66. Работа банка по управлению банковскими рисками.
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.[2]
Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д[3].
Имеются особенности управления рисками на разных уровнях. В соответствии с этим различаются подсистемы управления рискам на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов.
На базе такого критерия, как технология управления, рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
субъекты управления;
идентификация риска;
оценка степени риска;
мониторинг риска.
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести[4]:
руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски[5], связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
юридический отдел, контролирующий правовые риски.
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска. Характеристика зон банковского риска представлена в табл. 1.
Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.
Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.
Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:
выбор критериев оценки степени риска;
определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;
определение фактической степени риска на основе отдельных методов;
оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.
Критерии оценки степени риска могут быть как общими, так и специфичными для отдельных видов риска.
Наиболее разработаны в экономической литературе критерии оценки кредитного риска, которые известны, как правила «си»: репутация заемщика, способность заимствовать средства, способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности, капитал заемщика, обеспечение кредита, условия кредитной операции, контроль (соответствие операции законодательной базе и стандартам).
Можно выделить критерии оценки и других видов риска:
процентный риск: влияние движения процента по активным и пассивным операциям на финансовый результат деятельности банка, длительность окупаемости операции за счет процентного дохода, степень чувствительности активов и пассивов к изменению процентных ставок в данном периоде;
операционный риск: влияние качества персонала на результаты работы банка; степень ошибаемости при совершении операций, связанная с организацией и технологией производственного процесса в банке; влияние внешних факторов на ошибочность принимаемых решений;
риск несбалансированной ликвидности: качество активов и пассивов, соответствие структуры активов и пассивов по суммам, срокам, степени ликвидности и востребованности.
Допустимый размер рисков различного вида должен фиксироваться через стандарты (лимиты и нормативные показатели), отражаемые в документе о политике банка на предстоящий период. Эти стандарты определяются на основе бизнес-плана. К их числу можно отнести:
долю отдельных сегментов в портфеле активов банка, кредитном портфеле, торговом и инвестиционных портфелях;
соотношение кредитов и депозитов; уровень показателей качества кредитного портфеля; долю просроченных и пролонгированных ссуд; долю МБК в ресурсах банка;
уровень показателей ликвидности баланса и достаточности капитальной базы;
стандартные требования к заемщикам банка (по длительности участия в данной сфере бизнеса, соответствию среднеотраслевым экономическим показателям, ликвидности баланса и т.д.).
Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности.
Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.
Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения — фундаментальными рисками.
Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы[6]:
1) методы предотвращения рисков;
2) методы перевода рисков;
3) методы распределения рисков;
4) методы поглощения рисков.
К методам регулирования риска можно отнести:
создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;
контроль за качеством кредитного портфеля;
отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;
диверсификация операций с учетом факторов риска;
операции с производными финансовыми инструментами;
мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;
ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;
установление лимитов на рисковые операции;
продажа активов;
хеджирование индивидуальных рисков.
Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками[7]:
комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;
единство информационной базы;
координация управления различными видами рисков.
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:
1) с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
2) установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
3) использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;
4) определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;
5) ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.
- 1. Административная ответственность банков в расчетных правоотношениях.
- 2. Арест и закрытие банковского счета. Приостановление операции по банковскому счету.
- 3. Банковская сберегательная книжка на предъявителя.
- 4. Бесспорное и безакцептное списание со счетов клиента
- 5. Виды банков, основания их классификации.
- 6. Виды валютных рынков и валютных операций банка
- 7. Виды вкладов. Порядок возврата банковского вклада. Порядок начисления процентов.
- 8. Виды операций банка с векселями.
- 9. Виды счетов для расчетов, существующих в России.
- 10. Виды участников правоотношений, возникающих при осуществлении банковских операций.
- 11. Гражданско-правовая ответственность банков в расчетных правоотношениях.
- 12. Депозитарные услуги коммерческих банков.
- 13. Депозитные и сберегательные сертификаты.
- 14. Закрытие банковских счетов, основания и порядок.
- 15. Источники банковского права.
- 16. Кассовые операции банков.
- 17. Лизинговые операции коммерческих банков
- 18. Межбанковские расчеты на территории России.
- 19. Общая классификация операций с ценными бумагами, совершаемых банками.
- 20. Общая характеристика и система банковского законодательства.
- 21. Общие и специальные условия работы банков с валютными ценностями. Виды валютных лицензий.
- 22. Обязанности коммерческих банков как агентов валютного контроля.
- 23. Основания возникновения, изменения и прекращения банковских правоотношений.
- 24. Основная форма взаимодействия банка и клиента. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды банковских счетов.
- 25. Особенности ликвидации кредитных организаций.
- 26. Особенности налогообложения операций коммерческих банков.
- 27. Особенности правового положения и порядка создания банка
- 28. Осуществление банками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
- 30. Ответственность за ненадлежащее совершение операций по счету.
- 31. Ответственность сторон в кредитных правоотношениях.
- 32. Очередность совершения операций по счету.
- 33. Полномочия цб рф в области валютного регулирования.
- 34. Полномочия цб рф в сфере регулирования деятельности коммерческих банков и иных кредитных организаций.
- 35. Полномочия цб рф в сфере регулирования расчетов.
- 36. Понятие банковского кредитования.
- 37. Понятие банковского права. Предмет, метод и принципы банковского права.
- 38. Понятие банковской тайны. Порядок получения сведений, составляющих банковскую тайну.
- 39. Понятие и виды банковских рисков.
- 40. Понятие и признаки банка. Отличие банка от иной кредитной организации.
- 41. Понятие, виды и принципы международных расчетов.
- 42. Понятие, назначение и виды банковских лицензий.
- 43. Понятие, признаки и виды банковских правоотношений, их содержание и особенности.
- 44. Порядок зачисления и использования валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки.
- 45. Порядок и основания открытия банковских счетов
- 46. Правовое положение и цели деятельности аудиторских служб в банковской деятельности.
- 47. Правовое регулирование договора банковского вклада.
- 48. Правовое регулирование договора банковского счета.
- 49. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 50. Правовое регулирование открытия и ведения валютных счетов клиентов
- 51. Правовой режим корреспондентских счетов банков.
- 52. Правовой статус расчетно-кассовых центров территориальных управлений Банка России.
- 53. Правовой статус территориальных управлений Банка России.
- 54. Правовой статус, компетенция и подотчетность Банка России.
- 56. Правовые требования к порядку формирования уставного капитала банка.
- 57. Правовые формы взаимодействия Центрального банка рф с банками.
- 58. Правовые формы денежно-кредитной политики.
- 59. Процедура банкротства кредитных организаций.
- 60. Процедура выпуска банками акций и облигаций.
- 61. Процедура открытия счета в банке.
- 62. Процедура предоставления лицензии на осуществление банковских операций.
- 63. Процедура прекращения деятельности коммерческих банков. Отзыв лицензии.
- 64. Процедура создания банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков.
- 65. Процедура списания и зачисления денежных средств на счет. Приостановление операций по счету.
- 66. Работа банка по управлению банковскими рисками.
- 67. Работа банка при расчетах платежными поручениями.
- 68. Расчеты по аккредитивам. Виды аккредитивов.
- 69. Расчеты по инкассо. Платежное требование и инкассовое поручение.
- 70. Расчеты по платежным поручениям.
- 71. Расчеты по чекам. Виды чеков и сферы их использования.
- 72. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 73. Регулирование достаточности собственного капитала банков.
- 74. Регулирование операций на фондовом рынке, осуществляемых коммерческими банками.
- 75. Регулирование операций по доверительному управлению имуществом и денежными средствами коммерческих банков.
- 76. Регулирование операций по купле-продаже наличной и безналичной валюты.
- 77. Регулирование расчетов в рф. Наличные и безналичные расчеты.
- 78. Регулирование формирования и использования резервных и иных фондов банка
- 80. Система и направления валютного контроля. Место Банка России и уполномоченных банков в системе валютного контроля.
- 81. Содержание правоотношения по банковскому вкладу. Особенности правового режима депозитных счетов.
- 82. Содержание расчетных правоотношений. Субъекты расчетных правоотношений.
- 83. Структура банковской системы России.
- 84. Субъекты банковских правоотношений.
- 85. Устав банка. Документы, завершающие отдельные этапы создания банка.
- 86. Факторинговые операции коммерческих банков.