4.1 Общие методические рекомендации для преподавателей
Обучение по данной учебной дисциплине строится с использованием активных и современных образовательных технологий и средств обучения.
В процессе аудиторных занятий используются:
- проблемные лекции;
- семинары с использованием:
- технологий развития критического мышления через чтение и письмо;
- дискуссии;
- дебатов;
- учебных конференций, круглых столов;
- деловых игр;
- решением ситуационных задач и т. д.
Самостоятельная работа студента организуется с помощью подготовки дискуссии, рефератов, докладов и др.
В ходе изучения дисциплины студенты должны активно использовать информацию, полученную ими от преподавателя на лекциях и семинарских занятиях, в периодических изданиях, через Интернет, через СМИ, на конференциях, круглых столах и прочих источниках.
В соответствии с годовым и ежемесячными планами работы кафедры может быть проведен контроль качества подготовки и проведения различных видов учебных занятий по дисциплине. Контроль осуществляется с целью проверки организации, содержания и методики их подготовки и проведения, повышения мастерства преподавателя кафедры. Правом контроля обладают заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой, доценты. Контроль осуществляется в соответствии с положениями «НОУ ВПО «КИГИТ».
Изучение дисциплины предусматривает наличие контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
Целями организации контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов являются: выявление уровня знаний, практических умений и навыков студентов в соответствии с ГОС по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент» и 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент»; своевременное внесение корректив в содержание, организацию и методику образовательного процесса по дисциплине «Банковское дело» и др.
Содержание контроля определяется дидактическими задачами, требованием ФГОС, спецификой учебной дисциплины, уровнем подготовки студентов.
Текущий контроль должен носить индивидуальный, систематический, разнообразный, всесторонний, объективный и дифференцированный характер.
Основными функциями текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов являются:
- выявление и оценка качества знаний, умений и навыков студентов по учебной дисциплине «Банковское дело»;
- обучение, развитие и совершенствование умений и навыков студентов самоорганизации учебной деятельности, приобретения привычки научной организации труда;
- воспитание положительного отношения студентов к образовательному процессу, их личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности менеджера;
- предупреждение, профилактика негативного и пренебрежительного отношения студентов к учебной деятельности.
Текущий контроль проводится в течение всего периода изучения дисциплины. Текущий контроль успеваемости должен осуществляться преподавателем в ходе всех видов учебных занятий (лекций, семинаров, коллоквиумов, консультаций, конференций, круглых столов) в формах, выбранных преподавателем.
Текущий контроль также должен осуществляться при организации самостоятельной работы обучающихся.
Результаты текущего контроля должны отражаться в журналах учета учебных занятий.
В учебном процессе могут использоваться следующие формы текущего контроля успеваемости студентов:
- при организации лекции: проблемные вопросы, тестовые задания и опросы, проблемные ситуации, проверка конспектов, систематическое наблюдение, учебная дискуссия, задания для самопроверки и др.;
- при проведении семинара: опрос, диспут, комментированное чтение рекомендованных источников, контрольная письменная работа, доклад, реферат, сообщение, проблемные учебные вопросы, вопросно-ответная или групповая беседа, тестовые задания и опросы, самооценка, отчет по заданию, проблемная ситуация, коллоквиум, дискуссия, рейтинг, проверка конспектов, комплексная проверка знаний, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой опрос, задании для самопроверки и др.;
- при проведении консультаций: вопросно-ответная форма, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой опрос, задании для самопроверки, рейтинг, индивидуальная или групповая беседа и др.;
- при организации и проведении круглого стола: учебные задачи, проблемные вопросы, доклады, рефераты, сообщения, научная дискуссия, комплексная проверка знаний, навыков, умений;
- при организации самостоятельной работы: собеседование, отчет по заданию, упражнения на самостоятельность мышления, контрольная проверочная работа, собеседование, задания и поручения, работа с книгой и периодической литературой, написание рефератов, подготовка докладов, индивидуальная или групповая беседа, проверка конспекта, индивидуальный или групповой самоконтроль, систематической наблюдение, самооценка, задания для самопроверки, публичная защита проектов и др.
При поведении экзамена преподаватель должен иметь:
- утвержденные экзаменационные билеты в двух экземплярах (в списках и разрезной),
- экзаменационную ведомость, в которую должны быть включены все студенты, допущенные к экзамену, подписанную деканом факультета,
- учебную программу по дисциплине,
- учебные материалы, разрешенные к использованию студентами,
- листы для черновых записей ответов на вопросы билета со штампом факультета.
Результаты контроля учебной деятельности студентов выражаются в оценке.
Под оценкой учебной деятельности понимается установление степени выполнения студентами образовательных задач, уровня их профессиональной подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебной деятельности студентов, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, наличие профессиональных умений и навыков.
К оценке учебной деятельности предъявляются следующие требования: объективность, справедливость, однозначность.
Недопустимо занижать или завышать оценку, так как данное обстоятельство является одной из главных причин недостаточной профессиональной подготовки студента профессии финансиста.
Основными критериями оценки учебной деятельности студентов являются:
- знание по учебной дисциплине и их соответствие учебной программе;
- знание основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине;
- знание соответствующих нормативно- правовых и организационных документов;
- степень самостоятельности и аргументированности ответа при изложении учебного материала;
- умение увязывать теоретические положения с практикой;
- умение давать обоснованные ответы на дискуссионные вопросы;
- культура речи при ответе.
Несоблюдение основных требований и критериев, определяющих объективность выставляемых оценок, служит основой формализации в контроле учебной деятельности студентов факультета.
- Факультет «Экономики и коммуникации»
- Содержание умкд
- 1. Требования к уровню подготовки выпускника
- 2. Рабочая программа
- 2. Объем и содержания дисциплины (рабочая программа)
- 2.1 Объем (час) дисциплины и виды учебной работы
- 2.1.1 Специальность «Финансы и кредит»
- 2.1.2 Специальность «Менеджмент организации»
- 2.2. Содержание дисциплины
- 2.2.2 Распределение часов по темам и видам занятий (заочная форма – 5,5 лет)
- 2.2.3 Распределение часов по темам и видам занятий (заочная форма – 3,5 лет)
- 2. 3. Содержание тем
- Тема 1. Экономическая, правовая и организационная основы деятельности коммерческого банка
- Тема 2. Ресурсы коммерческого банка. Пассивные операции, их экономическая сущность
- Тема 4. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
- Тема5. Банковская отчетность
- Тема 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- Тема 7. Организация денежных расчетов
- Тема 8 Организация кредитования экономических субъектов
- Тема 9. Организация отдельных видов кредитов
- Тема 10. Операции коммерческого банка с ценными бумагами
- Тема 11. Валютные операции, операции
- Тема 12. Расширение и совершенствование банковского дела в России
- 3.Планы семинарских (практических) занятий с методическими указания
- 3.1 Специальность «Финансы и кредит»
- Тема 1. Экономическая, правовая и организационная основы деятельности коммерческого банка
- Тема 2 Пассивные операции, их экономическая сущность. Ресурсы коммерческого банка.
- Тема 3 Активы и активные операции коммерческого банка, их экономическая сущность
- Тема 4. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
- Тема 5 Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческом банке
- Тема 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 1) Изучить самостоятельно
- 1) Изучить самостоятельно
- Тема 7. Организация денежных расчетов
- 1) Изучить самостоятельно
- Тема 8 Организация кредитования экономических субъектов
- Тема 9. Организация отдельных видов кредитов
- Тема 10. Операции коммерческого банка с ценными бумагами
- Тема 11. Валютные операции, операции
- Тема 12. Расширение и совершенствование банковского дела в России
- 3.2 Специальность «Менеджмент организации»
- Тема 1. Экономическая, правовая и организационная основы деятельности коммерческого банка
- Тема 2 Пассивные операции, их экономическая сущность. Ресурсы коммерческого банка.
- Тема 3 Активы и активные операции коммерческого банка, их экономическая сущность
- Тема 4. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
- Тема 5 Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческом банке
- Тема 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 1) Изучить самостоятельно
- 1) Изучить самостоятельно
- Тема 7. Организация денежных расчетов
- 1) Изучить самостоятельно
- Тема 8 Организация кредитования экономических субъектов
- Тема 9. Организация отдельных видов кредитов
- Тема 10. Операции коммерческого банка с ценными бумагами
- Тема 11. Валютные операции, операции
- Тема 12. Расширение и совершенствование банковского дела в России
- Самостоятельная работа студента
- Методические рекомендации для подготовки докладов
- 4. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия
- 4.1 Общие методические рекомендации для преподавателей
- 4.2 Воспитательная работа со студентами
- 4.3 Методические указания для студентов
- 5.Пакет контрольных заданий и тестов для самопроверки; вопросов и заданий для текущей, промежуточной и итоговой аттестации
- Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену
- 1. Для студентов специальностей «Финансы и кредит» всех форм обучения
- 2. Для студентов специальностей «Менеджмент организации» всех форм обучения
- 6.Методические указания по выполнению контрольных работ
- 6.1.Вопросы для самоконтроля
- Контрольные работы для студентов заочной формы обучения для студентов специальности «Финансы и кредит» Контрольная работа № 1
- Задание 1
- Задание 2
- Контрольная работа №2
- По дисциплине «Банковское дело»
- Для студентов специальности «Финансы и кредит»
- Заочной формы обучения
- Задание 2.
- Задание 4. Задача 4.1
- Задача 4.2
- Для студентов специальности «Менеджмент организации» Контрольная работа
- 7. Литература
- КонтрольнАя работа