5.7.2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
Соотношение инфляции и безработицы как состояний макроэкономической нестабильности много лет занимает экономистов. В 1958 г. профессор лондонской школы экономики А. Филлипс, кейнсианец по своим взглядам, опубликовал результаты исследований по взаимозависимости между уровнем безработицы и изменением ставки денежной заработной платы в Великобритании в период с 1861 по 1957 г.г. Для интервала 1861 – 1913 г.г. эта зависимость аппроксимировалась уравнением:
W' = – 0,9 + 9,64u-1,4,
где W' – годовой темп прироста номинальной ставки заработной платы, в %;
u – текущий уровень безработицы, %.
Поскольку темп роста ставки заработной платы является одним из индикаторов инфляции, уравнение А. Филлипса характеризует интересующую нас зависимость. График зависимости, получивший название кривой Филлипса, представлен на рис. 5.20.
Рис. 5.20. Кривая Филипса
Зависимость между u и W в зоне выше горизонтальной оси следует трактовать так: при благоприятной конъюнктуре растущий спрос на труд подтверждается одновременно готовностью работодателей пойти на повышение заработной платы. Последняя, таким образом, растёт, когда фактическая безработица ниже естественного уровня, т. е. конъюнктурная (циклическая) безработица отрицательна.
Когда конъюнктурная (циклическая) безработица положительна, заработная плата снижается. Эта зона ниже горизонтальной оси на рис. 5.20.
Теоретически кривая Филлипса может быть представлена формулой:
Wt – Wt-1 L* – Lt Lt – L*
------------ = – a ----------- = a ----------- ,
Wt-1 L* L*
где а – параметр, характеризующий изменение уровня номинальной заработной платы в период t по сравнению с периодом (t—1) в зависимости от уровня безработицы в периоде t. После преобразований уравнение приобретает следующий вид:
Lt – L*
Wt = Wt-1 * (1 + a------------).
L*
Последнее уравнение в явном виде представляет зависимость изменения ставки денежной зарплаты от уровня безработицы.
Здесь Lt и L* – фактическая численность занятых и численность занятых при естественной безработице соответственно.
Правительство, управляя совокупными расходами, в состоянии теоретически выбрать на кривой Филлипса определённую комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного периода.
В настоящее время используется модифицированное уравнение Филлипса, отражающее воздействие на уровень цен шоков предложения. Так называют нарушения в экономике, первым последствием которых является смещение кривой совокупного предложения на графике влево вследствие увеличения (неожиданного) каких-либо затрат. Нефтяной кризис 70-х годов ХХ в. или периодическое повышение цен на продовольствие в связи с засухой приводили к росту издержек и шокам предложения.
Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде с учётом шоков предложения формализуется так:
π = πе – β(u – ux) + έ,
где π и πе – фактический и ожидаемый уровень инфляции;
u и ux – фактический и естественный уровень безработицы;
β – параметр, больший нуля;
έ – резкие изменения (шоки) предложения.
Как считают классики, кривая Филлипса не отражает реалий в долгосрочном периоде, а пригодна лишь для анализа инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. В длительном периоде в силу вступают различного рода ожидания, в том числе инфляционные. Экономические агенты могут выдвигать правительству различного рода требования по повышению заработной платы для компенсации роста цен. Стимулирование совокупного спроса, сопровождающееся обычно ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального выпуска и отражается в основном на росте цен. Кривая Филлипса, по мнению классиков, в долгосрочном периоде приближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.
5.7.3. Антиинфляционная политика государства
Инфляция – опасное состояние макроэкономической нестабильности, влекущее за собой тяжелые социально-экономические последствия. В их числе: снижение реальных доходов и уровня жизни граждан, повышение риска предпринимательства, особенно в капиталоемких отраслях и в отраслях с малой скоростью кругооборота капитала. Инфляция обесценивает сбережения, подрывает стимул к активной инвестиционной политике. Поэтому антиинфляционные меры имеют общегосударственное значение. Они обеспечиваются правительством и Центральным банком.
Специалисты определяют инфляционную политику «как макроэкономическую политику, нацеленную на стабилизацию общего уровня цен; смягчения инфляционной остроты. Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами»1.
Современная экономическая наука не выработала пока стройной и законченной системы антиинфляционных мер универсального типа. Сложились два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское. Дж.М. Кейнс (1883-1946) и его последователи считают, что необходимо регулировать совокупный спрос. Монетаристы во главе с американским экономистом, нобелевским лауреатом М. Фридменом (р.1912) ратуют за регулирование совокупного предложения. Рассмотрим кратко подходы к проблеме обеих школ.
По мнению Дж.М. Кейнса, повысить уровень совокупного спроса возможно предоставляя крупным частным фирмам значительный государственный заказ. Последние, в свою очередь, предоставят заказы смежным компаниям. В действие придет мультипликационный эффект, возрастет объем производства и сократится безработица. Постепенно появятся предпосылки для снижения общего уровня цен.
В России реализация этой части кейнсианских рекомендаций наталкивалась в 90-е году на значительные трудности, связанные с острым дефицитом доходов федерального бюджета. Однако в последние годы созданы благоприятные условия для роста государственных заказов на отечественные товары и услуги.
Другим инструментом увеличения предложения кейнсианцы считают доступный кредит как вариант политики дешевых денег. На основе такого кредита создаются новые рабочие места, расширяется производство. В финансово-кредитной сфере Россия в последние годы также имеет определенные успехи. Поступательно снижается учетная ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки. Сеть коммерческих банков, в свою очередь, снижает ставки кредитования для предприятий реального сектора экономики граждан. Всё же значительные трудности здесь не преодолены. Кредитный потенциал коммерческих банков формируется в основном за счет сбережений населения. Открытие же банковских счетов (депозитов) пока не слишком выгодны. По данным Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон», по итогам 2006 года доход получили лишь владельцы рублевых вкладов: 0,39% за вычетом инфляции. Вклады в долларах и евро были убыточны: минус 10,61% и 1,02% соответственно.2 Получается сложная картина. Не побежденная до конца инфляция препятствует мобилизации сбережений. А без преобразования сбережений в инвестиции трудно, в свою очередь, остановить инфляцию.
Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который, по мнению Кейнса, не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. В 1995 году центральный Банк России отказывает правительству в эмиссии денег для улучшения состояния бюджета, усматривая в такой эмиссии порочный путь провоцирования инфляции.
Для покрытия дефицита государственного бюджета Кейнс предлагал использовать государственные займы в связи с эмиссией и размещением государственных ценных бумаг. В США этот путь получил название операций на открытом рынке. В России операции на открытом рынке до последнего времени играли скромную роль. Сказывалось недоверие к государству как заемщику, особенно после дефолта 1998 года, низкий уровень жизни многих россиян. С другой стороны, конъюнктура на мировом рынке энергоносителей, на который Россия поставляет нефть и природный газ, складывается в нашу пользу. В настоящее время обеспечен значительный профицит бюджета, что сдерживает инфляцию.
Монетаристская теория регулирования инфляции появилась сравнительно недавно, в 50-е годы XX-го столетия, в противовес кейнсианской теории. Монетаристы, акцентируют внимание на изменениях в количестве находящихся в обращении денег. Саму инфляцию они считают чисто денежным феноменом, результатом переполнения каналов денежного обращения на фоне товарного предложения. Денежную эмиссию в размере 3-5% монетаристы считают созидательной. Правительство, по их мнению, должно обеспечить постоянный умеренный рост денежной массы независимо от фаз делового цикла.
Избыточная денежная масса увеличивает сверх меры совокупный спрос, который следует ограничить «сжатием» денежной массы. Этим целям служит:
денежная реформа конфискационного типа или «замораживание» сбережений;
сокращение бюджетного дефицита за счет ограничения финансирования социальных программ, дорогого кредита, сокращения всякого рода дотаций. Конфискационная денежная реформа проводится на первом этапе борьбы с инфляцией; сокращение бюджетного дефицита – на втором.
Монетаристы предлагают также стимулировать лучшие фирмы низкими налоговыми ставками, что вызовет рост инвестиций, товарного предложения и снижение цен. Эти меры осуществляются на третьем этапе программы антиинфляционной политики.
Монетаристские рекомендации использовались в России в 90-е годы и стали тяжелым испытанием для граждан. В связи с одномоментной либерализацией цен с начала 1992 года («шоковая терапия») общий уровень цен за короткое время резко повысился. Практически почти полностью утрачены трудовые сбережения граждан. Снизились реальные доходы. «Сжатие» денежной массы заставляло предприятия использовать неполноценные заменители денег типа векселей при слабой финансовой дисциплине. Вообще, программа антиинфляционных мер в России страдала эклектичностью, недостаточным учетом специфики экономики станы. Только в последние годы ценой больших жертв народа размер инфляции стал терпимым: 11,7% в 2004 г.; 10,9% в 2005г. и 9% в 2006г. Важно сохранить благоприятную тенденцию.
- 5.6. Рынок труда и занятость
- 5.6.3. Классическая и кейнсианская трактовки спроса на труд и предложение труда
- 5.6.4. Формы безработицы. Закон Оукена
- 5.7. Инфляция и государственная политика стабилизации
- 5.7.1. Инфляция: её сущность, разновидности и последствия
- 5.7.2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 5.8.Денежно-кредитная система государства. Финансовый рынок
- 5.8.1. Понятие денежной системы. Денежная масса и денежные агрегаты
- 5.8.2.3. Коммерческие банки. Активные и пассивные операции
- 5.8.4. Регулирование потока кредитных ресурсов в стране. Банковский (кредитный) мультипликатор
- 5.9. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства