Факторинг
Слово 'Factor" в переводе с английского означает "маклер, посредник". С экономической точки зрения — это посредническая операция. Факторинг — это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанныеуслуги, ~и соответственно право получения платежа по ним, т.е. инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.
В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. (В России поставщик получает от факторингового отдела банка немедленно или через 2—3 дня определенный процент от суммы требований). На Западе факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких, как ведение бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, аудит, подготовка статистических обзоров, сводок и т.п.
Факторинговые компании в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
• факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
• клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
• предприятие (заемщик) — фирма-покупатель товара.
Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа. Получив заявку от предприятия, факторинговая компания обычно в течение 1—2 недель изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, характер его деловых связей. Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, то оно направляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей. По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (по аналогии с акцептом платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей. Это продолжается от 24 часов до 2— 3 дней. Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно.
В последнем случае она выполняет функции банка, так как досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь яв-ляется гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает-полный объем внутренних и международных операций: факторинго-вая^компания обязана оплатить клиенту неакцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников- Кроме того, банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товара или оказание услуг могут производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть оговорен способ расчета предельной суммы и указаны обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.
В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается лзлвух элементов: комисс. и процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
Обычно банк оплачивает единовременно 80—90% стоимости счета-фактуры; 10—20% — это резерв, который будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга.
• Определение общего лимита. Каждому плательщика уста- лимит , в ределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступае мые ему платежное требования.
•Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавливается сумма,на которую в течение месяца может быть произведена олтрузка товаров одному плательщику.
• Страхование по отдельным сделкам. Используется, когда специфика деятельностипродавца .предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд
разовых сделок на крупные суммы с поставкой на определенную дату.
Основой осуществления факторинговых операций является договор ФакТоринга: в нем оговариваются условия совершения факторинговых операций: реквизиты платежных требований, доля сумм платежа от суммы по операциям факторинга, размер компенсационного вознаграждения, условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению
сторон.
Также в нем оговаривается ответственность каждой из сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. При этом стороны несут ответственность друг перед другом.
В случае невозможности выполнения принятых на себя обязательств факторинговым отделом имущественную ответственность несет банк, при котором он создан. Отдел не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам.
Различают два вида факторинга — конвенционный (широкий) и конфиденциальный (ограниченный). Исторически первым возник конвенционный факторинг. В современных условиях — это универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция- Эта система позволяет предприятию-клиенту сокращать издержки производства и реализации продукции.
Конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение-денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления по* ставщику—- клиенту факторинга кредита подд "отгружённые това-' ры, а покупателю—клиенту факторинга — платежного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре на обслуживание плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за5 кредит.
При решений вопроса о том, будет ли факторинговый отдел заключать договор о факторинговом обслуживании с поставщиком, необходимо получить информацию о следующем:
• производит ли-фирма продукцию, пользующуюся спросом, или^предоставляет ли она услуги высокого качества, выполняет ли работу на высоком уровне;
• каковы темпы роста производства и устойчивы ли их перспективы;
• насколько квалифицирован управленческий персонал фирмы;
• налажен ли внутренний контроль;
• насколько твердо определены условия торговли с контрагентами.
Следует, однако, учесть, что факторинговые операции/не производятся:
• по долговым обязательствам частных лиц;
• по требованиям, предъявляемым бюджетным организациям;
• по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
• по обязательствам филиалов или отделений предприятий, организаций;
• если оплата работы производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о лродаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при Условии послепродажного обслуживания
Факторинг подразумевает постоянные отношения между банком и поставщиком, поскольку предполагает наблюдение и контроль за финансовым состоянием поставщика, а также пла-тежеспособностью его покупателей.
Существует открытый и закрытый факторинг. При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует факторинговый отдел В случае закрытого факторинга дебитор ставится в известность о наличии факторингового договора, но в настоящий момент возможность его использования Инструкцией Госбанка СССР №252 не оговорена.