12.2.4 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Медицинское страхование
Медицинское страхование – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, которая осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное.
Цель медицинского страхования – это гарантия получения медицинской помощи гражданам при возникновении страхового случая за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. При организации платной медицины данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине – дополнительным источником финансирования медицинских услуг.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) представляет собой составную часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.
Субъекты медицинского страхования. Субъектами медицинского страхования являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. По обязательному медицинскому страхованию страхователями, уплачивающими страховые взносы, выступают:
для неработающих граждан – органы государственного управления республик, краев, областей, местная администрация;
для работающей части населения – предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий.
Страховая медицинская организация. На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых являются местные администрации. Эти страховые компании могут работать только при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
В качестве страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, могут выступать юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.
Медицинские учреждения в системе медицинского страхования – это лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские, медицинские институты, другие учреждения и отдельные лица, имеющие соответствующую лицензию и оказывающие медицинскую помощь.
Цель страховой медицинской организации – обеспечить оплату медицинской помощи, следить за полнотой и качеством предоставляемых медицинских услуг и защищать права застрахованных лиц. Страховые медицинские организации выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями – территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Страховая медицинская организация вправе:
свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
участвовать в аккредитации медицинских учреждений;
устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховая медицинская организация обязана:
осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
добросовестно выполнять все условия заключенных договоров;
создавать в установленном порядке страховые резервы;
защищать интересы застрахованных.
Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования.
Обязательное медицинское страхование
Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Гражданам Российской Федерации выдается страховой медицинский полис ОМС – документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан.
Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территории других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Права гражданина в системе ОМС. Гражданин Российской Федерации имеет право на:
выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача;
получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
получение медицинских услуг в соответствии с условиями договора независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба независимо от того, предусмотрено это договором или нет.
Граждане, не имеющие гражданства Российской Федерации, и иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан Российской Федерации.
Реализация обязательного медицинского страхования может осуществляться следующими способами:
роль страховщика выполняет страховая медицинская организация. В этом случае собранные в ФОМС средства поступают в страховую медицинскую организацию (СМО), а оттуда – в медицинские учреждения. Финансирование СМО территориальными ФОМС осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов в соответствии с числом застрахованных лиц. Если этих средств для оплаты оказанных медицинских услуг недостаточно, СМО может финансировать разницу за счет либо собственных средств, либо кредитов территориального фонда;
роль страховщика выполняет Фонд обязательного медицинского страхования (филиал Фонда);
роль страховщика выполняют как страховые медицинские организации, так и филиалы Фонда.
Во втором и третьем случаях финансирование медицинских учреждений, оказывающих услуги по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется территориальными ФОМС и СМО по финансовым нормативам или тарифам. Тарифы устанавливаются на основе соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, СМО и профессиональными медицинскими ассоциациями; собранные средства распределяются ФОМС между учреждениями здравоохранения по указаниям органов здравоохранения.
Страхователи заключают со страховой медицинской организацией договор обязательного медицинского страхования, в котором изложены обязательства последней при наступлении страхового случая. Полученные от Фонда средства страховые медицинские организации используют на оплату медицинских услуг, формирование резервов, оплату труда своих работников и на другие цели.
Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной зашиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых сборов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг. Необходимо отметить, что возмещение заработка, потерянного во время болезни, осуществляется уже в рамках другой государственной системы – социального страхования и не является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации.
Основные гарантии, предоставляемые бесплатно в рамках ОМС. Основными гарантиями являются:
скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
стационарная помощь при:
острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
патологии беременности, родах и абортах;
плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.
Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей различных категорий страхователей.
Управление созданными средствами осуществляют специально созданные для этих целей самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения – федеральный и территориальные (по субъектам Российской Федерации) фонды ОМС. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном медицинском страховании, утвержденными постановлениями Федерального Собрания РФ от 24 февраля 1993 г. (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ (ред. 24 марта 2001 г.)).
Непосредственно предоставлением страховых услуг в рамках ОМС занимаются страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС и заключившие соответствующие договоры с территориальными фондами ОМС. Они призваны осуществлять оплату предоставляемых гражданам медицинских услуг за счет средств, выделяемых им на эти цели территориальными фондами, и контролировать правильность и размеры оказываемой медицинской помощи.
Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации образованы в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г., который определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной зашиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
Деятельность фондов обязательного медицинского страхования регулируется Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. «Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 795).
Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Доходы фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, прочих доходов.
Расходование средств фондов обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К основным задачам Федерального фонда обязательного медицинского страхования можно отнести следующие:
финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд выполняет следующие функции:
осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
осуществляет в пределах своей компетенции организационно- методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
вносит в установленном порядке предложения по совершенству страховых законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы:
налоговые доходы:
единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (до 2010 года);
доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 0,5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрошенной системы налогообложения, – по нормативу 0,5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 2%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности – по нормативу 0,5%;
д) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 0,2%;
неналоговые доходы:
недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
прочие поступления.
Средства Федерального ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования используются в основном для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Основная сумма расходов – это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС и финансирование целевых программ в рамках ОМС. Распределение субвенций территориальным фондам ОМС осуществляется с применением Положения о порядке предоставления Фондом субвенций территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации. Кроме того, используется методика комплексной оценки территории и деятельности системы ОМС субъекта Российской Федерации для обоснования потребности в субвенциях Фонда.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2007 г.» от 29 декабря 2006 г. № 243-ФЭ доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г. сформированы в размере 139 643 350,4 тыс. рублей, что больше по сравнению с доходами бюджета Фонда на 2006 г. на 26 262 883,30 тыс. руб., или на 21,3%.
Доходы сформированы за счет:
доходов от поступления единого социального налога (ЕСН). В 2007 г. поступления от ЕСН составили 65 477 000 тыс. руб., что на 17,6% больше, чем это предусмотрено в бюджете ФФОМС на 2006 г. В структуре совокупных доходов ЕСН занимает 46,9%;
недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФФОМС в размере 46 948,1 тыс. руб., что ниже по сравнению с 2006 г. на 23,6%;
налогов на совокупный доход в размере 732 366,00 тыс. руб., что составляет 135,6% от поступлений 2006 г., из них:
а) единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 420 446,20 тыс. руб., или 141,9% от уровня 2006 г.;
б) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 309 195,30 тыс. руб., или 127,5% показателя 2006 г.;
в) единый сельскохозяйственный налог в размере 2724,50 тыс. руб., или 94,6% от показателя 2006 г.
г) средств, перечисляемых ФФОМС из федерального бюджета. Общая сумма перечисленных из федерального бюджета средств составила 73 387 036,3 тыс. руб., или 52,6% от общей суммы доходов Фонда, в том числе на:
д) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) – 3 402 600 тыс. руб. и 2,4% в структуре доходов;
е) реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – 6 000 000,00 тыс. руб. и 4,3% в структуре доходов;
ж) проведение «пилотного» проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, – 4 000 000,00 тыс. руб. и 2,9% в структуре доходов;
з) денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей – 20 793 585,80 тыс. рублей, или 14,9% в структуре доходов. С 2006 г. расходы по этой статье увеличились на 162,4%;
к) проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 4 000 000,00 тыс. руб. и 2,9% в структуре доходов;
л) проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, – 290 600,00 тыс. руб. и 0,2% в структуре доходов.
Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 29 декабря 2006 г. № 243-Ф3 общий объем расходов ФФОМС предусмотрен в сумме 139 573 350,40 тыс. руб. (123,2% от уровня 2006 г.). Проанализируем основные расходы ФФОМС в 2007 г.
Общегосударственные вопросы. Расходы на содержание органов управления государственных внебюджетных фондов составили 149 654,20 тыс. руб., или 0,11% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. – 121,8%.
Здравоохранение и спорт. Расходы на эти цели в Фонде составили 139 407 318,1 тыс. руб., или 99,88% всех расходов Фонда, рост по сравнению с 2006 г. составил 123,1%, в том числе на:
обязательное медицинское страхование – 66 015 631,8 тыс. руб., или 47,3 всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 117,7%, из них: – объем средств ФФОМС, направляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в виде субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2007 г., составил 41 823 300,00 тыс. руб., что на 25,8% больше, чем было предусмотрено бюджетом ФФОМС на 2006 г. Удельный вес средств бюджета Фонда, передаваемых бюджетам ТФОМС в общем объеме расходов на 2007 г., составил 30%;
средства на формирование нормированного страхового запаса в размере 6 230 331,80 тыс. руб., или 125,9% от суммы 2006 г. и 4,46% в структуре совокупных расходов Фонда;
средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни составили 17 500 000 тыс. руб., или 12,5% в структуре всех расходов, снизились по сравнению с 2006 г. на 2,9 п.п.
трансферты, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, – 73 387 036,3 тыс. руб., рост по сравнению с 2006 г. составил 128,5%, из них на:
оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами – 34 900 250,5 тыс. руб., или 25% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 120%;
субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 4 000 000,0 тыс. руб., или 2,9% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 200%;
средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляемые на осуществление денежных выплат медицинским работникам, составили 20 793 585,80 тыс. руб., или 14,9% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 162,4%. Денежные выплаты были установлены на уровне 2006 г., а именно: в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача);
субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования составили 6 000 000 тыс. руб., или 4,3% всех расходов. Это новое направление расходования средств;
субсидии, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, составили 4 000 000,0 тыс. руб., или 2,9% всех расходов. Это новое направление расходования средств;
субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения (Детей) составили 3 402 600,0 тыс. руб., или 2,4% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 106%;
субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составили 290 600,0 тыс. руб., или 0,2% всех расходов. Это новое направление расходования Средств.
Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта. Расходы на эти цели составили 4650,0тыс. руб., или 0,003% всех расходов, рост по сравнению с 2006г. составил 108,1 %.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009–2010 гг.» от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ бюджет ФФОМС на период 2008–2010 гг., сбалансированный по доходам и расходам, составляет: на 2008 г. – 123 241 204,4 тыс. руб.; на 2009 г. – 119 987 658,2 тыс. руб.; на 2010 г. – 104 482 669,0 тыс. руб.
Доходы бюджета Фонда на 2008 г. и на период до 2010 г. формируются за счет следующих источников.
Налоги (сумма поступлений единого социального налога): на 2008 г. – 76 697 800,0 тыс. руб., на 2009 г. – 87 565 600,0 тыс. руб., на 2010 г. – 98 975 800,0 тыс. руб.
Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления ЕСН рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России, фонда оплаты труда на 2008–2010 гг. в размере: 8921 млрд руб., 10 299 млрд руб., 11 771 млрд руб. – с учетом коэффициентов корректировки фонда заработной платы, эффективной ставки налога, коэффициента собираемости и других расчетных параметров.
При этом ежегодный прирост доходов к предыдущему году составил, соответственно 17, 14 и 13%.
Отчисления от единых налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на вмененный доход и других, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, на 2008 г. – 841 620,0 тыс. руб., на 2009 г. – 958 173,0 тыс. руб., на 2010 г. – 1 078 634,0 тыс. руб.
Ежегодный прирост доходов к предыдущему году составил соответственно 15, 14 и 13%.
Суммы недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФОМС, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации: на 2008 год – 27 403,0 тыс. рублей, на 2009 г. – 20 936,0 тыс. руб., на 2010 г. – 15 995,0 тыс. руб.
Поступления рассчитаны с учетом динамики фактических поступлений с 2004 по 2006 г.
Средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС, определены в следующих размерах (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами): на 2008 г. – 45 674 381,4 тыс. руб., на 2009 г. – 31 442 949,2 тыс. руб., на 2010 г. – 4 412 240,0 тыс. руб.
Удельный вес средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами), в общем объеме доходов на 2008–2010 гг. составит соответственно 37, 26 и 4%.
Расходы в бюджете ФФОМС на 2008 г. и на период до 2010 г. предусмотрены: на 2008 г. – 123 241 204,4 тыс. руб., на 2009 г. – 119 987 658,2 тыс. руб., на 2010 г. – 104 482 669,0 тыс. руб. Снижение общих расходов ФОМС на 2008 г. по сравнению с 2007 г. составит 12%.
В общем объеме расходов предусмотрены межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, в сумме до: 16 600 000,0 тыс. руб. – на 2008 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2009 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2010 г. Их удельный вес в расходах составит 13, 14 и 16% соответственно.
Структура расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС в 2008–2010 гг., представлена следующим образом.
Сумма расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами впервые не указана, так как средства на эти цели предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 т. и на период до 2010 г. в общем объеме средств на ежемесячные денежные выплаты для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) предусмотрены: на 2008 г. – 3 538 700,0 тыс. руб., на 2009 г. – 3 822 570,0 тыс. руб., на 2010 г. – 4 071 040,0 тыс. руб.
Реализация мероприятий в решках базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом неполного использования средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами и ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в 2008 г. в сумме 15 000 000,0 тыс. руб., в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Учитывая, что территориальные программы обязательного медицинского страхования в основном являются дефицитными, выделение 15 000 000,0 тыс. руб. может хотя бы частично компенсировать регионам расходы, понесенные в 2007 г. на дополнительное лекарственное обеспечение за счет средств вышеназванных программ
Расходы на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в бюджете Фонда запланированы на уровне 2007 г. и составляют: 2008 г. – 4 000 000,0 тыс. руб., 2009 г. – 4 000 000,0 тыс. руб. Расходы на 2010 г. не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2010 г. не принято.
Расходы на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусмотрены: на 2008 г. – 22 829 098,4 тыс. руб., на 2009 г. – 23 300 000,0 тыс. руб. Расходы на 2010 г. не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2010 г. не принято. Указанные расходы в 2008 г. планируется увеличить на 10% по сравнению с 2007 г. и на 2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Структура расходов бюджета Фонда на 2008 г. и на период до 2010 г. имеет следующий вид.
Международные культурные, научные и информационные связи – объем расходов ФОМС предусмотрен: на 2008 г. – 321,0 тыс. руб., на 2009 г. – 342,8 тыс. руб., на 2010 г. – 365,1 тыс. руб. Их удельный вес в структуре расходов составляет 0,0003% и на протяжении трех лет не изменяется. Указанные средства планируется направить на обмен делегациями с государствами – участниками СНГ, европейскими странами, участие в международных конференциях и совещаниях, участие в реализации международных проектов по программам международных организаций.
Расходы на содержание аппарата органов управления государственных внебюджетных фондов – объем расходов предусмотрен: на 2008 г. – 232 196,0 тыс. руб., на 2009 г. – 262 917,0 тыс. руб., на 2010 г. – 281 841,8 тыс. руб. Общий объем указанных расходов включает расходы на оплату труда, текущее содержание ФФОМС, проведение всероссийских совещаний и конференций. Ежегодный рост расходов составляет соответственно 55, 13 и 7% по отношению к предыдущему году.
Увеличение административных расходов ФФОМС в 2008 г. более чем на 50% по сравнению с расходами 2007 года обосновывается прогнозируемым увеличением заработной платы с 1 декабря 2008 г. на 15% в соответствии с методическими указаниями Минфина России, а также необходимостью проведения ремонта здания ФФОМС (более 30% от объема увеличения).
Переподготовка и повышение квалификации кадров – объем расходов ФОМС предусмотрен: на 2008 г. – 11 559,1 тыс. руб., на 2009 г. – 11 937,2 тыс. руб., на 2010 г. – 12 323,1 тыс. руб. Увеличение этого показателя бюджета на 2008–2010 гг. – 41, 3 и 3% соответственно.
Указанные средства предполагается направить на оплату расходов, связанных с переподготовкой, повышением квалификации кадров, стажировкой специалистов системы обязательного медицинского страхования в зарубежных образовательных учреждениях. Значительное увеличение расходов по сравнению с 2007 г. связано с обновлением и увеличением персонала Фонда.
В бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты в следующих размерах: на 2008 г. – 122 437 768,7 тыс. руб., на 2009 г. – 119 357 220,7 тыс. руб., на 2010 г. – 103 913 606,5 тыс. руб. Трансферты предполагается разделить на две части: для Фонда социального страхования Российской Федерации и для территориальных фондов.
Трансферты для Фонда социального страхования Российской Федерации предназначены для оплаты медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в следующих суммах: на 2008 г. – 16 600 000,0 тыс. руб. и на 2009–2010 гг. – по 17 000 000,0 тыс. руб. Согласно ст. 10 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» указанные денежные средства планируется направить в бюджет Фонда социального страхования РФ на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности в сумме 3000 руб., в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6000 руб. за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также за диспансерное наблюдение каждого ребенка в течение первого года жизни, поставленного на диспансерный учет в возрасте до трех месяцев, в течение первых 6 месяцев – в сумме 1000 руб. и за диспансерное наблюдение каждого ребенка в течение последующих 6 месяцев с момента его постановки на диспансерный учет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, – в сумме 1000 руб.
За счет средств системы обязательного медицинского страхования в Федеральном законе о бюджете ФОМС на 2008 г. и на период до 2010 г. предусмотрены следующие расходы по выполнению территориальных программ в рамках базовой программы. Расходы предусмотрены: на 2008 г. – 49 823 300,0 тыс. руб., на 2009 г. – 70 914 271,5 тыс. руб., на 2010 г. – 82 501 366,5 тыс. руб. Их удельный вес в общем объеме расходов на 2008–2010 гг. составит соответственно 40, 59 и 79%.
Необходимо отметить, что средства, передаваемые из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов в виде дотаций и субсидий, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ, который, по данным ФФОМС, составлял в 2006 г. по Российской Федерации 25,3%, в том числе: по Центральному федеральному округу – 19,6%, по Северо-Западному федеральному округу – 17,1, по Южному федеральному округу – 29,4, по Приволжскому федеральному округу – 30,0, по Уральскому федеральному округу – 21, по Сибирскому федеральному округу – 33%. Без дефицита были утверждены территориальные программы в Ямало-Ненецком автономном округе, Ненецком автономном округе, Тюменской области, Липецкой области. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, составной частью которой является базовая программа, отсутствует привязка подушевого финансового норматива к МРОТ, доле ВВП или другим показателям; не детализированы категории граждан, которым медицинская помощь должна оказываться бесплатно; система нормирования и финансирования стационарного сектора ориентирована на койко- дни, медико-экономические стандарты финансово не подкреплены.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам в течение всего периода, а его доходы и расходы в период с 2008 по 2010 гг. снизятся на 15,2%, что связано с отсутствием решения Правительства Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2010 г.
Территориальные фонам обязательного медицинского страхования. В Российской Федерации, как уже раннее было отмечено, в рамках субъектов Российской Федерации органами законодательной и исполнительной власти создаются территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС разработаны правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального ФОМС, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ (Минюсте России) 24 декабря 2003 г. № 5359. Они позволяют обеспечивать методологическое единство подходов к формированию показателей бюджетов территориальных ФОМС и регламентацию их деятельности по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
финансирует ОМС по дифференцированным душевым нормативам;
выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на ОМС;
накапливает финансовые ресурсы для обеспечения устойчивой системы ОМС;
разрабатывает правила ОМС граждан на территории Российской Федерации;
контролирует поступление в территориальный ФОМС страховых взносов и использование финансовых средств на ОМС;
ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в Российской Федерации;
согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу ОМС населения;
взаимодействует с ФФОМС и другими территориальными фондами.
В бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы:
налоговые доходы:
единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 4,5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 4,5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 18%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 4,5%;
д) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 3,4%:
неналоговые доходы:
недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Остатки средств на начало и конец отчетного периода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.
Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования производится путем передачи средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.
Общая сумма расходов на выполнение территориальной программы ОМС включает расходы:
на финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры финансирования обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда, на оплату медицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов;
на оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);
на оплату лечения жителей других субъектов Российской Федерации;
на формирование нормированного страхового запаса территориального фонда, предназначенные для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, резервируемые на случай возникновения критических ситуаций с финансированием территориальной программы ОМС и не являющиеся свободными финансовыми средствами.
Величина нормированного страхового запаса определяется в соответствии с Приложением № 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 5 апреля 2001 г. № 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России 6 апреля 2001 г. № 2510/3586-01-34 и Минфином России 27 апреля 2001 г. № 12-03-14 (регистрационный номер Минюста России 2756 от 20 июня 2001 г.).
Объем средств, направляемых на выполнение управленческих функций территориальным фондом (филиалами), определяется по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда, в соответствии с рекомендациями Федерального фонда по определению средств на содержание территориального фонда в процентах к сумме прогнозируемых поступлений без учета остатка средств на начало года и отражается в расходной части бюджета территориального фонда в абсолютной величине.
Расходы на выполнение управленческих функций территориальным фондом (филиалами) осуществляются в соответствии со сметой, утверждаемой исполнительным директором территориального фонда.
Расходы на финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, предусматриваются в бюджете территориального фонда при условии обеспеченности территориальной программы ОМС финансовыми средствами и имеющихся дополнительных возможностей. Указанные расходы включают:
расходы на выполнение региональных целевых программ по обязательному медицинскому страхованию;
прочие расходы.
Целевые программы утверждаются в установленном порядке в объемах финансирования, согласованных с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
К прочим расходам относятся расходы на обучение специалистов системы обязательного медицинского страхования, информационно- публицистическую деятельность, проведение семинаров, совещаний и др.
Расходы на осуществление финансирования научно-исследовательских работ, международное сотрудничество находятся в исключительной компетенции Федерального фонда и в расходную часть бюджета территориального фонда не включаются.
Реформа здравоохранения
В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10–12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 г. увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте – на 6,7%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запушенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.
В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы:
ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами. Как следствие этого, нарастает платность медицинской помощи, причем в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои граждан. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой явится профилактика заболеваний;
сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме. Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в систему ОМС;
имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно. Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.
Для решения накопившихся проблем в сфере здравоохранении в России осуществляется реформа.
Цель реформы здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы.
1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. Гарантируемые объемы медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, содержащих профилактику заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.
В случае если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом, что предполагает более высокий уровень принятия решения – врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи, с другой – сохраняет необходимую свободу врача при принятии решения.
2. Модернизация системы обязательного медицинского страхования предполагает:
упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;
завершение перевода системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно- страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, т.е. двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;
перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе ОМС необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций друг с другом за застрахованных. Одним из основных условий достижения конкуренции – это реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации;
укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по ОМС неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере, не меньшем размера, обеспечивающего сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС, и ее стоимости.
3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи. В ряду главных мероприятий:
обеспечение приоритетного развития первичной медико- санитарной помощи с акцентом ее направленности на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник, из них более трети – на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. В начале 2006 г. заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей обшей практики в среднем выросла на 10 тыс. руб. в месяц, а медсестер – не менее чем на 5 тыс. руб. Будет обеспечена подготовка более десятка тысяч участковых врачей и врачей обшей практики, обновлен автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи;
повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 г. не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, прежде всего в субъектах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток;
перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;
преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы за результаты своей деятельности;
обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;
переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.
В совокупности эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, сформируют культуру здоровья у населения, повысят ответственность граждан за состояние собственного здоровья, улучшат финансовое обеспечение отрасли, повысят качество и доступность медицинской помощи, усилят ее профилактическую направленность.
Будут созданы и внедрены приоритетные программы развития на основе улучшения инвестиционной привлекательности.
4.Обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Для обеспечения населения эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами будут решены следующие задачи:
внедрение в практику здравоохранения эффективных механизмов финансирования лекарственного обеспечения населения, в первую очередь социально уязвимых категорий граждан;
внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного обеспечения граждан (лекарственное страхование);
совершенствование системы государственного регулирования цен на лекарственные средства;
совершенствование механизмов государственного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных регуляторных требований.
5.Планируется разработать приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения граждан качественными, эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами.
С целью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными требованиями планируется разработать Технический регламент «О лекарственных средствах», национальные стандарты «Правила проведения качественных клинических исследований лекарственных средств», «Правила лабораторной практики», «Правила оптовой торговли лекарственными средствами».
Улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества медицинской помощи.
6.Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения России при сложившейся социально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения. Планируемый комплекс мер по созданию эффективной системы охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья будет способствовать обеспечению единой государственной политики и поддержки в этой области; совершенствованию законодательной и нормативной базы; сохранению и укреплению здоровья матери и ребенка, профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения.
Решение поставленной задачи планируется реализовывать за счет:
расширения и интенсификации профилактической деятельности, включая всеобщую диспансеризацию детей;
расширения видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
внедрения высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;
развития перинатальной помощи;
осуществления системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья;
разработки и реализации мер по улучшению показателей здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защита прав потребителя и благополучия человека.
7.Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны.
Для развития нормативного правового регулирования в сфере обеспечения благополучия человека будут установлены, с учетом степени риска причинения вреда, необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания человека, продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Будет реализован комплекс мер по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, укреплению здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.
Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров здравоохранения.
С целью повышения качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования и конкурентоспособности российского диплома о высшем медицинском образовании, реализации первоочередных мероприятий, вытекающих из Болонских договоренностей, будет обеспечено завершение формирования системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с международным ВОЗ требованиями.
Продолжится совершенствование единой национальной системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Государственный заказ на подготовку кадров здравоохранения будет соответствовать дифференцированным нормативам потребности в различных видах медицинских услуг, учитывающим региональные особенности организации работы и размещения сети медицинских учреждений, демографическую ситуацию и динамику здоровья населения, а также необходимость возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы.
8. Создание на базе развития фармацевтики и биотехнологии принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.
Радикальные инновации, способные конкурировать в мире, будут связаны с развитием биомедицинских исследований и применением биотехнологий для создания принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.
Развитие телемедицинских услуг, обеспечивающих возможность дистанционной диагностики, анализа данных результатов обследования, уточнения диагноза и консультирования, создание систем мониторинга состояния здоровья населения, включая паспорт здоровья, систем персонифицированного учета медицинских услуг на основе внедрения телекоммуникационных технологий.
С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации.
Важным направлением повышения здоровья населения будут являться меры, создающие условия для развития массового спорта.
За последние годы объемы финансовых средств, затрачиваемых на обязательное медицинское страхование, существенно возросли. Бюджет Федерального фонда ОМС за четыре последних года увеличился более чем в 20 раз.
Однако проблемы, связанные с финансовым обеспечением ОМС, остаются. К важнейшим из них могут быть отнесены следующие:
несбалансированность программы обязательного медицинского страхования с имеющимися финансовыми ресурсами;
отсутствие действенных механизмов выравнивания условий реализации базовой программы ОМС как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в пределах каждого из них. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для оказания целевой финансовой помощи;
проблема уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения, отсутствие механизмов экономического стимулирования субъектов Российской Федерации на осуществление указанных платежей в полном объеме, а также механизмов взыскания недостающих средств в судебном порядке.
В связи с этим выделим три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации.
укрепление финансовой базы страхования;
единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;
развитие нормативно-правовой базы.
Меры по решению указанных проблем и достижению поставленных целей предпринимаются. Однако необходимо констатировать, что кардинально исправить ситуацию пока не удалось.
По данным ФФОМС, ставка ЕСН до 2005 г., зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, – 3,6% (эффективная ставка, учитывая шкалу регрессии и уровень льготного налогообложения, составляла 3%), а также ставки других видов налогов (единый сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход и др.) не обеспечивали необходимого поступления средств в систему ОМС. Фактически было обеспечено исходя из этой ставки только 28–38% потребности финансирования Базовой программы ОМС.
В 2005 г. базовая ставка единого социального налога (ЕСН) была снижена в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, с 3,6% от фонда оплаты труда до 2,8%.
Снижение ставок ЕСН в 2005 г. сократило поступления в систему ОМС, по официальным оценкам, на 16 млрд руб. В результате учреждения здравоохранения недополучили средства по статьям расходов, которые осуществляются за счет ОМС, а именно – на заработную плату, медикаменты, питание, мягкий инвентарь.
Остается проблемной сфера выравнивания условий реализации базовой программы ОМС. Действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи. Разрыв в финансировании территориальных программ ОМС составляет от 40 руб. до 2,5 тыс. руб. в расчете на одного жителя по регионам, или достигает 60 раз. Признано, что в ФФОМС для последующего перераспределения централизуется недостаточный объем средств. Так, например, бюджет ФФОМС на 2004 г. был утвержден в сумме 6,4 млрд руб., в то время как эту сумму, по расчетам специалистов, необходимо было увеличить минимум в 5 раз.
С целью преодоления данной ситуации с 2005 г. увеличена доля ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, с 0,2 до 1% и соответственно снижена доля налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, с 3,4 до 1,8%.
Такое перераспределение средств в системе ОМС при общем снижении ставки ЕСН на 0,8% в абсолютных цифрах увеличило доходность ФФОМС, но при этом резко снизились доходы территориальных фондов ОМС, прежде всего тех субъектов Российской Федерации, которые являются регионами-донорами. Однако резкое снижение ставки ЕСН, зачисляемой в территориальные фонды ОМС, и последующее за этим сокращение поступлений денежных средств в указанные фонды ставит перед ФФОМС невыполнимую задачу. Даже при четырехкратном увеличении ставки ЕСН, зачисляемой в этот фонд, компенсировать территориальным фондам выпадающие доходы в полном объеме он не сможет.
Таким образом, на фоне общего дефицита ресурсов достижение более эффективного выравнивания уровня финансирования медицинской помощи населению при предложенном перераспределении средств представляется проблематичным.
С целью решения проблемы уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения с 2003 г. Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется дополнительное финансирование расходов на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров. Участие Пенсионного фонда в финансировании указанных расходов рассматривается как экономический механизм, стимулирующий приток страховых взносов за неработающее населения.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2006 г. на финансирование дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров за счет средств Пенсионного фонда израсходовано 1,5 млрд руб., в 2007 г. объем средств увеличен до 6,5 млрд руб. При этом расчетный размер дополнительного платежа на одного неработающего пенсионера в год составил соответственно 525 и 580 руб. в год.
В 2006 г. соглашения о финансировании дополнительных платежей на ОМС неработающих пенсионеров с участием средств ПФР были заключены с 18 субъектами Российской Федерации. В течение 2007г. число участников программы увеличилось до 36, а общая численность неработающих пенсионеров, на которую рассчитываются средства, направляемые в субъекты Российской Федерации, достигла 12 млн чел.
Увеличение объема средств, поступающих в систему ОМС, позволило в большинстве субъектов Российской Федерации увеличить среднедушевой норматив финансирования территориальных программ ОМС, повысить тарифы на оплату медицинской помощи.
Так, по субъектам Российской Федерации за 9 месяцев 2007 г. среднедушевой норматив финансирования территориальных программ ОМС увеличился в среднем на 14,96%, а тарифы на медицинскую помощь – на 15,29%. В отдельных субъектах Российской Федерации отмечен более существенный рост указанных нормативов. Дополнительные средства, поступающие в лечебные учреждения на оплату медицинских услуг по возросшему тарифу, использовались в первую очередь на улучшение лекарственного обеспечения, питание больных, стимулирующие выплаты медицинским работникам.
Как следует из анализа деятельности системы ОМС за последние четыре года, преодолеть негативные тенденции развития отрасли по прежнему не удалось. Положение усугубляется отсутствием необходимой нормативно-правовой базы.
В 2008 г. намечено продолжить модернизацию системы здравоохранения. Целью модернизации является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Для ее достижения планируется:
конкретизировать программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
осуществить переход от бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения к преимущественно страховой;
провести реструктуризацию системы оказания медицинской помощи.
С этой целью разрабатываются проекты Федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании» (новая редакция), «О государственных гарантиях медицинской помощи», «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях».
Необходимо отметить, что меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются программными установками по увеличению размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешного проведения реформы является ее реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременно с поэтапным наращиванием ресурсов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел III. Внебюджетные фонды как форма организации государственных и муниципальных финансов
- 12.1 Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
- 12.1.1 Необходимость и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации
- 12.1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и смешанная система пенсионного обеспечения
- 12.2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
- 12.2.4 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации