Кредиты всемирного банка российской федерации
(млн долл.)
Финансовый год | Займы | Сумма | |
1993 | Реабилитационный Службе занятости и социальной защиты На содействие в осуществлении приватизации Первый нефтяной реабилитационный | 600,0 70,0 90,0 610,0 | |
1994 | На ремонт и содержание шоссейных дорог На развитие финансовых учреждений На осуществление земельной реформы На осуществление сельскохозяйственной реформы На поддержку предприятий Второй нефтяной реабилитационный | 300,0 200,0 80,0
240,0 200,0 500,0 | |
1995 | На управление окружающей средой На подготовку управленческих и финансовых кадров На развитие проектного портфеля На жилищный проект На модернизацию налоговой службы Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загрязнения и уменьшение связанного с ним ущерба На городской транспорт Второй реабилитационный | 110,0
40,0 40,0 400,0 16,8
99,0 329,0 600,0 | |
1996 | На развитие стандартов На ремонт мостов На развитие региональной социальной инфраструктуры На передачу ведомственного жилья На развитие фондового рынка На медицинское оборудование На реализацию проекта правовой реформы На структурную перестройку угольного сектора На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора На повышение эффективности использования энергии | 24,0 350,0
200,0 300,0 89,0 270,0 58,0
500,0
25,0
70,0 | |
1997 | На проект восстановления центра Санкт-Петербурга На структурную перестройку экономики На инновационный проект в области образования На пилотный проект реформы здравоохранения На проект Бюро экономического анализа На проект содействия реструктурированию предприятий На проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе Гарантийная операция по проекту «Морской старт» На структурную перестройку системы социальной защиты |
31,0 600,0
71,0
66,0 22,6
85,0 40,0
100,0
800,0 | |
1998 | На содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения Второй на структурную перестройку экономики Второй на структурную перестройку угольной промышленности Третий на структурную перестройку экономики |
28,6
800,0
800,0 1500,0 | |
Всего | 41 заем | 11355,0 | |
Источник. Данные Представительства Всемирного банка в России. |
В токийском пакете финансовой помощи России в 1993 г. предусматривалось открытие Банком кредитных линий на сумму 5 млрд долл., в том числе 1,1 млрд — реабилитационные кредиты в рамках «первоочередных стабилизационных мер»; 3,4 млрд и 0,5 млрд долл. — для структурной перестройки экономики. В августе 1993 г. России бьы предоставлен нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей промышленностии поддержки реформ в области энергетики (610 млн долл. из 7,75% годовых). Это самый крупный в истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены: второй нефтяной реабилитационный кредит (500 млн долл.); на развитие сельского хозяйства (320 млн); на проведение приватизации (200 млн долл.). МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании транспорта (300 млн долл.) и финансовых учреждений (200 млн долл.). Реализация этих кредитов была сопряжена с трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России (неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, контроль за ценами на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд долл.
В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Россией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.
Наиболее крупными кредитами ВБ России в 1995—1998 финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем (600 млн долл., 1995 г.); заем на осуществление жилищного проекта (400 млн, 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышленности (500 млн в 1996 г. и 800 млн в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн, 1997 г.; 800 млн долл. и 1500 млн долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн долл., 1997 г.).
С момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд долл., реально были использованы 5,7 млрд долл., или 61,7% от 9,2 млрд долл., выделенных на 30 июня 1998 г.* Россия, на которую приходилось 5,31% задолженности всех стран — членов ВБ, была седьмым по счету должником Банка после Мексики, Индонезии, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии.**
* The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington, 1998, p. 215.
** Ibid, p. 214—216.
Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валютного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка пересматривается каждые 6 месяцев). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс договорная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. — 0,75%).
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и МВФ. Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Таблица 10.14
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ КРЕДИТОВ ВСЕМИРНОГО БАНКА, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЕЙ
(млн долл. США)
Назначение займов | Финансовые годы (заканчиваются 30 июня) | |||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 (по август) | 1993—1998 гг. | ||
млн долл. | в % от общей суммы | |||||||
Реабилитационные займы | 600,0 | — | 600,0 | — | — | — | 1200,0 | 10,6 |
Займы на структурную перестройку экономики (включая поддержку и реструктурирование предприятий,содействие приватизации) | 90,0 | 200,0 | 40,0 | — | 685,0 | 2300,0 | 3315,0 | 29,2 |
Управление государственным сектором | — | — | 56,8 | 82,0 | 22,6 | — | 161,4 | 1,4 |
Финансовый сектор | — | 200,0 | — | 89,0 | — | — | 289,0 | 2,6 |
Энергетика (нефтяная и угольная промышленность, электроэнергетика) | 610,0 | 500,0 | — | 595,0 | 40,0 | 800,0 | 2545,0 | 22,4 |
Сельское хозяйство | — | 320,0 | — | — | — | — | 320,0 | 2,8 |
Инфраструктура (транспорт, дорожное хозяйство, городская застройка) | — | 300,0 | 329,0 | 350,0 |
| 31,0 — | 1010,0 | 8,9 |
Защита окружающей среды | — | — | 209,0 | — |
| — — | 209,0 | 1,8 |
Развитие социальной сферы (система социальной защиты, жилье,здравоохранение, образование) | 70,0 | — | 400,0 | 770,0 |
| 937,0 28,6 | 2205,6 | 19,4 |
Гарантийная операция по проекту «Морской старт» | — | — | — | — | 100,0 | — | 100,0 | 0,9 |
Всего | 1370,0 | 1520,0 | 1634,8 | 1886,0 | 1815,6 | 3128,6 | 11355,0 | 100,0 |
Источник. Рассчитано по данным Представительства Всемирного банка в России. |
Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимствования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в формировании международного фонда содействия приватизации и реорганизации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещании «семерки» в Токио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд из 3 млрд долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР крупным приватизируемым предприятиям и 500 млн долл. — помощь ВБ российским регионам.
В июне 1997 г. ВБ одобрил новую стратегию содействия России, которая предусматривала увеличение кредитования для поддержки экономических преобразований. Наметились положительные сдвиги в осуществлении проектов МБРР в России: доля проектов с удовлетворительным рейтингом реализации увеличилась с 39 до 65%, объем расходования средств по инвестиционным проектам вырос втрое — с 294 млн долл. в январе 1996 г. до 1027 млн в марте 1997 г.
ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн долл. каждый: один — для структурной перестройки экономики, реструктурирования естественных монополий в области электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта; второй — для преобразования угледобычи — ликвидации компании «Росуголь», приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.
В рамках пакета экстраординарной финансовой помощи в размере 22,6 млрд долл., согласованного Россией с МВФ, ВБ и правительством Японии в июле 1998 г., ВБ 7 августа 1998 г. одобрил предоставление России третьего займа на цели структурной перестройки экономики (1,5 млрд долл. на 7 лет). Это был самый крупный заем ВБ России. 300 млн долл. из этой суммы были перечислены немедленно, остальные средства планировалось направить двумя порциями (500 и 700 млн) в последующие 18 месяцев. Предполагалось, что до конца 1998 г. Россия получит от ВБ 1,7 млрд долл. и в 1999 г. 4,3 млрд долл.
Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на строительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одобренных бюджетозамещающих кредитов на структурную перестройку экономики зависит от достижения Россией договоренности с МВФ.
Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха. За период по 1998 г. профинансировано 38 российских проектов на сумму 563 млн долл. из собственных средств и 223 млн долл. за счет синдицированных кредитов. Совокупная стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд долл. МФК приняла участие в кредитовании нефтяных и других проектов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.
В 1998—1999 финансовом году возможность прибегать к займам Международной ассоциации развития имели лишь страны, у которых ВВП на душу населения в 1997 г. не превышал уровень 925 долл. (в России он составлял 2740 долл.).
Европейский банк реконструкции и развития и Россия. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составила 6% (600 млн ЭКЮ, или 720 млн долл.). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР. Она унаследовала акции (4% капитала Банка). На 31 декабря 1998 г. доля России в капитале ЕБРР — 800 млн ЭКЮ (с 1999 г. — евро), или 936 млн долл., из которых реально оплачены 16,4%. Россия — крупнейший получатель кредитов ЕБРР. Ее доля в кредитном и инвестиционном портфеле Банка на конец 1998 г. составляла 24%.* Ключевым элементом стратегии ЕБРР в России является кредитование и финансирование путем вложений в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры (транспорт, связь, телекоммуникации и др.), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того. Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики (нефте- и газодобыча), горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.
* Годовой отчет 1998 г. Европейский банк реконструкции и развития. — Лондон, 1999. — С. 25.
С момента образования ЕБРР к концу 1998 г. совет директоров Банка одобрил 105 проектов для России на общую сумму 3,44 млрд ЭКЮ, или 4,0 млрд долл. (доля ЕБРР) при валовой их стоимости в 11 млрд ЭКЮ (12,9 млрд долл.). Из этого числа 87 проектов подписаны, причем ЕБРР выделил на их осуществление 2,84 млрд ЭКЮ, или 3,3 млрд долл. (включая подпроекты); общая стоимость этих проектов — 9,54 млрд ЭКЮ (11,2 млрд долл.).* Фактическое использование средств по одобренным для России проектам на конец 1998 г. составляло 1469,8 млн ЭКЮ** (1719,7 млн долл.), т.е. 42,7% объема выделенных кредитных ресурсов. ЕБРР осуществляет свою деятельность в 35 регионах России.
* Деятельность ЕБРР в Российской Федерации. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999. — С. 1.
** Годовой отчет 1998 г. Европейский банк реконструкции и развития. — Лондон, 1999. — С. 81.
В своей стратегической линии ЕБРР в России, как и в других странах, делает упор на инвестировании в частный сектор. На конец 1998 г. соотношение проектов в частном и государственном секторах в портфеле ЕБРР для утвержденных Советом директоров Банка операций в России составляло 88:12.
Деятельность ЕБРР в России осуществляется, с одной стороны, посредством вложений через различные созданные с его участием фонды, а с другой — путем предоставления кредитов непосредственно банкам и предприятиям или инвестиций в их акционерные капиталы.
При осуществлении токийского пакета содействия России под эгидой ЕБРР в октябре 1993 г. был сформирован специальный фонд поддержки малых предприятий России (ФПМПР) в размере 300 млн долл. (доля ЕБРР) — 150 млн долл.). Мелкие и средние предприятия могут через посредство российских банков прибегать к льготным кредитам этого фонда. Начиная с 1994 г. ФПМПР выдал предпринимателям в России более 26 тыс. кредитов на общую сумму свыше 350 млн долл. (средний размер кредита — 14 тыс. долл.).
ЕБРР совместно с ВБ и его филиалом — МФК участвовал в образовании части международного фонда содействия приватизации крупных государственных предприятий (1 млрд долл.), созданной за счет международных финансовых инструментов. В рамках постприватизационного проекта поддержки предприятий (ППП) ЕБРР и ВБ совместно открыли кредитную линию на 300 млн долл. для целей финансирования структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора России. ЕБРР принимает участие в проекте, предоставляя кредит на сумму 100 млн долл.
На Токийском совещании «семерки» в «верхах» в июле 1993 г. в рамках инициативы по оказанию поддержки приватизированным российским предприятиям правительствами Группы 7 и Европейским союзом была согласована программа создания под эгидой ЕБРР региональных фондов верчурного капитала (РФВК). Инвестирование средств ЕБРР через посредство этих фондов производится таким образом, что 75% средств должны использоваться в пределах соответствующего региона. Фонды предоставляют капитал для помощи приватизируемым предприятиям в осуществлении структурной перестройки, причем параллельно с этим они оказывают им техническое содействие в подготовке, реализации и сопровождении проекта. В каждом фонде капитал ЕБРР, составляющий, как правило, 30 млн долл., должен дополняться взносом правительства страны-донора в размере 20 млн долл. За период с января 1994 г. по октябрь 1996 г. за счет средств ЕБРР одобрено создание одиннадцати фондов венчурного капитала в России на сумму 310 млн долл. и 207 млн долл. в виде безвозмездных субсидий правительств стран-доноров.
Таблица 10.15
Отраслевая структура проектов ЕБРР в России, подписанных до 31 декабря 1998 г.*
Сектора экономики | Общая стоимость операций | Общее финансирование ЕБРР | В том числе инвестиции в акционерные капиталы | |||
млн долл.** | % к итогу | млн долл.** | % к итогу | млн долл.** | % к итогу | |
Финансовый сектор | 1816,5 | 16,3 | 1162,2 | 35,0 | 174,8 | 53,4 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
субпроекты региональных фондов венчурного капитала | 96,2 | 0,9 | 89,4 | 2,7 | 55,5 | 16,9 |
субпроекты фонда поддержки малых предприятий России | 227,7 | 2,0 | 174,8 | 5,3 | 0 | 0 |
Энергетика и горнодобывающая промышленность | 4128,1 | 37,0 | 865,4 | 26,1 | 25,7 | 7,8 |
Связь, телекоммуникации | 445,7 | 4,0 | 41,9 | 1,2 | 2,0 | 0,6 |
Транспорт | 1976,7 | 17,7 | 576,4 | 17,4 | 11,3 | 3,5 |
Производство и упаковка продуктов питания | 765,9 | 6,9 | 235,8 | 7,1 | 67,2 | 20,5 |
Другие инвестиции | 2025,5 | 18,1 | 437,0 | 13,2 | 46,6 | 14,2 |
Всего | 11158,4 | 100,0 | 3318,7 | 100,0 | 327,6 | 100 |
* Российская доля региональных проектов не включена. ** Данные в источнике приведены в млн ЭКЮ, конвертированы в доллары США по обменному курсу на 31 декабря1998 г., составлявшему 1 ЭКЮ = 1,17 долл. США. Источник. Деятельность ЕБРР в Российской Федерации. Информационный листок Предстаительства ЕБРР в Москве, 1999. — С. 3. |
На 16 ноября 1998 г. РФВК осуществили 50 вложений капитала в 29 приватизированных и 21 частное предприятие. Общая сумма вложений составила порядка 70 млн долл. (средний размер вложения — 1,75 млн долл.). Приблизительно половина вложений осуществлялась только в виде приобретения акций, а другая половина — в виде сочетания предоставления кредитов и покупки акций.
Еще одним направлением функционирования ЕБРР в России является его участие в акционерных капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточена на вложениях в акции российских предприятий. Совместно с МБРР осуществляется проект развития финансовых учреждений (ПРФУ). Цель проекта — способствовать развитию и укреплению группы ведущих российских коммерческих банков, включающей 31 банк. Программа ПРФУ осуществляется в сотрудничестве с ВБ и правительством России. В рамках поддержки этого проекта ЕБРР предоставил России кредит на сумму 100 млн долл. Средства этого кредита переуступаются банкам через подразделение по осуществлению проекта, созданное при Министерстве финансов РФ.
- Введение
- Глава 1. Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения
- Глава 2. Международные валютные отношения и валютная система • 2.1. Понятие валютных отношений и валютной системы
- • 2.2. Роль золота в международных валютных отношениях: новые явления
- • 2.3. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- • 2.4. Западные теории регулирования валютного курса
- Глава 3. Эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы. Европейская валютная система и проблемы Европейского союза
- 3.1. От золотомонетного к золото-девизному стандарту
- • 3.2. От генуэзской к бреттонвудской валютной системе
- • 3.3. Ямайская валютная система и современные валютные проблемы
- • 3.4. Европейская валютная система: проблемы создания экономического и валютного союза (ес)
- Центральные курсы и пределы допустимых колебаний валют в рамках европейского валютного механизма-II
- • 3.5. Развивающиеся страны в ямайской валютной системе
- Глава 4. Платежный баланс • 4.1. Платежный баланс—отражение мирохозяйственных связей страны
- • 4.2. Показатели платежного баланса и методы классификации его статей
- • 4.3. Способы измерения сальдо платежного баланса
- • 4.4. Факторы, влияющие на платежный баланс
- • 4.5. Основные методы регулирования платежного баланса
- • 4.6. Платежные балансы развивающихся стран; особенности методологии их составления
- Глава 5. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика • 5.1.Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы
- • 5.2. Валютные ограничения. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
- • 5.3. Валютная политика развивающихся стран
- Глава 6. Международные расчеты • 6.1. Понятие международных расчетов. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок
- • 6.2. Формы международных расчетов
- • 6.3. Валютные клиринги
- Глава 7. Международные кредитные отношения • 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- • 7.2. Формы международного кредита
- Географическое распределение операций проектного финансирования
- • 7.3. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита
- • 7.4. Государственное регулирование международных кредитных отношений
- • 7.5. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран
- Глава 8. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. Рынки золота • 8.1. Международные финансовые потоки и мировые финансовые центры
- • 8.2. Валютные рынки и валютные операции
- • 8.3. Мировой кредитный и финансовый рынок. Еврорынок
- • 8.4. Мировые рынки золота и операции с золотом
- • 8.5. Риски в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях, способы их страхования
- • 8.6. Информационные технологии в международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях. Свифт
- Глава 9. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации • 9.1. Общая характеристика международных финансовых институтов
- • 9.2. Международный валютный фонд
- • 9.3. Группа всемирного банка (вб)
- • 9.4. Европейский банк реконструкции и развития
- • 9.5. Региональные банки развития
- • 9.6. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ес
- • 9.7. Банк международных расчетов
- Глава 10. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении России
- • 10.1. Валютная система россии
- • 10.2. Валютный рынок и валютные операции в россии
- Объем сделок с долларами сша на валютных биржах россии
- Валютная структура биржевого оборота
- Объем операций на валютном, кредитном и финансовом рынках россии
- • 10.3. Платежный баланс россии
- Платежный баланс российской федерации
- • 10.4. Валютная политика россии
- • 10.5. Международное кредитование и финансирование россии
- • 10.6. Россия—должник и кредитор
- Объем и структура государственного внешнего долга
- Показатели платежеспособности
- Платежи по внешнему долгу
- • 10.7. Проблемы участия россии в международных финансовых институтах
- Кредиты мвф странам снг (исключая россию) и балтии,
- Кредиты всемирного банка российской федерации
- • 10.8. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений стран содружества независимых государств (снг)
- Глава 9. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации 277
- Глава 10. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении России 326