1 Организация бухгалтерского учета в банке
Банк определяет систему организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от своей структуры, объемов и видов проводимых им операций в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках включает:
- организацию операционного дня;
- организацию внутреннего контроля;
- ведение регистров бухгалтерского учета;
- организацию работы по ведению лицевых счетов;
- формирование и хранение документов;
- составление отчетности;
- формирование учетной политики.
Операционный день – деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса. Таким образом, операционный день банка состоит из двух частей. Первая часть – это банковский день, то есть время работы с клиентами и службами банка. Вторая часть операционного дня состоит из времени, необходимого для завершения обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня.
Основными составляющими организации операционного дня в банке являются:
- обеспечение единого подхода к срокам отражения операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета;
- прием (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете;
- распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций и отражению их в бухгалтерском учете, формированию отчетности;
- соблюдение установленного банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и учетной политики банка.
В течение операционного дня банком осуществляется внутренний контроль (текущий и последующий), направленный на обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, соблюдение клиентами требований по оформлению первичных учетных документов, своевременное исполнение платежных инструкций клиентов на перечисление денежных средств, а также перечисление и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в платежных инструкциях, принимаемых к исполнению.
Текущий контроль осуществляется при открытии счетов, приеме первичных учетных документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Для обеспечения надлежащего текущего контроля в банке определяется перечень операций, которые подлежат обязательному дополнительному контролю, а также ответственных исполнителей, которым предоставляется право выполнять контрольные функции, и порядок его осуществления.
Первичные учетные документы по подлежащим дополнительному контролю операциям банка, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны иметь контрольную подпись уполномоченного на то лица.
Последующий контроль в банке направлен на вскрытие причин выявленных нарушений порядка совершения операций и ведения бухгалтерского учета, а также на принятие мер к устранению недостатков.
Ведение регистров бухгалтерского учета предполагает систематизацию и обобщение информации, содержащейся в первичных учетных документах. В банке используются регистры аналитического и синтетического учета.
Работа по ведению лицевых счетов осуществляется путем регистрации всех открываемых банком счетов в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. Порядок ведения книги регистрации, формирования дела по открытию и закрытию банковских счетов определяется нормативными правовыми актами Национального банка.
Порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных документов банк определяет самостоятельно в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства. Формирование первичных учетных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи, за каждый рабочий день осуществляется не позднее следующего рабочего дня.
Первичные учетные документы за каждый рабочий день должны быть сверены с данными ежедневного баланса. В случае выявления расхождений осуществляется сверка документов и оборотов по каждому балансовому и внебалансовому счету. Сформированные, сброшюрованные и сверенные с ежедневным балансом первичные учетные документы передаются для хранения.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книга) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, отчетность хранятся в банке в течение сроков, установленных законодательством.
Составление отчетности осуществляется в банке в соответствии с законодательством. При этом обеспечивается полнота отражения за отчетный период всех операций банка и результатов инвентаризации активов и обязательств.
Отчетность составляться на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными учетными и другими документами и содержит показатели финансовой деятельности банка. Отчетность, как правило, должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером банка.
Банк составляет индивидуальную и консолидированную финансовые отчетности. Индивидуальная финансовая отчетность характеризует финансовое состояние и результаты деятельности отдельного банка. Консолидированная финансовая отчетность составляется банком с учетом его дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц.
Индивидуальная и консолидированная отчетности по периодичности их составления подразделяются на годовую и промежуточную. Годовая финансовая отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется за период короче полного отчетного года (декаду, месяц, квартал, полугодие).
Кроме того, в банке составляется налоговая, статистическая, оперативная, управленческая отчетность.
Банк представляет отчетность в Национальный банк, государственные органы и иным заинтересованным пользователям в установленных законодательством случаях.
Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется согласно учетной политике, формируемой банком самостоятельно с учетом требований законодательства. Учетная политика представляет собой выбор определенных способов ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей деятельности в конкретных условиях хозяйствования.
В учетной политике банка должны быть предусмотрены:
- принципы признания активов, обязательств, доходов, расходов;
- способы и методы оценки активов и обязательств (например, драгоценных металлов; ценных бумаг, приобретенных и выпущенных банком; кредитов; основных средств; нематериальных активов; активов и обязательств в иностранной валюте);
- применение принципа начисления доходов и расходов;
- порядок создания и использования резервов;
- применяемые банком регистры бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные банком самостоятельно;
- правила документооборота по операциям, совершаемым банком;
- порядок проведения инвентаризации и признания в учете ее результатов;
- порядок расчетов между структурными подразделениями банка, его филиалами (отделениями) и другие вопросы, необходимые для организации бухгалтерского учета и отчетности.
Учетная политика оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка и является обязательной для исполнения в течение отчетного периода.
- Тема 1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Лекция 1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках
- 1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках
- 2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета
- 1 Характеристика основных разделов плана счетов
- 2 Классификация счетов бухгалтерского учета в банках
- Тема 2 Организация учетно-операционной работы в банке
- 1 Организация бухгалтерского учета в банке
- 2 Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке
- 1 Понятие и назначение банковской документации и виды
- 2. Организация банковского документооборота. Проверка,
- Лекция 3 Аналитический и синтетический учет в банках
- 1 Организация и основные формы аналитического учета в банках
- 2 Организация и основные формы синтетического учета в