Вопрос №49. Внебюджетные формы
Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих фондов;
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
• новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
• финансирования территориальных нужд.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Фонд занятости
- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40
Доходы внебюджетных фондов включают:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.
Особенности внебюджетных фондов:
- внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
- Вопрос №1. Сущность и функции финансов.
- Вопрос №2. Финансы как экономическая категория
- Вопрос №3. Финансовая система России
- Вопрос №4. История развития бюджетных отношений в России
- Вопрос №5. Экономическая сущность и содержание бюджета.
- Вопрос №6. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Вопрос №7. Экономическое содержание расходов бюджета, их классификация.
- Вопрос №8. Основы налогообложения и налогового законодательства.
- Вопрос №9. Раскройте содержание принципов налогообложения.
- Вопрос №10. Какая налоговая система функционирует в России в настоящее время?
- Вопрос №11. Истоки возникновения и развития страхования.
- Вопрос №12. Сущность и экономическое содержание страхования
- Вопрос №13. Сущность и функции денег
- Вопрос №14. Эволюция форм денег.
- Вопрос №15. История возникновения банков, их роль в экономике. Вопрос №16. Структура банковской системы.
- Вопрос №17. Операции коммерческих банков.
- Вопросы №18-19. Расчётно-кассовые и депозитные операции банков.
- Вопрос №21. Операции с пластиковыми картами
- Вопрос №23. Организация работы по кредитованию физических лиц.
- Вопрос №24. Оценка кредитоспособности ссудозаемщика банка.
- Вопрос №25. Валютные операции коммерческих банков.
- Вопрос №26. Операции с драгоценными металлами и монетами, слитками из драгоценных металлов.
- Вопрос №27. Услуги по хранению документов и ценностей, пользование индивидуальными сейфами.
- Вопрос №28. Понятие и классификация рисков коммерческих организаций
- Вопрос №29. Содержание, стратегия и приёмы риск-менеджмента
- Вопрос №30. Сущность и классификация инвестиций.
- Вопрос №31. Инвестиционные решения и долгосрочная инвестиционная политика
- Вопрос №32. Управление инвестиционными проектами.
- Вопрос №35,52. Понятие дивидендной политики
- Вопрос №36. Основные теории дивидендной политики.
- Вопрос №37. Виды дивидендной политики.
- Вопрос №38. Сущность и содержание рынка ценных бумаг.
- Вопрос №39. Функции рынка ценных бумаг.
- Вопрос №40. Сущность и основные виды ценных бумаг.
- Вопрос №41.Общая характеристика корпоративных ценных бумаг.
- Вопрос №42. Производные ценные бумаги в России
- Вопрос №43. Деривативы как инструменты финансового рынка
- Вопрос №45. Раскройте понятие финансового менеджмента.
- Вопрос №46. Обоснуйте цели финансового менеджмента коммерческой организации.
- 47. Охарактеризуйте основные объекты и субъекты финансового менеджмента
- Вопрос №49. Внебюджетные формы
- Вопрос №51. Международные финансовые институты.