logo
Политология 1 курс / Международные отношения и внешняя политика государст

Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь

Период конца ХХ – начала ХХІ столетия характеризуется глубокими изменениями в системе международных отношений. Эти изменения были вызваны переменами в сложившейся расстановке сил на мировой арене в связи с распадом СССР и системы социализма в целом, переходом от биполярного мира к однополярному с явным доминированием США и формированием в перспективе многополярности, продвижением НАТО на Восток, направленного на закрепление нового передела Европы, изменением во внешнеполитических ориентациях восточноевропейских стран и бывших советских республик, развертыванием процессов глобализации. Они оказали серьезное влияние на внешнюю политику государств, в том числе Беларуси, выбор ими внешнеполитического курса, определение приоритетов и партнеров.

В силу этих кардинальных изменений в системе международных отношений и с учетом того факта, что внешняя политика государств выступает как их основная составляющая, исследование внешней политики Республики Беларусь приобретает особую актуальность. Исследованием проблем международных отношений и внешней политики государств занимаются различные науки, рассматривающие их под своим углом зрения: история, политология, социология, экономические и юридические науки и некоторые другие. Поэтому имеются определенные различия в определении понятия «внешняя политика государства». Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее определение: «Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей».

Изучение внешней политики государства как сложного многомерного и динамичного социального феномена предполагает определение и обоснование теоретических и методологических подходов к его исследованию. Значительный вклад в создание и развитие современной теории международных отношений и внешней политики государств, разработку методологии их исследования внесли такие западные ученые, как Г. Моргентау, Дж. Розенау, Р. Арон, С. Хантинтон. Среди российских исследователей следует отметить А. Дугина, М. Лебедеву, К. Годжиева, П. Цыганкова. В белорусском обществознании изучением внешней политики Республики Беларусь плодотворно занимаются А. Розанов, В. Улахович, В. Снапковский, С. Кизима, А. Челядинский, А. Шарапо и некоторые другие. В то же время, на наш взгляд, нужно больше внимания уделить обоснованию теоретико-методологических основ анализа специфики формирования и осуществления внешнеполитической деятельности белорусского государства.

В связи с этим прежде всего необходимо среди множества научных методов выделить наиболее эффективные при исследовании внешней политики Республики Беларусь. Так, сравнительно-исторический метод позволяет сравнить и проанализировать основные направления и приоритеты, достижения и проблемы внешней политики страны на различных этапах ее развития, институциональный метод дает возможность наблюдения, описания и анализа деятельности политических структур, занимающихся вопросами формирования и реализации внешней политики государства, а структурно-функциональный метод раскрывает взаимодействие всех составляющих его внешнеполитической деятельности. Наряду с названными наиболее эффективным представляется применение системного метода как ведущего общеметодологического метода, позволяющего осуществить комплексный, всесторонний подход к проблемам развития и функционирования международных отношений и внешней политики государств с учетом разнообразных объективных и субъективных условий и факторов. Его общепризнанным преимуществом является то, что он дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, помогает выявить закономерности внешнеполитической практики, способствует ее более полному и объективному описанию и анализу.

С образованием Республики Беларусь как самостоятельного, независимого, суверенного государства возникает и объективная потребность изучения проблем национальной международной безопасности страны в условиях нового геополитического пространства, основных целей, задач, направлений и приоритетов ее внешней политики, ее эффективности.

Исследуя проблему формирования и реализации внешней политики Республики Беларусь, следует, прежде всего, определить основополагающие объективные и субъективные обстоятельства и факторы, влияющие на этот процесс. В силу ограниченности объема статьи рассмотрим несколько наиболее важных объективных факторов, во многом детерминирующих внешнюю политику белорусского государства, выбор им основных направлений и приоритетов внешнеполитической деятельности.

Одним из таких важных объективных факторов являются особенности геополитического положения Беларуси. После распада СССР перед молодым государством встала задача создания национальной внешнеполитической доктрины с учетом его геополитического положения и доминирующих геополитических тенденций в мире, направленной на обеспечение сохранения территориальной целостности, суверенитета и культурно-исторической общности народа, защиту национальной безопасности, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в целях стимулирования социально-экономического развития белорусского общества.

Геополитическое положение Беларуси характеризуется тем, что она находится в центре Европы, на стыке цивилизаций и геополитических интересов великих держав. Современная геополитическая ориентация Республики Беларусь складывается под влиянием ряда геоэкономических и военно-стратегических факторов. Географическое положение страны в центре Европы на пересечении важных транспортных коммуникаций дает возможность выгодно его использовать для стимулирования экономического развития и усиления своих позиций в региональной политике.

Традиционно Беларусь находится в зоне геостратегических интересов России и данный фактор необходимо использовать в национальных интересах. Сотрудничество с Российской Федерацией открывает доступ к ее богатейшим сырьевым ресурсам, весьма объемному рынку сбыта белорусских товаров и в значительной мере гарантирует национальную безопасность Беларуси как суверенного государства от внешних угроз. Углубление сотрудничества с Россией нашло отражение в процессе создания Союзного государства, начавшееся в 1996 г. и продолжающегося поныне. С другой стороны, центрально-европейское положение Беларуси делает ее привлекательным союзником и партнером для западноевропейских стран, которые желают видеть ее в качестве стабильного и предсказуемого государства. Сотрудничество в этом направлении позволит Республике Беларусь приобщиться как к высоким западным технологиям, так и культуре бизнеса, расширить торговый оборот. Все это требует от Беларуси проведения гибкой внешней политики, нацеленной на создание общего экономического пространства Россия -Беларусь-ЕС, которое в силу географических, исторических, экономических и культурных факторов будет сочетать цивилизационные элементы Востока и Запада, укрепляя ее национальную и государственную идентичность.

Изучение внешней политики Республики Беларусь требует также анализа взаимодействия и взаимовлияния системы международных отношений и внешней политики государства, так как отдельная страна не только испытывает на себе влияние сложившихся международных отношений, но и сама в той или иной степени влияет на их содержание или хотя бы на отдельные аспекты этих отношений. Такой анализ предполагает исследование международных отношений на глобальном, континентальном, региональном и локальном уровнях, сложившихся на данный момент и положения Республики Беларусь в системе этих отношений, их позитивного или негативного влияния на возможности проведения ею эффективной внешней политики в национальных интересах, выявление тенденций их развития, обосновании реалистического прогноза изменений в системе международных отношений на названных уровнях и их последствий для страны. Кроме того, нужно иметь ввиду, что основными субъектами международных отношений являются государства, отличающиеся друг от друга социально-экономической и политической системой, цивилизационной принадлежностью, геополитическим потенциалом и т.д. и, следовательно, имеющие различные, подчас кардинально противоположные внешнеполитические цели и интересы. Поэтому необходимо исследование положения других стран в существующей системе международных отношений, их внешнеполитических целей и интересов, позиций политических лидеров и правящих элит различных государств в области внешней политики.

Характерной чертой современного этапа развития человечества является глобализация, которую можно определить как процесс роста взаимозависимости и взаимодействия стран, народов, экономических, политических, культурных объединений, ведущий к формированию единого экономического, политического, информационного пространства. Говоря о взаимозависимости государств и обществ в современном мире, нужно иметь ввиду два аспекта – взаимосвязанность (обмен услугами, информацией, человеческими ресурсами и т.п.) и взаимоуязвимость (зависимость состояния одних стран и регионов от процессов, протекающих в других странах и регионах, о чем, в частности, свидетельствует мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г.).

Феномен глобального мира оказывает серьезное влияние на изменение геополитической ситуации, на положение различных стран и регионов в формирующемся новом мировом порядке, во многом определяет будущую судьбу человечества, историческую динамику мировой политики, грядущие отношения Востока и Запада, Севера и Юга.

Принципиально важное значение при анализе процессов глобализации имеет тот факт, что к новой системе открытого, глобализирующегося мира различные народы и государства подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающимися по своему экономическому, военно-стратегическому и информационному потенциалу. Поэтому не случайно, что наиболее последовательными адептами глобального мира, пропагандирующими идею глобального открытого общества без барьеров и границ сегодня выступают наиболее развитые и могущественные страны, усматривающие в ослаблении национальных суверенитетов новые возможности для своей экономической, геополитической и социокультурной экспансии. В этих условиях Запад, прежде всего США, исповедуют глобализм как идеологию и политику сохранения и укрепления своего мирового господства. По этому поводу российский политик Г. Зюганов справедливо отмечает: «Американская глобализация – это борьба за порабощение, раздел и передел мира, его ресурсов. Это борьба объединенного империализма против мировой «периферии», борьба различных империалистических группировок между собой».

В связи с этим возникла настоятельная общественная потребность в научном анализе соотношения политических сил в мировом масштабе и крупных регионов с учетом складывающегося взаимообмена ресурсами, капиталами, товарами, социокультурных контактов, внутриполитического положения и т.д. Все более актуальными становятся задачи изучения взаимосвязи глобальных и региональных политических проблем, воздействия политической деятельности на сдвиги в социально-экономической географии стран и народов, тенденций становления единого взаимосвязанного мира, в котором нарды не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

В условиях развертывания глобализационных процессов перед Республикой Беларусь стоит задача определить свою геополитическую нишу, соответствующую ее национальным интересам и обеспечивающую сохранение государственного суверенитета, выявить основные вызовы и угрозы политики глобализма и дать на них адекватные ответы. В этом плане значительный интерес представляет монография С.А. Кизимы «Вызовы западного глобализационного проекта и национальное государство», в которой он весьма подробно рассматривает угрозы глобализма и дает обоснованные рекомендации по их предотвращению. В связи с этим можно сделать вывод о том, что главная стратегическая задача для Беларуси заключается в том, чтобы укрепить свой геоэкономический потенциал настолько, чтобы мировые глобализационные и интеграционные процессы не стали для нее разрушительными и она участвовала бы в них на взаимовыгодных равных условиях с другими государствами, обеспечить энергетическую, продовольственную и демографическую безопасность и на этой основе сохранить общественно-политическую стабильность в стране и создать условия для динамичного развития общества по пути социального прогресса.

В данном случае просматривается тесная взаимосвязь внешней и внутренней политики государства. Поэтому при исследовании внешней политик Республики Беларусь необходимы анализ и оценка ее геополитического потенциала, который оказывает серьезное влияние на возможности проведения активной эффективной внешней политики на мировой арене. Геополитический потенциал включает в себя следующие основные потенциалы: социально-политический, демографический, научно-технический, геоинформационный, военно-стратегический, геоэкономический, интеллектуальный.

Все эти компоненты геополитического потенциала, как в комплексе, так и по отдельности, показывают взаимную зависимость внутренних и внешних позиций страны. Чем более развитым оказывается компонент совокупного потенциала страны, тем более устойчивой является позиция государства в международных отношениях. Совокупность эффективно развитых составляющих геополитического потенциала страны позволяет ей играть и более важную роль в системе международных отношений и проводить более активную внешнюю политику. Примером этого, в частности, является Китай, который по мере наращивания совокупного геополитического потенциала приобретает все более занчимые позиции в мировой политике.

Что касается Беларуси, то ее геополитическое положение, исторический опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический, интеллектуальный и военный потенциалы создают благоприятные предпосылки для ее полноценного участия во всех европейских и мировых процессах. В связи с этим многовекторная, сбалансированная, прагматичная внешняя политика позволяет Республике Беларусь в полной мере использовать геополитический потенциал страны в сфере международных отношений с учетом собственных национальных интересов.

Таким образом, совокупность условий, продиктованных геополитическим положением, процессами глобализации, историей и культурой Беларуси с достаточной определенностью задает ее место и функции в складывающемся новом миропорядке, диктует необходимость поиска оптимальных путей реализации национальных интересов и возможностей политико-дипломатического маневра в зависимости от изменений в международной среде.

Практический аспект исследования внешней политик Республики Беларусь заключается в выработке перспективных стратегических целей, обосновании иерархии внешнеполитических задач, направлений и приоритетов применительно к реализации внешнеполитических интересов, определении сил, средств при проведении внешней политики, разработке внешнеполитической концепции государства и его национальной безопасности.