logo
Л 4 Т 11-13 Гос и муниц финансы

12.2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации

Деятельность Фонда социального страхования Российской Фе­дерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Со­вета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управле­ния и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР». Ныне действует в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. До создания ФСС РФ вопросы социального страхования при временной нетру­доспособности находились в ведении профсоюзов.

Существуют следующие риски наступления временной нетрудо­способности в результате: заболевания; беременности и родов; ма­теринства; несчастных случаев на производстве и т.д. Страхованием этих рисков занимается Фонд социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации – централизо­ванный 4юнд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государст­венными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Феде­рации. Положение о Фонде утверждено Постановлением Прави­тельства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управле­нии Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федераль­ной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Структура Фонда социального страхования Российской Федера­ции. При Фонде социального страхования Российской Федерации образовано Правление, а при региональных и центральных отрасле­вых отделениях – координационные советы, являющиеся коллеги­альными совещательными органами. Управление Фондом возложено на Правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппа­рат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда – г. Москва.

Отделения данного Фонда созданы во всех субъектах Российской Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межре­гиональный характер (железнодорожный, морской транспорт и т.д.).

Задачи Фонда социального страхования РФ. Основными задачами Фонда являются:

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются феде­ральным законом, а бюджеты региональных и центральных отрас­левых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рас­смотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Бюджет Фонда социального страхования РФ. В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной сис­темы налогообложения, – по нормативу 5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нор­мативу 5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 20%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, – по нормативу 5%;

д) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (Инструк­ция от 2 октября 1996 г., введена в действие с 1 января 1997 г.) сум­ма страховых взносов распределяется следующим образом:

74% страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

26% страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях для предоставления помощи регионам.

Если плательщиком средств ФСС РФ (74%) до конца отчетного периода средства на цели социального страхования израсходованы не полностью, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следую­щего года.

Средства Фонда направляются на следующие цели:

Распорядителями средств Фонда являются председатель и глав­ный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Пособие по временной нетрудоспособности – один из видов материального обеспечения рабочих и служащих за счет средств Фонда социального страхования. Оно рассчитывается исходя из числа дней нетрудоспособности по больничному листу, стажа и среднедневного заработка работника. Среднедневной заработок работника исчисля­ется путем деления суммы заработной платы, фактически начис­ленной за расчетный период (12 месяцев, предшествующих данному моменту), на число фактически отработанных в этом периоде дней.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в случаях:

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствую­щих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и свое­временной выплатой пособий по социальному страхованию, прове­дением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей админи­страции и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работни­ков и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) пи­тания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работо­дателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистри­ровавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

Страхование от несчастных случаев предназначено для возме­щения ущерба, вызванного потерей здоровья или смертью застрахо­ванного, может осуществляться в групповой (например, страхование работников предприятия) и индивидуальной формах, а также в фор­ме добровольного и обязательного страхования (например, пассажиров, военнослужащих и других категорий граждан).

С 2000 г. на Фонд социального страхования возложены функции по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производ­стве (пособие по временной нетрудоспособности при производст­венной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профес­сиональную реабилитацию).

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхо­вание от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно федеральным законом. Взносы страхования от несчастных случаев уплачиваются исключи­тельно работодателем за работающих по трудовому договору (кон­тракту). Задачами этого вида социального страхования являются:

Один из главных принципов добровольного страхования от не­счастных случаев – ограничение страховой ответственности при несчастном случае с застрахованным лицом. Данное ограничение обеспечивает доступность тарифов и расширяет сферу применения страхования от несчастных случаев как дополнение социального страхования. Наибольшее распространение имеет индивидуальное страхование от несчастных случаев на случай смерти, временной нетрудоспособности (инвалидности).

К страховым событиям не относятся:

Выплата по договорам страхования от несчастных случаев мо­жет производиться в виде:

Действие договора страхования от несчастных случаев прекра­щается:

Могут быть предусмотрены другие основания для прекращения договора (например, в случае выезда страхователя на постоянное место жительства за границу).

На основании Федерального закона «О бюджете Фонда соци­ального страхования Российской Федерации на 2007 г.» от 19 де­кабря 2006 г. № 234-ФЭ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 283 869 488,4 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 1 787 676 226,1 тыс. руб., и по расходам в сумме 306 214 977,3 тыс. руб., из них на обязатель­ное социальное страхование – 202 764 384,1 тыс. руб. и на покры­тие дефицита Фонда – 23 997 158,0 тыс. руб.

Законом установлено, что доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений. Налоги и взносы на социальные нужды в доходах бюджета Фонда социального стра­хования составляют 213 724 652,8 тыс. руб., или 75,3%, в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, – 170 350 458,8 тыс. руб., или 60% всех доходов; страхо­вые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 43 374 194,0 тыс. руб., или 15,3%; налоги на совокупный доход – 7 048 732,0 тыс. руб., или 2,5%; безвозмездные поступления от дру­гих бюджетов бюджетной системы РФ – 60 371 554,3 тыс. руб., или 21,3%, в том числе средства Федерального фонда обязательного ме­дицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, – 4 197 943,3 тыс. руб., или 1,5%. Таким обра­зом, доходы бюджета Фонда социального страхования на 2007 г. на 77,8% сформированы за счет налоговых доходов, на 21,3 — за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на 0,9% – за счет неналоговых доходов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба.

Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. предусмотрены по следующим функциональным разделам и подразделам (в тыс. руб. и в % ко всем расходам Фонда):

Как следует из Федерального закона «О бюджете Фонда соци­ального страхования Российской Федерации на 2008 год и на пла­новый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЭ, на 2011 г. утверждаются следующие основные характеристики Фонда социального страхования Российской Федерации:

Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период и 2012 гг. утверждены в следующих величинах:

прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 г. – в сумме 346 470 113,2 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. руб. и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 17 000 000,0 тыс. руб., и на 2011 г. – в сумме 389 962 820,5 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюдже­та–в сумме 34 981 312,3 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 17 000 000,0 тыс. руб.;

Проект Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до года» разрабатывался в соответствии с Методическими указа­ниями по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007–2009 гг. в части показателей 2008–2012 гг. и формированию проектировок федерального бюдже­та на 2011 г. по субъектам бюджетного планирования Минфина России (от 23 января 2007 г. № 02-02-14/111) на базе основных па­раметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и на период до 2012 г., разработанных Мин­экономразвития России и направленных в Правительство Российской Федерации (от 12 апреля 2007 г. № 5ОЮ-ГГ/Д03), с учетом динамики основных показателей по формированию и расходованию средств

Фонда социального страхования Российской Федерации, данных по исполнению бюджета Фонда за 2008 г., статистических данных Фон­да по показателям, характеризующим расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Проект Федерального закона о бюджете Фонда формировался на три года в соответствии с проектом Федерального закона «О вне­сении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ».

Средства федерального бюджета на выполнение государствен­ных функций предусмотрены в соответствии с бюджетными проек­тировками, в том числе:

Проектом Федерального закона ассигнования на оказание от­дельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лече­ния и обратно, не предусмотрены. Указанные средства на 2008 г. были определены после 1 октября 2007 г.

Средства Федерального фонда обязательного медицинского стра­хования предусмотрены в рамках реализации национального проекта «Здоровье» на оплату медицинской помощи женщинам в период бе­ременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части дис­пансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни в сумме 16 600 000,0 тыс. руб. – на 2009 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2010 г. и 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2011 г.

Планируемые доходы бюджета Фонда по обязательному социаль­ному страхованию в 2009 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 14 820 482,5 тыс. руб., в 2010 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 8 929 686,6 тыс. руб. и с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 561 430,0 тыс. руб., а также в 2010 г. с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 6 290 677,5 тыс. руб. по­зволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Фонда в предшествующие годы.

Текущий дефицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний в 2009 г. – в сумме 3 393 273,5 тыс. руб. и в 2010 г. – в сум­ме 667 580,2 тыс. руб. покрывается соответственно по годам за счет остатка средств, сформировавшегося на начало 2009 г. по данному виду страхования.

Сумма резерва средств на обеспечение обязательного социально­го страхования от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний на начало 2009 г. предусмотрена с учетом ожи­даемого исполнения бюджета за 2008 г. – в сумме 11 428 071,8 тыс. руб., на конец 2009 г. – 11 698 071,8 тыс. руб., на конец 2010 г. – 11 948 071,8 тыс. руб., на конец 2011 г. – 12 183 071,8 тыс. руб. На пополнение указанного резерва предполагается направить сред­ства капитализированных платежей в объеме 270 000,0 тыс. руб. — в 2008 г., 250 000,0 тыс. руб. – в 2010 г., 235 000,0 тыс. руб. – в 2011 г. в случае ликвидации страхователей – юридических лиц.

В связи с принятием постановления Пленума Высшего Арбитраж­ного Супа Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 57 «О неко­торых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», содержащего разъяснения о том, что требования о капитализации, заявляемые исполнитель­ными органами Фонда социального страхования Российской Феде­рации в отношении застрахованных лиц, должны квалифициро­ваться как требования кредиторов третьей очереди, будет начиная с 2007 г. наблюдаться тенденция к резкому снижению общего объема поступления капитализированных платежей по новым требованиям исполнительных органов Фонда ввиду того, что у ликвидируемых страхователей, как правило, не хватает имущества и денежных средств для расчета с кредиторами третьей очереди. Поэтому в 2009–2011 гг. ожидается поступление капитализированных платежей на уровне не более 15% от их поступления в 2007 г.

Норматив оборотных денежных средств на начало каждого года установлен в размере не менее 25% среднемесячных расходов по каждому виду страхования, что соответствует минимальному необ­ходимому объему средств, обеспечивающему финансовую устойчи­вость системы Фонда.

Предусмотренные проектом бюджета Фонда доходы от единого социального налога рассчитывались исходя из прогноза Минэко­номразвития России по фонду оплаты труда на 2009 г. – в объеме 8921,0 млрд руб., на 2010 г. – в объеме 10 299,0 млрд руб., на 2011 г. – в объеме 11 771,0 млрд рублей и с учетом норм Налогового кодекса в редакции Федерального закона «О внесении изменений в ст. 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 6 де­кабря 2005 г. № 158-ФЗ на 2009 г. – в сумме 207 562 836,3 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 238 713 519,4 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 268 816 946,9 тыс. руб.

При определении налоговой базы для исчисления единого соци­ального налога фонд оплаты труда, прогнозируемый Минэкономраз­вития России, снижен на 8,2%, включая суммы, не подлежащие на­логообложению, суммы выплат, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций и на доходы физических лиц, на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, сум­му разницы фонда оплаты труда, с которого уплачивается налог, начисляемого в декабре текущего года и в декабре предшествующе­го года, сумму налоговых льгот организациям, использующим труд инвалидов.

Сумма единого социального налога снижена на величину по­терь, связанных с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов.

Поступления в счет погашения задолженности по налогу (недо­имка), пеней и штрафов предусмотрены в 2009 г. – в сумме 1 765 804,8 тыс. руб., в 2010 г. – в сумме 2 272 462,9 тыс. руб., – в 2011 г. – в сумме 3 223 250,9 тыс. руб.

Коэффициент сбора (с учетом недоимки, пени и штрафов) пла­нируется по всем годам в размере 0,99.

Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом недоимки принят в размере 0,98.

Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штра­фы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2009 г. – в объеме 44 119 043,4 тыс. руб., на 2010 г. - в объеме 50 933 935,8 тыс. руб., на 2011 г. – в объеме 55 530 848,6 тыс. руб.

Доходы от недоимки, пени и штрафов по взносам в Фонд (мо­билизация просроченной задолженности страхователей по стра­ховым взносам, образовавшейся на 1 января 2001 г.) оцениваются на 2009 г. – в сумме 450 000,0 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 420 000,0 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 400 000,0 тыс. руб.

Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные нало­говые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2009 г. – в сумме 8 678 768,6 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме – 10 287 627,8 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 12 203 894,7 тыс. руб., в том числе:

Состав и структура расходов бюджета Фонда социального страхо­вания на 2008 г. характеризуется следующими данными (в тыс. руб. и % к общей сумме расходов Фонда):

Переподготовка и повышение квалификации кадров – 42 465,9 и 0,01.

Из проведенного анализа следует, что доходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 21 796 102,9 тыс. руб., или на 7,6% (с 283 869 488,4 в 2007 г. до 305 665 591,0 в 2008 г.), расходы Фонда также увеличатся на 17 664 370,0 тыс. руб., или на 5,8% (с 306 214 977,3 тыс. руб. в 2007 г. до 323 879 347,3 тыс. руб. в 2008 г.). Предельный объем де­фицита бюджета Фонда сократится в 2009 г. по сравнению с 2008 г. с 18 213 756,0 тыс. руб. до 9 597 266,0 тыс. руб. (в 1,9 раза) и к 2010 г. - в 3,6 раза, составив 499 213,0 тыс. руб. В то же время расходы Фон­да на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний увеличатся на 7,4%; на выплату пособий по беременности и родам – на 6,8; на выплату пособий при рождении ребенка – на 2,4; на молодежную политику и оздоровление детей – на 3,5%.

За последнее десятилетие в стране сформирована система соци­ального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которая требует своего дальнейшего развития и совер­шенствования в целях устойчивого удовлетворения потребности отдельных категорий социально незащищенных граждан в части повышения качества и увеличения объема услуг, в том числе по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Однако в стра­не до настоящего времени проблемы социальной защищенности малообеспеченных и бедных граждан остаются актуальными.

Согласно официальным данным, доля бедных в России оцени­вается на уровне 20%. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста.

Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные име­ют регулярную оплачиваемую работу. Другим фактором бедности является незанятость или неполная занятость лиц трудоспособного возраста, что обусловливается недостаточным уровнем их образова­ния. В то же время дети из бедных семей имеют значительно мень­шие шансы, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования. В дальнейшем это ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда- и способст­вует воспроизводству хронических зон бедности в долгосрочной перспективе.

В территориальном разрезе бедность концентрируется в сель­ской местности и небольших городах.

Несмотря на тенденцию к увеличению темпов роста реальных доходов населения, отмечающуюся в 2000–2006 гг., продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребле­ния, ненамного превышающий прожиточный минимум. Поэтому сохраняется риск увеличения числа бедных в случае возникновения неблагоприятной ценовой конъюнктуры на международных энер­гетических рынках и последующего ухудшения экономической си­туации в стране.

Существующие федеральные, региональные и местные програм­мы социальной помощи слабо влияют на уровень бедности, по­скольку основная часть их ресурсов, в том числе и программ адрес­ной социальной помощи, распределяется в пользу небедных категорий населения.

Недостаточно развита практика совместного участия государст­венных органов, бизнеса и некоммерческих организаций в реализа­ции совместных проектов, направленных на преодоление бедности.

Политика государства в области доходов населения. Правительст­вом Российской Федерации выработаны основные направления сокращения масштабов бедности и развития социальной помощи, основные из них заключаются в следующем.

Главной целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономи­ческой стабильности, роста денежных доходов населения, повыше­ния эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью, и развития механизмов социального партнерства.

Важную роль в сокращении бедности и предотвращении ее на­растания по-прежнему играет поддержание высоких темпов эко­номического роста и макроэкономической стабильности. В целях предупреждения роста бедности в условиях неблагоприятной эко­номической конъюнктуры макроэкономическая политика должна предусматривать адекватные меры, включая поддержание на эко­номически безопасном уровне золотовалютных резервов и стабили­зационного фонда.

Наряду с мерами макроэкономической политики, для достиже­ния поставленной цели необходимо добиться кардинального повы­шения вклада государственных социальных программ в дальнейшем снижении доли бедных. В свою очередь, решение этой задачи тре­бует коренной перестройки форм и методов работы органов соци­альной защиты, ориентированной, прежде всего, на тесную коор­динацию деятельности органов социальной защиты с органами содействия занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации соци­альных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах, создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения.

Важное условие для предотвращения воспроизводства зон хро­нической бедности — реализация мер, направленных на повышение доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей. Решение задачи предполагает реализацию совмест­ных программ на основе тесного взаимодействия органов социаль­ной защиты и органов образования.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффектив­ного взаимодействия органов социальной защиты и занятости с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно- государственного партнерства, позво­ляющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на усло­виях государственного социального заказа, социальных фантов и в иных формах. Для этого потребуется, в частности, внесение изме­нений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство.

Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждаю­щимся на основе единых методик, отработанных в международной практике, следует обеспечить дальнейшее проведение обследований бюджетов домохозяйств и занятости населения.

В слаборазвитых и депрессивных регионах с высоким уровнем бедности первостепенное внимание необходимо уделить мерам со­действия экономическому развитию соответствующих территорий, в том числе на основе развития инфраструктуры, целенаправленных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и ис­пользования механизмов частно- государственного партнерства. Эти меры должны сопровождаться усилиями по повышению качества человеческого капитала (переобучение и повышение квалификации), программ содействия развитию малого бизнеса и другими мерами, способствующими повышению экономической активности трудоспособных бедных. В случае отсутствия перспектив появления новых рабочих мест в пределах соответствующего региона (напри­мер, в ряде районов Крайнего Севера) указанные меры могут быть дополнены программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания.

Учитывая низкую эффективность подавляющего большинства действующих социальных программ с точки зрения сокращения бед­ности, на первом этапе (2007–2008) представляется нецелесообраз­ным увеличение в реальном выражении расходов на их финансиро­вание. Основные усилия в этот период должны быть сосредоточены на перестройке системы оказания социальной помощи, включающей:

На втором этапе (2009–2011) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.

Росту материальной обеспеченности работающего населения будет способствовать проведение мероприятий по повышению мини­мального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Переход на замену большинства натуральных льгот денежными компенсациями и введение новых механизмов предоставления наи­более существенных натуральных льгот в рамках «социального паке­та» будут способствовать оптимизации социальной помощи, диф­ференциации ее объема, содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.

Предстоит усилить адресный характер социальной поддержки с тем, чтобы не допустить маргинализации малообеспеченных слоев населения и «выпадения» из системы государственной помощи граждан, не способных к самообеспечению. При реализации адрес­ной социальной помощи будет обеспечиваться учет как доходов, так и специфических индивидуализированных особенностей раз­личных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. При этом размер денеж­ных выплат должен стать зависимым от материального положения граждан. Это оптимизирует систему социальной помощи, позволит перераспределить бюджетные ресурсы в пользу особо нуждающихся и тем самым сократить масштаб бедности в стране.

Развитие рынка социальных услуг намечается осуществлять с учетом обеспечения доступности этих услуг для бедных групп насе­ления. Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, но­вых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их постав­щиков, представляющих государственные и негосударственные со­циальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приорите­ты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Отказ от сметного финансирования государственных социаль­ных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на ос­нове государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Особое внимание должно быть уделено использованию потенциа­ла социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.

Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами предполагается:

Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабили­тации и социальной интеграции инвалидов следует предусмотреть проведение оптимизации системы медико-социальной экспертизы, совершенствования системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечения доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфра­структуры, транспорта.

Наряду с этим необходимо создать инфраструктуру реабилитаци­онных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инва­лидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активи­зировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, вклю­чающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Реализация этих мер обеспечит сокращение численности инва­лидов, ежегодный возврат к труду 80–100 тыс. инвалидов, укрепле­ние материально-технической базы реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий, внедрение импортозаме­щающих технологий.

Распространение бедности среди семей с детьми обусловливает повышенный риск асоциального поведения как самих родителей, так и в первую очередь их детей, ведет к безнадзорности и проти­воправному поведению детей, а в перспективе — к воспроизводству бедности в новых поколениях. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных, сокращения социального сиротства и противо­правного поведения несовершеннолетних предполагается сосредо­точить усилия на реализации следующих мер:

Необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения сво­боды, лиц страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

Yandex.RTB R-A-252273-3