1 Понятие и назначение банковской документации и виды
банковских документов
Банковская документация включает первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.
Строгое и полное документирование всех банковских операций в момент их совершения или непосредственно после их совершения является обязательным условием ведения бухгалтерского учета. Каждая банковская операция оформляется соответствующим первичным документом, на основании которого осуществляется текущий бухгалтерский учет.
Первичные документы являются основой информационной системы банка. По характеру отражаемых операций они подразделяются на:
- расчетные документы;
- кассовые документы;
- мемориальные ордера;
- внебалансовые ордера.
Расчетными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Кассовые документы используются при оформлении кассовых операций. По характеру отражаемых оформляемых операций кассовые документы подразделяются на приходные (объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер, извещение, квитанции и пр.) и расходные (денежный чек, расходный кассовый ордер и пр.).
Мемориальные ордера применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете внутрибанковских операций и операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств. К этой группе также можно отнести расчетные документы (платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования и пр.).
Внебалансовыми ордерами (приходными или расходными) оформляются операции по внебалансовым счетам.
Первичные учетные документы поступают в банк от клиентов, других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять внутренний контроль.
При оформлении первичных документов должны соблюдаться следующие требования:
- использование типовых форм документов, утвержденных Национальным банком соответствующими республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При этом банк может самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов с учетом требований законодательства по наличию в них обязательных реквизитов в случаях отсутствия типовых форм или недостатка содержащейся в них информации, а также при оформлении однотипных внутрибанковских операций (сводные мемориальные или внебалансовые ордера);
- первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны содержать номера корреспондирующих счетов по дебету и кредиту, сумму операции, назначение платежа, содержащее необходимую информацию о характере операции, дату операции, подпись ответственного исполнителя, подпись контролера (если операция подлежит дополнительному контролю);
- при составлении документов необходимо использовать формы документов, изготовленные типографским способом либо с использованием программных технических средств;
- денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, предоставляемые в банка, должны содержать подписи уполномоченных лиц и оттиск печати, соответствующие карточке с образцами подписей и печати;
- исправления в расчетных и кассовых документах не допускаются;
- расчетные и кассовые документы должны составляться в количестве, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.
Контроль за выполнением указанных требований к оформлению документов возложен на систему внутреннего контроля в банке.
- Тема 1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Лекция 1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках
- 1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках
- 2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета
- 1 Характеристика основных разделов плана счетов
- 2 Классификация счетов бухгалтерского учета в банках
- Тема 2 Организация учетно-операционной работы в банке
- 1 Организация бухгалтерского учета в банке
- 2 Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке
- 1 Понятие и назначение банковской документации и виды
- 2. Организация банковского документооборота. Проверка,
- Лекция 3 Аналитический и синтетический учет в банках
- 1 Организация и основные формы аналитического учета в банках
- 2 Организация и основные формы синтетического учета в