logo
Безналичные расчеты

4. Расчёты платёжными требованиями.

Платёжные требования представляют собой расчётные документы, содержащие требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий плательщика банк расчётных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции (выполненной работы) и, одновременно, поручение покупателя обслуживающему его банку произвести оплату полученной продукции (выполненной работы).

В случае неполучения банком акцепта плательщика по платёжным требованиям в течение 3-х рабочих дней они возвращаются банку поставщика с указанием, что расчётные документы не акцептованы. Ответственность за обоснованность отказа от акцепта несут плательщики.

Плательщик вправе отказаться от акцепта рассмотренных платёжных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме.

Отказ от акцепта может быть полным или частичным. Полный отказ от акцепта заявляется в случаях, если товар не заказан, не соответствует условиям договора, недоброкачественный, нестандартный и т.п. Частичный отказ от акцепта означает согласие на оплату части суммы счёта в связи с завышением цен против договорных, отгрузкой лишнего количества товаров и др.

После уведомления банка об отказе от акцепта платёжные документы с извещением об отказе возвращаются непосредственно поставщику.

При согласии оплатить полностью или частично платёжное требование плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счётом, и оттиском печати на всех 3-х экземплярах и сдаёт их в обслуживающий банк, из этих экземпляров:

Схема расчётов платёжными требованиями.

Договор на поставку продукции, оказание услуг

9 2 10 4 6

8 5

7

1 – отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг на основании заключённого договора;

2, 3, 4 – выписка платёжного требования поставщиком и направление его через банки, обслуживающие поставщика и получателя, плательщику;

5 – хранение в банке, обслуживающем покупателя, отгрузочных документов в картотеке №1;

6 – представление покупателем акцептованного платёжного требования в обслуживающий его банк;

7 – направление банком, обслуживающим плательщика, акцептованного платёжного требования в банк, обслуживающий поставщика;

8 – перечисление средств на счёт поставщика;

9 – извещение поставщика о зачислении средств на его счёт;

10 – передача плательщику отгрузочных документов и третьего экземпляра акцептованного платёжного требования.