услуги, поставляемые одним предприятием вертикально интегрированной структуры другой, зависят от жесткой структуры издержек, а не от уровня цен на рынке. Таким образом, предприятия с высоким уровнем излишней занятости имеют возможность передавать издержки от излишней занятости и другие последствия неэффективной работы вверх по вертикально интегрированной цепочке», −говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка.
Проанализировав деятельность машиностроительных предприятий, эксперты пришли к выводу, что частные и государственные предприятия в условиях Беларуси ведут себя по-разному.
Когда падение спроса приводит к падению продаж и прибыли, говорится в исследовании, частные предприятия снижают занятость и объемы производства, повышая тем самым производительность. «В то же время госпредприятия не снижают количество занятых, и, таким образом, когда снижается их прибыль, снижается и производительность», — отмечают в своем исследовании эксперты Всемирного банка.
Сегодняшняя ситуация, когда производительность труда на частных предприятиях в ряде случаев выше, чем на государственных, объясняется несколькими причинами.
"Производительность труда в частном секторе может быть выше, так как, во-первых, их в меньшей степени касаются директивные показатели по объемам производства, которые доводятся до государственных организаций. Соответственно, частники могут гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры без ущерба для своей деятельности", - говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Кроме того, добавляет она, частные организации обладают большей гибкостью в плане решения трудовых вопросов. "Когда необходимо, они могут сократить численность организации. Государственные предприятия такой свободы действий не имеют",−констатирует Точицкая.
В этой связи эксперт рекомендует провести структурные реформы в реальном секторе.
"Под структурными реформами следует понимать не только приватизацию, тем более, сегодня видно, что государство к этому еще не готово. Поэтому стоило бы делать другие шаги, направленные на повышение эффективности производственного сектора", −считает Ирина Точицкая.
Эксперт, в частности, предлагает отказаться от практики доведения до госпредприятий директивных показателей и предоставить им возможность оптимизировать численность персонала.
Белорусское правительство, как известно, собирается повышать эффективность реального сектора экономики путем создания новых производств.
Предложение по созданию инновационных производств является своевременным. "Идея правильная, вопрос – как ее реализовать? Создание новых производств - достаточно сложная задача, успешное решение которой зависит от ряда факторов",−отмечает Ирина Точицкая.
Сегодня, констатирует эксперт, нет четкого ответа на многие вопросы, а именно – за счет каких инвестиций мы собираемся создавать новые производства, куда именно хотим их привлечь и готово ли государство отдавать в частные руки целые промышленные направления.
В этой связи эксперты рекомендуют увеличить долю малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности "посредством создания новых инновационно ориентированных высокопроизводительных производств". [10].
Таким образом, роль и основные функции государства в Республике Беларусь на сегодня являются создание необходимых условий для развития экономики и социальной сферы, надежность и стабильность для обеспечения безопасности граждан, социальной справедливости и общественного порядка, эффективно подавляя и искоренения организованную преступность, чтобы не допустить коррупции и протекционизма.
- Содержание
- Введение
- 1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, функции государства
- 2. Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
- 3. Совершенствование функционирования государственного сектора в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников