1.2.Международная система автострахования «Зеленая карта»
Cистема международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта получила название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. Основана в 1949 г., когда был подписан Договор о зеленой карте между 13 странами, участницами договора. В настоящее время число участников составляет 44 страны1. Страны, участники договора о зеленой карте, приняли на себя обязательства признавать на территории любой из стран страховые полисы (зеленые карты) о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в их собственных странах. Государства бывшего СССР, где нет обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не входят в систему зеленых карт. Для получения зеленой карты необходимо заявление страхователя, водительское удостоверение и документы на транспортное средство. Страховая премия оплачивается в страховой компании (сумма зависит от срока пребывания за рубежом и типа транспортного средства). Основным элементом системы зеленых карт являются национальные бюро стран-участниц, которые организуют контроль за наличием страхования (зеленых карт) при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям. Национальные бюро объединены в Международное бюро (штаб-квартира находится в Лондоне), которое координирует их деятельность. Непосредственно возмещение ущерба в связи с зелеными картами производят уполномоченные страховые компании. В РФ продажу зеленых карт осуществляют страховые компании, которые выступают в качестве агентов уполномоченных страховщиков в Договоре о зеленых картах. За рубежом имеется возможность бесплатно приобрести зеленую карту членам различных добровольных обществ автолюбителей.
Историческая справка.
В послевоенное время в связи с возрастанием автомобильного движения в европейских странах надо было как можно быстрее создать систему, которая могла бы обеспечить две основных цели:
- защита интересов пострадавшего в результате дорожно-транспортного события в случае причинения ему убытка (вреда) иностранным гражданином;
- защита собственника транспортного средства во время путешествия по территории Европы от необходимости выполнения дополнительных требований по автострахованию, которые предполагаются национальными законами об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.
Тщательно рассматривая этот вопрос, созданный в 1946 году подкомитет по автотранспорту Комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН в Женеве представил свои предложения в Рекомендации №5 от 25.01.49 г., которая и устанавливала систему "Зеленая карта", что со временем было закреплено в Резолюции ООН №43 от 05.06.52 г. (вступила в силу 01.01.53 г.). Многочисленные вопросы, которые оставались неурегулированными в этой Рекомендации, нашли свое отражение в так называемом Лондонском соглашении - типичном двустороннем соглашении, которое было принято в 1949 году на встрече представителей страховых компаний заинтересованных стран в Лондоне. Тогда же там был основан Совет Бюро - орган управления новой системы.
Таким образом, непосредственной основой действия системы "Зеленая карта" стал не многосторонний договор, а ряд двусторонних соглашений, заключенных на основе Лондонского образцового соглашения, между организациями - членами системы. Одним из принципов системы "Зеленая карта" является требование о том, что в каждом государстве, которое желает вступить в систему "Зеленая карта", создается Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности собственников автотранспортных средств.
Кроме этого, соответственно Европейской конвенции "О наказании за дорожно-транспортные преступления" (ETS N 52, Страсбург, 30 ноября 1964 года), предусмотрено, что органы государственной власти страны пребывания гражданина имеют право вести судебное преследование по доверенности государства по факту ДТП (совершения преступления), совершенного таким гражданином на территории этого государства. При этом следует заметить, что к дорожно-транспортным преступлениям, соответственно этой Конвенции, относится управление транспортным средством без наличия страхового полиса ответственности перед третьими лицами от убытков, вследствие использования такого транспортного средства.
Вступление России в систему страхования "Зеленая карта".
Вступление России в систему страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта" планируется в 2009 году.
Ожидается, что, вступив в систему "Зеленая карта", российские автостраховщики перестанут отдавать западным страховым компаниям деньги, которые могли бы оставаться в России. Тем временем российские страховщики продают российским путешественникам страховку для поездок на автомобиле за рубеж, выступая в роли агентов иностранных компаний2.
По оценкам страховщиков, ежегодно российскую границу пересекает от 3 до 5 млн. автомобилей, и каждый должен быть застрахован. Таким образом, компании упускают приличную сумму взносов. Присоединись Россия к "Зеленой карте", деньги могли бы остаться на внутреннем рынке (за исключением взносов по перестрахованию). Путешественникам на автомобилях также выгоднее покупать "Зеленую карту" российских компаний: отечественный полис стоит дешевле.
- Курсовая работа
- Содержание:
- Глава I. Страхование как необходимый элемент в туристской деятельности 7
- Глава II. Страхование туристов на маршрутах «Джип-сафари». 20
- Приложения Введение
- ГлаваI. Страхование как необходимый элемент в туристской деятельности
- 1.1. Виды страхования в туризме
- Виды страхования.
- 1.2.Международная система автострахования «Зеленая карта»
- 1.3 Основные понятия в страховании.
- ГлаваIi. Страхование туристов на маршрутах «Джип-сафари».
- 2.2 Договоры со страховой компанией на страхование туристов.