2 Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке
Учетно-операционная работа является базой для бухгалтерского учета в банках. Учетно-операционной работой называют совокупность действий, связанных с обслуживанием клиентов, оформлением документации по банковским операциям и ведением их учета. Основное назначение учетно-операционной работы состоит в отражении в бухгалтерском учете всего комплекса осуществляемых в банке операций.
Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать следующим основным требованиям:
все операции по расчетно-кассовым документам, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день. Расчетно-кассовые документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня;
оплата всех расчетных и (или) кассовых документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтного кредитования) с соблюдением очередности платежей, установленной законодательством. Порядок использования денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре текущего (расчетного) банковского счета с учетом требований законодательства;
исправление ошибочных записей производится при наличии подтверждающих документов по тем счетам, по которым сделаны ошибочные записи, обратной проводкой либо путем отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета исходя из экономической сущности проведенной операции. Исправление неправильно проведенной суммы может производиться как путем проведения обратной проводки на полную сумму и осуществления правильной бухгалтерской записи, так и путем исправления в части неправильной сумм.
Учетно-операционная работа в банках отличается разнообразностью и сложностью, что объясняется наличием различных форм денежных расчетов, способов и правил предоставления денежных средств в форме кредита, особенностей проведения платежей.
Учетно-операционная работа в банке выполняется работниками, входящими в состав учетно-операционного аппарата.
В структуру учетно-операционного аппарата входят:
- главный бухгалтер, возглавляющий учетно-операционный аппарат и осуществляющий постановку и ведение бухгалтерского учета в банке, формирование учетной политики, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;
- ответственные исполнители – работники, занимающиеся приемом, оформлением, контролем расчетно-кассовых документов, обслуживанием юридических и физических лиц по совершаемым ими в банках расчетно-кассовым операциям, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
В обязанности ответственного исполнителя входит осуществление следующих операций:
- обработка поступивших от клиентов и сотрудников банка расчетно-денежных документов. Обработка документов заключается в проверке возможностей зачисления, перечисления или выдачи наличных денежных средств или других ценностей по предъявленному документу, то есть, имеется ли достаточный свободный остаток средств на счете (с учетом имеющихся к данному счету претензий и установленной очередности платежей);
- проверка всех поступающих расчетно-денежных документов с точки зрения законности операций и соответствия их правилам кредитования и расчетов (указано ли в тексте документа целевое направление платежей, имеются ли ссылки на номера и суммы товарно-транспортных или заменяющих их документов в платежных требованиях, платежных поручениях и других расчетных документах, есть ли разрешительная подпись руководителя организации или уполномоченного им лица и пр.);
- проверка правильности оформления чеков, платежных поручений, платежных требований и приложенных к ним товарно-транспортных и заменяющих их документов;
- ведение кассовых журналов и ежедневная сверка фактического остатка средств в кассе с данными кассового журнала;
- списание со счетов клиентов сумм в оплату имеющихся к ним претензий;
- ведение картотек документов;
- оформление приложений к выпискам из лицевых счетов клиентов;
- подбор и хранение лицевых счетов за текущий месяц;
- составление отчетности по выполняемым операциям.
Распределение счетов между ответственными исполнителями производится, как правило, по номерам балансовых счетов, с условием, что расчетный счет и все ссудные счета одного субъекта хозяйствования ведутся одним ответственным исполнителем.
Закрепление счетов за отдельными ответственными исполнителями, а также последующее их перераспределение, производятся главным бухгалтером и оформляются записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между ответственными исполнителями банка. При этом счета распределяются таким образом, чтобы была обеспечена равномерная загрузка каждого работника, исключающая задержки в работе и оформлении документов.
Организация рабочего дня ответственных исполнителей должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. С этой целью приказом (распоряжением) руководителя банка устанавливается время начала и завершения банковского дня, состоящего из времени работы с клиентами и службами банка, и операционного дня, включающего помимо банковского дня время на завершение обработки информации и формирование ежедневного баланса.
Учетно-операционная работа в банке осуществляется с применением программно-технических средств, использование которых позволяет обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите основные положения организации бухгалтерского учета в банке.
Что представляет собой операционный день работы банка?
Приведите определение учетной политики банка.
Перечислите основные положения учетной политики банка.
Что представляет собой учетно-операционная работа в банке?
Укажите основные требования, предъявляемые к организации учетно-операционной работы в банке.
Охарактеризуйте структуру учетно-операционного аппарата банка.
Перечислите обязанности главного бухгалтера и ответственных исполнителей.
Лекция 2 Документация и документооборот в банках
1 Понятие и назначение банковской документации и виды банковских документов.
2 Организация банковского документооборота. Проверка, подписание и хранение документов.
- Тема 1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Лекция 1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках
- 1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках
- 2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета
- 1 Характеристика основных разделов плана счетов
- 2 Классификация счетов бухгалтерского учета в банках
- Тема 2 Организация учетно-операционной работы в банке
- 1 Организация бухгалтерского учета в банке
- 2 Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке
- 1 Понятие и назначение банковской документации и виды
- 2. Организация банковского документооборота. Проверка,
- Лекция 3 Аналитический и синтетический учет в банках
- 1 Организация и основные формы аналитического учета в банках
- 2 Организация и основные формы синтетического учета в