5.6.4. Формы безработицы. Закон Оукена
Чтобы бороться с безработицей, её необходимо классифицировать, структурировать, сдерживать и предотвращать.
Различают естественную и вынужденную безработицу.
Естественная безработица подразделяется на добровольную, текущую (фрикционную) и институциональную. Добровольная безработица обусловлена добровольным отказом от участия в трудовой деятельности общества.
Фрикционная безработица не слишком опасна и порождена постоянным движением населения. Она связана с поисками и ожиданием работы. Поиск места работы, соответствующей квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует времени, как и ожидание. Преподаватель, уволившийся из одного института в июне, приступит к работе в другом институте только в сентябре. Строго говоря, в течение двух месяцев он не безработен. Одно из преимуществ работы в вузе – большой отпуск. Как отпускной период незанятость в июле и августе преподаватели и воспринимают. Что касается работ с меньшим отпуском, то краткосрочная безработица после увольнения наступает, но она не опасна (перемена места жительства, смена профессии, рождение ребенка и уход за ним и др).
Миграция рабочей силы, например, молодых специалистов, также не моментальна. Часть увольнений происходит в связи с образованием семьи и изменением места жительства. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер.
Институциональная безработица – следствие несовершенства системы институционального устройства рынка труда: информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, значительны выплаты по линии социального обеспечения, вызывающие смещение предпочтений части трудоспособного населения в пользу праздности.
Вынужденная безработица проявляется в форме структурной, циклической и скрытой безработицы.
Структурная безработица – более серьёзная проблема. Она связана с технологическими сдвигами в производстве, влекущими за собой изменение структуры спроса на рабочую силу. Молодой счетовод в кинокомедии «Волга – Волга» сегодня был бы не востребован, так как исчезла такая специальность. К структурной безработице приводит научно-технический прогресс, за вызовами которого не поспевает система подготовки кадров.
Структурная безработица появляется в связи с несоответствием между потребностями производства в плане профессионального состава кадров и наличным профессиональным составом. Эта безработица имеет преимущественно вынужденный и долговременный характер, требует средств и времени по профессиональной переподготовке кадров. Всё же и этот тип безработицы большинство экономистов считают фактом допустимым. Не желая завышать возможности экономики, специалисты по предложению М. Фридмена стали именовать сочетание фрикционной и структурной безработицы естественным уровнем безработицы. Таким образом, если в экономике нет других видов безработицы сверх фрикционной и структурной, то считается, что в стране достигнуто состояние полной занятости. Производимый при этом ВВП, как считают ученые, соответствует потенциальному ВВП.
По нашему мнению, это суждение нобелевского лауреата М. Фридмена не вполне правильно. Структурная безработица – это факт, связанный с НТП и является вынужденным, а не естественным явлением, но в будущем с ней можно бороться.
Циклическая безработица количественно представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Она связана с колебаниями конъюнктуры. В период циклического спада она дополняет фрикционную и структурную безработицу; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует.
Скрытая безработица возникает там, где заняты сезонные работники и лица, работающие на условиях неполной занятости. Вынужденные отпуска работающих – распространенная форма скрытой безработицы.
В статистике безработными считаются совершеннолетние граждане, пригодные заниматься общественно полезным трудом по состоянию здоровья, не имеющие работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищущие её и готовые приступить к работе немедленно.
Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Циклическая безработица должна быть отнесена к провалам рынка. Сложнее объяснить существование естественного (устойчивого) уровня безработицы. К числу причин относят:
выплату пособий по безработице, что относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству (объяснение не для России; мы опасаемся в подавляющем большинстве потерять работу, так как без неё считаем жизнь неполноценной; кроме того, на пособие по безработице жить трудно);
устойчивость (жёсткость) заработной платы в результате превышения уровня реальной заработной платы над её равновесным значением; в этой (благоприятной по оплате труда) ситуации предложение труда больше спроса на труд; работодатели «переплачивают» в результате настойчивых требований правительства и профсоюзов, но, с другой стороны, обходятся минимальными штатами работников.
Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежными. Поэтому уровень безработицы при полной занятости должен быть равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. То есть уровень безработицы при полной занятости достигается когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Полная занятость – это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.
В экономической теории используются два показателя, характеризующие картину экономической нестабильности на рынке труда – это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе и используется для измерения масштабов безработицы.
Уровень безработицы = * 100%.
Уровень безработицы по странам мира в настоящее время колеблется в пределах от 2,5 до 22,5%.
Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе и дает более верную оценку занятости.
В экономическом аспекте важно связать безработицу с размером недополученного ВВП. Теоретически это позволяет сделать закон Оукена, формализуемый следующим образом:
Y – Y*
-------- = – β(u – u*),
Y*
где Y – фактический объём производства;
Y* – потенциальный ВВП;
u – фактический уровень безработицы;
u* – естественный уровень безработицы;
β – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.
При фактическом уровне безработицы выше естественного на 1% фактический уровень производства будет ниже потенциального на β%. Коэффициент β устанавливается эмпирическим путём и имеет пострановые различия. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей.
Закон Оукена важен для практики.
Внешне простой и полезный для практического использования закон Оукена, по нашему мнению, даёт искажённое представление о влиянии безработицы на равновесный объём ВВП или ВНП. Безработица может увеличиться в результате массированных накоплений с последующей механизацией производства. Фирмы, проводящие механизацию, обычно не допускают спада производства. Их цель – сохранить объём производства при меньшей численности занятых работников. Появляющуюся дополнительную безработицу вряд ли правильно в полном объёме относить к естественной. Потери ВВП будут отсутствовать, а безработица вырастет. Закон Оукена, по нашему мнению, уводит исследователя в сторону от вполне возможной войны людей и машин в условиях господства рынка и отсутствия государственного плана занятости.
Последствия безработицы негативны как для развития экономики любой страны, так и непосредственно самого человека. Государство берет на себя функцию регулирования занятости, разрабатывает законодательные и экономические меры направленные на ограничение безработицы. К ним относится:
политика государства по стимулированию роста занятости, увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения;
стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников, разрешение трудовой эмиграции;
активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды, соответственно, в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 МРОТ по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения очень сложной. И поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, государству для решения данной проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда путем создания бирж труда, которые берут на себя миссию сбора информации у работодателей о существовании вакансий и сообщение ее безработным, проведения ярмарок вакансий, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (создание развитого рынка жилья, отмена административных преград при миграции населения). Сокращению структурной безработицы способствует разработка программ профессионального переобучения и переквалификации работников. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Для борьбы с циклической безработицей наиболее эффективными мерами являются:
создание условий для роста спроса на товары (стимулирования роста экспорта, поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции);
создание условий для сокращения предложения труда;
создание условий для роста самозанятости;
реорганизация программ поддержки молодых работников.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Наиболее важные меры такого рода:
перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников;
бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;
предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например, работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости;
расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.
- 5.6. Рынок труда и занятость
- 5.6.3. Классическая и кейнсианская трактовки спроса на труд и предложение труда
- 5.6.4. Формы безработицы. Закон Оукена
- 5.7. Инфляция и государственная политика стабилизации
- 5.7.1. Инфляция: её сущность, разновидности и последствия
- 5.7.2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 5.8.Денежно-кредитная система государства. Финансовый рынок
- 5.8.1. Понятие денежной системы. Денежная масса и денежные агрегаты
- 5.8.2.3. Коммерческие банки. Активные и пассивные операции
- 5.8.4. Регулирование потока кредитных ресурсов в стране. Банковский (кредитный) мультипликатор
- 5.9. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства