Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
В современном мире роль международных организаций постоянно возрастает. Их деятельность охватывает практически все формы многостороннего сотрудничества и партнерства государств и является основой укрепления мира и стабильности, создавая предпосылки успешного социально-экономического развития государств мирового сообщества. В эпоху глобализации мировой экономики, нарастания новых глобальных вызовов и угроз требуются действенные международные многосторонние механизмы реагирования на эти проблемы и регулирования происходящих экономических, социальных и политических процессов. Эту роль и выполняет многостороннее сотрудничество.
Участие Республики Беларусь в работе универсальных и специализированных, глобальных и региональных международных организаций и интеграционных объединений является важнейшим компонентом интеграции республики в мировое сообщество. Безусловный приоритет в этой области – взаимодействие с Организацией Объединённых Наций (ООН). Республика Беларусь входит в состав 14 специализированных учреждений ООН, среди которых Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирный почтовый союз (ВПС) и др. Кроме того, в рамках ООН Беларусь участвует в Программах (развития ООН, по окружающей среде), фондах (Детский, в области народонаселения, для развития в интересах женщин), работает в конференциях по торговле и развитию, разоружению, в комиссии по разоружению, а также избрана в Экономический и социальный Совет ООН на период 2012–2014 гг. Деятельность представителей республики в системе органов и специальных учреждений ООН позволяет более эффективно решать задачи внешнеполитического обеспечения процессов развития белорусского государства и модернизации национальной экономики.
В политическом контексте основные усилия направлены на создание через механизмы ООН благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, и служащих формированию международного авторитета страны. Реализация данной задачи осуществляется через ряд инструментов, среди которых основным является продвижение в ООН крупных белорусских внешнеполитических инициатив: признание многообразия путей прогрессивного развития, создание глобальных партнерств, противодействие торговле людьми и др. Беларусь активно выступает с трибуны ООН против применения односторонних подходов в решении вопросов международного мира и безопасности, против разрушения системы международного права, основанной на Уставе ООН, а также за проведение институциональных реформ главных органов Организации – Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета.
В экономическом сотрудничестве важным является привлечение потенциала и ресурсов ООН для содействия процессам внутреннего развития Республики Беларусь. Основные направления взаимодействия с организациями и учреждениями системы ООН по решению этой задачи определены в Рамочной программе ООН по оказанию помощи Беларуси на 2011–2015 гг. В документе предусматривается выделение финансовых ресурсов в объеме до 490 млн. долларов США. Кроме того, с рядом учреждений и агентств системы ООН, в том числе Программой развития ООН, Детским фондом ООН, совместно разработаны отдельные программы, которые детализируют и расширяют соответствующие направления сотрудничества, определенные в Рамочной программе.
Решению задач экономического характера и развития служит участие Беларуси в деятельности таких специализированных организаций системы ООН, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейской экономической комиссии, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Конференции ООН по торговле и развитию. Так по линии МВФ в период 2009–2010 гг. Беларусь получила кредиты в сумме около 3,5 млрд. долларов США, направленных на поддержание платежного баланса страны. В рамках взаимодействия с Всемирным банком в течение 2012 г. в Беларуси реализовывались пять проектов на сумму 400 млн. долларов США по развитию промышленной и социальной инфраструктуры, повышению энергетической эффективности, решению экологических задач.
В целях привлечения потенциала ООН на содействие решению национальных задач в областях гуманитарного и социального развития Беларусь активно сотрудничает с такими специализированными организациями и учреждениями системы ООН, как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Управление ООН по наркотикам и преступности.
Важным компонентом обеспечения национальных интересов Республики Беларуси является взаимодействие с Движением неприсоединения, которое насчитывает 120 стран-членов или 60 % численного состава ООН. Являясь полноправным участником данной организации с 1998 г., Беларусь получает политическую поддержку государств-единомышленников на международной арене, включая в органах системы ООН. Такая поддержка особенно важна по причине того, что многие ключевые решения органов системы ООН принимаются в результате голосования. Страны Движения неприсоединения являются партнёрами Республики Беларусь по продвижению таких крупных внешнеполитических инициатив, как многообразие путей прогрессивного развития, создание глобальных партнерств, борьба с торговлей людьми и др. Белорусские инициативы нашли отражение в ряде стратегических документов Движения неприсоединения – в итоговом документе XV саммита (Египет, 2009 г.), в заключительном заявлении XVІ саммита, состоявшегося 30–31 августа 2012 г. в Тегеране.
Партнерство в Движении неприсоединения Республика Беларусь использует также и с целью постоянного расширения экономических и технологических связей со странами-членами. Участвуя в работе организации, республика получила возможность уверенно выходить на рынки государств-членов в Азии, Африке, Латинской Америке и развивать с ними торгово-экономические отношения. Кроме того, присутствие на рынках этих стран помогает Беларуси последовательно продвигать товары и услуги в соседние с ними государства. На XVІ саммите в Тегеране Беларусь предложила странам-членам Движения неприсоединения поддержать идею создания глобального фонда новых зеленых технологий, которые могли бы охватывать такие области, как энергетика, транспорт, промышленность и сельское хозяйство.
Участие в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) имеет для Республики Беларусь принципиальное значение с точки зрения продвижения своих внешнеполитических инициатив и ведения диалога с ключевыми европейскими структурами, в первую очередь Европейским союзом. Беларусь является полноправным членом ОБСЕ с 30 января 1992 г.При вступлении в Организацию республика присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 г. и Парижская хартия для новой Европы 1990 г.
Республика Беларусь участвует в деятельности Организации через работу в рамках Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы и Консультативной комиссии по открытому небу, а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в основополагающих документах ОБСЕ. Под председательством представителя Беларуси в 2003 г. была разработана и принята Стратегия ОБСЕ в области экономического и экологического измерения. В апреле-июле 2005 г. Республика Беларусь успешно председательствовала на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, а в сентябре-декабре 2008 г. – в Консультативной комиссии по открытому небу. Белорусские представители участвуют в заседаниях Минской группы в рамках переговорного процесса по вопросу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе, работают в миссиях ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Косово, в Секретариате ОБСЕ в г.Вене.
В ходе прошедшего в Астане (Казахстан) 1–2 декабря 2010 г. саммита ОБСЕ было принято совместное заявление Беларуси и США по сотрудничеству в сфере ядерной безопасности и нераспространения. На форуме белорусская делегация выступила за создание в зоне ответственности ОБСЕ единой системы безопасности.
Важное место во внешнеполитической деятельности республики занимает взаимодействие с институтами ОБСЕ – Парламентской ассамблеей, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по вопросам свободы СМИ, Секретариатом, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя / Координатора по вопросам борьбы с торговлей людьми. Например, в 2009–2010 гг. Беларусь вела активный диалог с БДИПЧ ОБСЕ в контексте совершенствования белорусского избирательного законодательства. На 21-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи в июле 2012 г. по предложению белорусской стороны была принята резолюция «Содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии». В развитие этой инициативы во время XX Экономико-экологического форума ОБСЕ, состоявшегося в сентябре 2012 г., представитель Беларуси заявил о необходимости уделять больше внимания вопросам экономико-экологической безопасности в ОБСЕ, включая выделение соответствующих людских и финансовых ресурсов.
Республика Беларусь традиционно выступает в качестве одного из наиболее активных и последовательных сторонников комплексного реформирования ОБСЕ, устранения существующих перекосов и недостатков в ее работе. Например, организация недостаточно работает в вопросе разрешения региональных конфликтов, мало уделяет внимания экономическому сотрудничеству в условиях кризиса, делает перекос в сторону гуманитарного измерения.
Парламент Республики Белорусь является постоянным участником Межпарламентского союза (МПС), в котором состоят законодательные и представительные органы из более чем 140 стран мира. Парламентские делегации республики участвуют в работе ежегодных Ассамблей МПС. Так, рамках проведения 126-й Ассамблеи (31 марта – 5 апреля 2012 г.), основной темой которой была «Парламенты и граждане: преодоление расхождения», представители белорусской делегации участвовали в пленарном заседании Ассамблеи, заседаниях Руководящего совета МПС Постоянного комитета по правам человека. Кроме того, в ходе работы форума белорусская делегация провела встречи с парламентариями Российской Федерации, Королевства Марокко, Республики Эквадор, Латвийской Республики, Итальянской Республики, Венгрии и Республики Корея, на которых были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества и развития контактов в рамках МПС и других международных организаций.
К многостороннему внешнеполитическому сотрудничеству также относится взаимодействие Беларуси с международными структурами, членом которых республика не является: Европейский Союз (ЕС), Организация Североатлантического договора (НАТО), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским союзом (ЕС) были установлены в августе 1992 г. Постоянное представительство республики при Европейских сообществах в Брюсселе начало функционировать в 1994 г. Годом позднее было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Евросоюзом. Значимым событием в белорусско-европейских отношениях стало открытие в 2008 г. в Минске Представительства Комиссии Европейских сообществ. В октябре 2008 г., январе и июле 2009 г. состоялись встречи представителей Евросоюза с Республикой Беларусь на уровне министров иностранных дел, которые заложили основу для перевода политического диалога высокого уровня с Евросоюзом на регулярную основу. Беларусь заинтересована в развитии сотрудничества с ЕС в сферах взаимного интереса: транзита, транспорта, таможни, энергетики, региональной и субрегиональной безопасности, противодействия торговле людьми, охраны окружающей среды.
Евросоюз является важным источником международной технической помощи Республике Беларусь. С 1992 г. по линии Программы технической помощи ЕС странам СНГ (ТАСИС) республике было направлено около 200 млн. евро в рамках более чем 420 проектов. В рамках Инструмента добрососедства и партнерства ЕС (преемника программы ТАСИС) в 2012 – 2013 гг. планируется выделить 64 млн. евро. В настоящее время в стадии реализации в Беларуси находятся 17 проектов ЕС на общую сумму 10,5 млн. евро. Беларусь участвует в 15 программах на национальном, региональном и трансграничном уровнях. Техническая помощь оказывается в виде консультаций, обучения специалистов, реализации пилотных проектов в таких областях, как правосудие и внутренние дела, охрана окружающей среды, обустройство пограничной инфраструктуры, социальная защита, ядерная безопасность, образование, стандарты, сертификация, метрология, местное управление.
Дополнительные возможности для взаимодействия с Евросоюзом открывает инициатива ЕС «Восточное партнерство», предполагающая существенное углубление сотрудничества Евросоюза с шестью странами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Инициатива предусматривает поэтапные интеграционные процессы, а в перспективе – это зона свободной торговли. Важным моментом является тот факт, что усиление регионального сотрудничества между странами-участницами проекта и ЕС планируется на основе европейских стандартов. Это важные факторы для Беларуси, поскольку республике необходимы иностранные инвестиции и технологии, сотрудничество в сфере инфраструктурных проектов, увеличение торговых оборотов и в целом выход на новый уровень сотрудничества с западными партнерами.
Несмотря на достаточно высокие защитные барьеры и качественные требования, предъявляемых Евросоюзом к импорту из третьих стран, в торгово-экономических отношениях Беларуси с ЕС в последние годы сохраняется устойчивая положительная динамика. Например, удельный вес Евросоюза в структуре внешней торговли Республики Беларуси в январе – июле 2012 г. возрос до 31,5% против 27,2% год назад, а объем внешней торговли с ЕС за этот же период возрос на 33,4% до 17,825 млрд. долларов США. В том числе на долю ЕС в январе – июле 2012 г. пришлось 44,3% экспорта белорусских товаров и 17,9% импорта товаров.
В целом, европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь, что обусловлено совокупностью многих факторов – исторических, экономических, политических и культурных. В тоже время, на современном этапе из-за политических разногласий далеко не в полной мере используется потенциал двусторонних экономических отношений. Полноценная нормализация политических отношений между Беларусью и ЕС позволит придать определенный импульс развитию торгово-экономического и инвестиционно-кредитного сотрудничества. Республика последовательно выступает за перевод политических отношений «Беларусь – ЕС» в русло диалога и прагматичного партнерства, в основе которых должны лежать реализм, здравый прагматизм и взаимное уважение.
В своей внешнеполитической деятельности Республика Беларусь учитывает то обстоятельство, что имеет общую границу с НАТО в лице ее стран-участниц Польши, Литвы и Латвии протяженностью около 1200 км. Беларусь не ставит целью вступление в эту крупнейшую военно-политическую Организацию в мире. Вместе с тем, республика считает конструктивное сотрудничество с НАТО в целом и с отдельными членами данного альянса важным элементом обеспечения национальной, региональной и общеевропейской безопасности.
В качестве основных направлений взаимодействия Беларуси с НАТО рассматриваются: борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, противодействие распространению оружия массового уничтожения, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сотрудничество Беларуси с НАТО осуществляется, в первую очередь, в рамках Совета Евроатлантического партнерства и по линии программы НАТО «Партнерство ради мира». Республика последовательно участвует в работе Совета, рассматривая его как один из важнейших механизмов политических консультаций по основным вопросам предотвращения конфликтов, поддержания мира и безопасности. В 1995 г. Республика Беларусь подписала рамочный документ документ «Партнерство ради мира» и придает большое значение реализации этой программы как инструмента развития практического сотрудничества Беларуси с НАТО . С 1998 г. в Брюсселе действует Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО.
Основным механизмом осуществления практического сотрудничества Беларуси с НАТО является обновляемая Индивидуальная программа партнерства, формат которой отвечает нынешним потребностям и интересам страны в развитии взаимодействия с Организацией. В такой программе оговариваются силы и средства, выделяемые республикой, и перечень конкретных организуемых НАТО мероприятий, в которых планируется участие представителей Беларуси. Наиболее активно в программы участвуют Министерство обороны, МЧС, МИД Беларуси. Проводятся регулярные консультации с представителями Международного секретариата НАТО и Международного военного секретариата НАТО по оценке выполнения программы. Примером успешног взаимодействия с Организацией может служить осуществление совместного проекта Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению и Министерства обороны Беларуси по ликвидации тротилосодержащих противопехотных мин с привлечением финансовой помощи стран-членов НАТО (Канада, Литва).
В настоящее время действует Индивидуальная программа партнерства на 2012–2013 гг. Вопросы, связанные с согласованием позиций по выполнению совместных праграмм, были обсуждены с 14 по 16 мая 2012 г. в Минске во время визита в столицу Республики Беларусь члены секретариата НАТО, представителей стратегических командований по трансформации и операциям. В состветствии с Индивидуальной программой партнерства белорусские военнослужащие приняли участие в многонациональных учениях, которые проводились с 19 по 29 мая 2012 г. в Республике Македония в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является межгосударственным объединением многопрофильного, многоформатного сотрудничества, которое с 1996 г. и до 2001 г. действовала как «шанхайская пятёрка». В качестве стран-учредителей Организации выступают Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Познее статус стран-наблюдателей при ШОС получили Монголия, Индия, Иран, Пакистан. 28 апреля 2010 г. важным звеном, соединившим Восток и Запад в ШОС, стала Беларусь, принятая в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе партнёра по диалогу. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Для Республики Беларусь диалог с ШОС открывает возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом, закрепляет взаимодействие на экономическом, транспортно-логистическом, банковско-финансовом направлениях, а также борьбе с терроризмом, наркоугрозой. В свою очередь, для Шанхайской организации Беларусь имеет значение с точки зрения выхода на европейскую площадку и усиления связей Востока и Запада. В Меморандуме, предусматривающем предоставление республике статуса партнёра по диалогу, оговаривается ряд взаимовыгодных направлений для сотрудничества. Среди них – создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнёрство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.
Таким образом, активно взаимодействуя с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями, Республика Беларусь способствует строительству новой мировой и европейской систем безопасности, решению проблем переходного этапа социального развития страны. Сотрудничество и партнерство с международными организациями имеет исключительно важное значение для успешного вхождение республики в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства, для укрепления доверия к стране как к перспективному и надежному торгово-экономическому партнеру, а также в целях расширения объемов финансовой и научно-технической помощи, оказываемой мировым сообществом Беларуси.
- Международные отношения и внешняя политика государств
- Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь.
- Раздел 2. Политика по развитию интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.
- Раздел 3. Реализация многовекторной внешней политики.
- Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
- Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь
- Раздел 2. Политика по развитию интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (снг).
- Раздел 3. Реализация многовекторной внешней политики.
- Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
- Заключение
- Литература
- Документы
- Интернет-источники: