logo

54. Правовой статус, компетенция и подотчетность Банка России.

Правовой статус ЦБ РФ определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» №86 от 10.07.02. Основным правовым актом, регулирующим деятельность банка, является закон о ЦБ. ЦБ РФ является юр. лицом. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ, а ЦБ – по обязательствам государства. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных средств.

Цели деятельности ЦБ:

– защита и обеспечение устойчивости рубля;

– развитие и укрепление банковской системы РФ;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Закон о ЦБ определяет функции, выполняемые ЦБ:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций и др.

Банк России подотчетен Гос. Думе РФ.

Гос. Дума:

1) назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ по представлению Президента РФ;

2) назначает на должность и освобождает от должности членов совета директоров ЦБ по представлению Председателя БР, согласованному с Президентом РФ;

3) направляет и отзывает представителей Госдумы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

4) рассматривает основные направления единой гос. денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

5) рассматривает годовой отчет ЦБ и принимает по нему решение;

6) принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений; 6) проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ;

7) заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБ.

ЦБ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для органов гос. власти различных уровней, всех юр и физ. лиц. Эти нормативные акты регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Не подлежат регистрации нормативные акты, устанавливающие:

– курсы иностранных валют по отношению к рублю;

– изменение процентных ставок;

– размер резервных требований;

– размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; и некоторые другие

ЦБ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.

Это ограничение не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка РФ, Внешторгбанка, а также в капиталах некоторых кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств (в Вене, Люксембурге, Париже и др.)

55. Правовые акты, регулирующие расчетные правоотношения. Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, и в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.

Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ носят императивный характер, другие — диспозитивный. Императивные нормы не могут не соблюдаться хозяйствующими субъектами. Это означает, что ими следует руководствоваться только так, как сказано в ГК РФ и никак иначе. В них регулируются права и обязанности хозяйствующих субъектов, равно как и устанавливается ответственность за нарушение этих обязательств. Например, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму его реализации.

Нормы, носящие диспозитивный характер, действуют только тогда, когда иное не установлено договором. Это значит, что если в договоре установлена определенная ответственность, то ответственность наступает только та, которая установлена договором.

Такое действие норм ГК РФ играет решающую роль при разработке формы и содержания договоров об осуществлении расчетных отношений и об ответственности банков перед клиентами.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено данным Законом.

Расчетные отношения регламентируются также постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Банка России.

Таким образом, вследствие сложности и разнообразия расчетные правоотношения регулируются множеством нормативных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российского законодательства и норм международного права

Тенденции в правовом регулировании расчетных отношений.

В юридической литературе периода до кредитной реформы 1930–1932 гг. права и обязанности сторон по осуществлению расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги никогда не рассматривались в качестве самостоятельных правоотношений, не зависимых от договора, из кᴏᴛᴏᴩого они возникли.

В период после кредитной реформы в литературе появилось понятие расчетных правоотношений. Сторонники ϶ᴛᴏй позиции доказывали, что безналичные расчеты, осуществляемые сторонами через банк, отделяются от договора, из кᴏᴛᴏᴩого они возникли, и приобретают известную самостоятельность, т. е. превращаются в независимые правоотношения.

Расчеты за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги отделяются от ϲʙᴏей основы – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего договора и преобразуются в самостоятельное расчетное правоотношение только благодаря посредничеству банка. В случае если же расчеты осуществляются непосредственно, минуя банк, особых самостоятельных расчетных правоотношений не возникает.

В результате заключения любого двусторонне обязывающего договора возникают два взаимно связанных и взаимно обусловленных в различных смыслах обязательства. Это пробудет:

во-первых, в отношении возникновения таких обязательств, поскольку каждое из них будет основанием другого. Недействительность одного приводит к недействительности другого;

во-вторых, проявление взаимной связи двух обязательств имеет самостоятельное существование, его нельзя проводить в действие в полном отрыве от встречного обязательства.

Отметим, что теория расчетных правоотношений была порождена существовавшими после кредитной реформы 1930–1932 гг. административно-командными методами управления экономикой, особым правовым положением банка, кᴏᴛᴏᴩый являлся одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом, что объективно требовало специального правового регулирования и выделения самостоятельных расчетных правоотношений.

Обязательство произвести расчеты по гражданско-правовому договору остается элементом сложного гражданско-правового обязательства во всех случаях и не преобразуется в расчетное правоотношение в результате посредничества банка или любого другого лица.

Отметим, что теоретически расчеты между контрагентами могут осуществляться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.

При этом на сегодняшний день расчеты наличными деньгами между юридическими лицами существенно ограничены. Было принято постановление Правительства РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указанным нормативным актом предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами – 500 тыс. руб. Все расчеты в РФ между юридическими лицами на сумму свыше 500 тыс. руб. должны осуществляться в безналичном порядке. В связи с возросшей инфляцией в период 1993–1994 гг. было принято постановление Правительства РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами», где был увеличен предельный размер до 2 млн руб.