3. Совершенствование функционирования государственного сектора в Республике Беларусь
Осенью 2013 года правительство и Национальный банк утвердили План совместных действий по структурному реформированию экономики. Осенний документ, как объяснял около года назад Минфин, был разработан в связи с тем, что в экономике «угрожающими темпами нарастали дисбалансы». Чтобы устранить их и снизить нарастающее давление на золотовалютные резервы, власти с осени 2013-го проводили политику по ограничению госрасходов и снижению темпов кредитования экономики.
Однако весной 2013 года правительственным ведомствам стало очевидно, что необходимо принимать более решительные шаги для повышения эффективности экономики. Вскоре после этого (возможно, с подачи правительства) Александр Лукашенко озвучил в Овальном зале курс на «новую экономическую политику». С тех пор госорганы, находящиеся в подчинении Совмина, стали готовить новый план мероприятий по реформированию экономики.
В августе правительство утвердило План мер по сбалансированному развитию экономики на 2014–2015 гг. Отличительными чертами данного плана стало:
- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Правительство планирует, что полностью возмещать затраты на оказание таких услуг население станет в 2017 году. В первом квартале 2013 года население, по данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, покрывало установленными тарифами около четверти стоимости коммунальных услуг.
- для обеспечения сбалансированного развития экономики правительство ставит задачу обеспечить положительное сальдо торгового баланса в 2014–2015 гг. на уровне не менее 0,1% ВВП. К слову, в 2014 году эта задача выполняется. Обеспечить положительное сальдо в 2013 году удалось благодаря тому, что ряд импортоемких отраслей белорусской промышленности (в частности, машиностроение) снизили объемы производства. Как следствие, сократились объемы импорта, и это положительно сказалось на состоянии внешней торговли Беларуси.
В принятом плане власти затрагивают некоторые принципиальные вопросы, касающиеся управления экономикой. В частности, предусматривается разделение функций государства как регулятора и собственника.
Смешение этих функций сегодня приводит к тому, что отраслевые ведомства (которые отвечают за развитие подведомственных предприятий) заинтересованы в поддержке госпредприятий в ущерб частного сектора. Такое положение дел не позволяет развиваться конкуренции в отраслях. Поэтому попытку экономических ведомств разделить функции государства как регулятора и как собственника можно только приветствовать.
Еще одна новация, которую предлагает сегодня правительство в принятом плане, — пересмотр механизма оказания государственной поддержки. В настоящее время в стране существует множество госпрограмм, эффективность которых даже в госорганах вызывает серьезные вопросы. Мало этого, предприятия получают господдержку еще и в рамках индивидуальных решений властей, что распыляет и без того ограниченные ресурсы бюджета.
В общем, низкая отдача от госинвестиций вкупе с бюджетными ограничениями заставляет правительство пересматривать механизм распределения государственных денег.
Также экономические власти предлагают отказаться от индивидуальных форм господдержки предприятий и помогать реальному сектору только на конкурсной основе в рамках приоритетных госпрограмм, которые определит государство. В итоге, как ожидают экономические ведомства, эффективность господдержки вырастет.
Возможно, этого в какой-то мере действительно удастся добиться — за счет сокращения госпрограмм, путем ограничения прав госпредприятий обращаться за индивидуальной финансовой помощью.
«Осознание проблемы, что государство в большинстве случаев не может быть субъектом, который эффективно определяет направление инвестиций, еще не пришло. Подход, который мы видим сегодня, основывается на руководящей и направляющей роли государства в инвестиционном процессе», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
По его мнению, до тех пор, пока будет сохраняться директивное (определяемое государством) распределение финансовых ресурсов, серьезные экономические реформы в стране вряд ли начнутся.
«Пока речь идет об осторожном и очень постепенном изменении механизмов функционирования белорусской экономики. По большому счету, мы сегодня наблюдаем косметический ремонт существующей экономической модели без изменения ее содержательных принципов», — отмечает Дмитрий Крук.
Главная «фишка» сегодняшних предложений правительства сводится к тому, что необходимо приложить максимальные усилия для повышения эффективности работы госсектора, который доминирует в белорусской экономике. В частности, августовский План мер по сбалансированному развитию экономики предусматривает разработку стратегий развития валообразующих госпредприятий с целью повышения их эффективности.
В свою очередь, независимые экономисты полагают, что возможности властей по повышению эффективности госсектора весьма ограничены.
«Госпредприятия, которые имеют преференциальный доступ к ресурсам (пример этого — нефтепереработка) либо занимают монопольное положение на рынке, могут показывать хороший финансовый результат. Однако ставка на госсектор в тех отраслях, где существует конкуренция на внутреннем либо внешнем рынках, вызывает сомнения», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
По мнению эксперта, госпредприятия не обладают достаточной степенью гибкости и в условиях конкуренции им сложно работать эффективно.
Наблюдатели сравнивают сегодняшние попытки правительства повысить эффективность госсектора со второй половиной 1980-х годов, когда власти стремились вдохнуть новое дыхание в советскую экономическую систему.
«Попытки административным образом сделать экономику эффективной предпринимались и ранее. Происходящее в Беларуси сегодня напоминает поздний Советский Союз, когда пытались усовершенствовать социалистическую систему, но ничем хорошим это не закончилось. История показала, что попытки косметическим образом улучшить административную экономику обречены на неудачу», — говорит финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.
Тем не менее, именно косметический ремонт экономической модели мы сегодня наблюдаем в стране.
«В последние годы мы «танцуем» с низкими темпами экономического роста. Если так будет продолжаться и дальше, это может стать стимулом для проведения реформ в стране. Когда внешние объяснения низких темпов экономического роста закончатся, придется искать причины в себе», — резюмировал Дмитрий Крук.
Всемирный банк (ВБ) предлагает варианты повышения эффективности государственных расходов в Беларуси, сообщили корреспонденту БЕЛТА в представительстве банка.
В Минске состоялась презентация нового доклада Всемирного банка «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста». Доклад является первой частью двухэтапного обзора госрасходов, в котором предложены варианты проведения фискальных реформ по приоритетным направлениям бюджетной политики. Рекомендации направлены на сокращение масштаба госуправления экономикой, уменьшение доли и повышение эффективности госсектора в Беларуси при одновременном принятии соответствующих мер по смягчению последствий реформ для наиболее уязвимых категорий населения.
«Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора по-прежнему составляют около 44% ВВП, что, примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5% выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики, – отметила старший экономист Всемирного банка и руководитель группы экспертов по подготовке доклада Галина Андронова-Винселетт. – В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов».
В докладе представлены рекомендации в отношении необходимых преобразований по отдельным направлениям бюджета: в сфере пенсионного обеспечения, соцзащиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период.
Так, программа реформирования сельского хозяйства требует реализации совокупности взаимосвязанных фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования сельхозотрасли.
Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции.
В Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы.
Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси, считают эксперты. Основной задачей пенсионной системы является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе в контексте прогнозируемых демографических изменений. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.
Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. Всемирный банк выделил республике кредитные ресурсы на сумму $865 млн. на реализацию 12 проектов; около 30 национальных программ получили поддержку за счет грантового финансирования в объеме $22,8 млн. Наряду с кредитованием, Всемирный банк оказывает консультативное содействие по вопросам экономической политики и техническую помощь правительству Беларуси в проведении структурных реформ с целью формирования основ для восстановления устойчивого экономического роста.
В условиях глобального экономического кризиса основными приоритетными задачами нашего государства являются сохранение темпов экономического роста, обеспечение инновационного развития экономики страны, ее конкурентных преимуществ и источников роста, к которым в первую очередь относится интеллектуальный потенциал нации. Формирование и повышение интеллектуального потенциала республики невозможно без совершенствования национальной системы образования, отвечающей приоритетам устойчивого социально-экономического развития и способной активно влиять на конкурентоспособность экономики.
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.
В рамках мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития страны подготовлен проект Концепции Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике». Принимаются меры по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь, совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов.
Для решения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала единым практическим целям, комплексная разработка научных, технических, технологических вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический прогресс наиболее передовых стран мира.
В целях минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику Беларуси следует сохранить и развивать достигнутый уровень интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы высшего образования и организаций по разработке и производству новых конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических программ и развития фирменной науки в стране.
Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, зависимость от поставок сырья, ресурсоемкость экономики.
Основными слагаемыми высокого экономического роста в Республике Беларусь выступают:
придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции;
ускорение инновационного процесса и мер по ресурсосбережению;
усиление социальной ориентации экономического развития, повышение квалификации рабочей силы, ориентация производства на удовлетворение потребностей человека, ускоренное развитие производства потребительских товаров и сферы услуг, обеспечение безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека;
усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики.
Большинство из различных факторов обычно можно выразить в количественной форме. Их желаемые характеристики служат индикаторами роста при планировании развития экономики страны, жизненного и культурного уровня населения. Свое конкретное количественное выражение они находят в государственных прогнозах и программах развития отраслей народного хозяйства. Они являются косвенными регуляторами для планирования работы организаций различных форм собственности.
- Содержание
- Введение
- 1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, функции государства
- 2. Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
- 3. Совершенствование функционирования государственного сектора в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников