logo
ekzamen_shpory_fk

49. Сущность и назначение внебюджетных фондов

В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчие лений-6т налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Б отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств. Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресурсы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а также непосредственные источники их создания.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929—1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. Б США существует Фонд перестройки и развития экономики.

С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов.

В принципе, решение определенных проблем конкретного этапа развития общества может быть достигнуто либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и использования специальных внебюджетных фондов. Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает дополнительное привлечение средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.

В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.

В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального и природоохранного характера.

В соответствии с уровнем управления различают внебюджетные фонды общегосударственного и регионального значения. Из внебюджетных фондов федерального уровня выделяется часть средств, передаваемая в распоряжение территории. Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюджетных фондов находятся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно.

Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги,учредительную деятельность и т. п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками внебюджетных фондов. Оперативное управления внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.

Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не являются налоговыми платежам, поэтому размер взносов, плательщики, порядок оплаты, льготы и штрафные санкции устанавливаются специальным (неналоговым) законодательством. Поэтому, в частности, к взносам в Пенсионный Фонд РФ не могут применяться нормы закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и иных законодательных актов о налогах.

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

финансирование выплаты пенсий.

В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного фонда и доводят их до пенсионеров. Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

Фонд социального страхования

ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.

Работа Фонда в настоящее время существенно осложняется глубоким экономическим кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики, в немалой степени это касается предприятий производителей сельскохозяйственной продукции. Сегодняшняя экономическая ситуация характеризуется дефицитом бюджетов, огромной внутренней и внешней задолженностью страны, а также неплатежами ставшими уже системой. В результате в связи с резким увеличением количества организаций - страхователей (из-за дробления крупных предприятий на акционерные общества и появления частного предпринимательства) а также по причине падения платежно-расчетной дисциплины предприятий учет расчетов со страхователями становится очень сложным и трудоемким.

Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации.

В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 106. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. (9, с. 2)

Средства ФСС образуются за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание лечебно-диагностических услуг при возникновении страхового случая. Экономическая база медицинского страхования - априорно формируемый фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги. (10, с. 2)

Величина разового страхового взноса зависит от состояния здоровья страхуемого и его возраста, детерминирующих вероятность заболевания в тот или иной период жизни пациента. Учитываются также динамика и степень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственных и бытовых условий, экологической обстановки и т.д.), особенности образа жизни страхуемого (курение, злоупотребление спиртными напитками, занятие спортом и т.д.).

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Страхователями при ОМС для неработающего населения (пенсионеры, деты, студенты дневного отделений, инвалиды, безработные) - органы гос. власти всех уровней, для работающего населения - работодатели.

Функции фонда: (8, с. 3)

1. Осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС.

2. Проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС.

3. Вносит предложения о страховых тарифах на ОМС.

4. Осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС.

5. Участвует в создании территориальных фондов ОМС.

6. Осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы ОМС.

7. Аккумулирует финансовые средства фед. фонда ОМС

50.Государственный кредит – это такие отношения экономического характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому виду кредитования: возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им государственных ценных бумаг высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже – как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование дефицита бюджета; поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид заемного капитала может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

- по субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

централизованные

децентрализованные;

- по месту размещения или получений

внутренние (внутри страны)

внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

- по сроку погашения

краткосрочные (не более одного года)

среднесрочные (от года до пяти лет)

долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост кредиторской задолженности страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг – это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и международных финансовых организаций с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.

51.Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом

История многих стран служит иллюстрацией того, что неэффективность структуры государственного долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных не обеспеченных резервами условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства.

Кризисы на рынках долговых инструментов выявили значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.

Причины рискованности структур долга нередко кроются в проведении необоснованной экономической политики - бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и курсовой. Надежная политика управления долгом позволяет снизить уязвимость при распространении кризисных явлений и финансовых рисков.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время четкие критерии такого деления отсутствуют.

Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами.

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги.

Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

52) Фонды имущественного и личного страхования — совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами. Включают централизованный фонд правительства (резервный), фонды страховых компаний и др. Особенности имущественного и личного страхования.Экономические отношения, присущие имущественному и личному страхованию, связаны с возмещением ущерба в процессе общественного производства, если этот процесс нарушается в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных или непредвиденных событий. Возникающий ущерб возмещается на солидарных началах за счет страховых взносов, уплачиваемых участниками отношений.Имущественное и личное страхование распространяется главным образом на потери от стихийных бедствий, убытки от аварий, пожаров, несчастных случаев, заболеваний, изменений деловой конъюнктуры, хищений. Имущественное страхование в Российской Федерации — отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступаем имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и (или) оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Финансовые аспекты страхования.Наиболее универсальной формой привлечения капитала в страховой бизнес является акционерное страховое общество открытого типа, создаваемое за счет денежных взносов учредителей через механизм акционирования - выпуск и продажу ценных бумаг. Дополнительный приток финансовых ресурсов за счет расширения круга акционеров ведет к увеличению собственного капитала страховщика, что гарантирует ему финансовую независимость, позволяет принимать на свою ответственность достаточно крупные риски и осваивать новые, перспективные виды страхования. Финансовая устойчивость страховой компании определяется размером собственного капитала, состоящего из уставного фонда, в который входят:1) резервный фонд;2) фонд накопления, создаваемый за счет чистой прибыли;3) фонд потребления. Уставный фонд как основной источник собственного капитала акционерного страхового общества образуется за счет поступления средств в виде оплаты акций акционерами, уменьшается либо увеличивается по решению общего собрания акционеров служит формой обеспечения кредиторов при ликвидации общества. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых страховых компаний устанавливается в дифференцированным порядке, в зависимости от вида проводимых операций. Гарантией выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования являются страховые резервы - специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Права и обязанности по социальному страхованию у работодателя и работника возникают с момента подписания трудового договора и прекращаются с момента его расторжения.

18:28:49

Государственное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период с 1998 по 2002 год являлись институтом трудового права, регулировались Кодексом законов о труде Российской Федерации, а как обязательное социальное страхование с 16 июля 1999 года регулируются одновременно Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. С введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации обязательное социальное страхование из отрасли трудового права становится отраслью обязательного социального страхования, отношения по которому регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»В период с 16.07.1999 по 01.02.2002 обязательное социальное страхование регулировалось одновременно нормами Кодекса законов о труде Российской Федерации и Основами обязательного социального страхования, что следует учитывать при установлении отдельных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, субъектов страхования, источников финансирования, факта страхового случая, прав и обязанностей работодателя и работников по назначению и осуществлению видов обеспечения по социальному страхованию. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании специальных законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми и государственными страховщиками (организациями) за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам или иным федеральным органам исполнительной власти (страхователи). Правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают у: 1) страхователя (юридического иди физического лица) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора: 2) застрахованных (физических лиц) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем: 3) страхователя (работодателя) со страховщиком с момента заключения договора страхования (свидетельство о регистрации в качестве страхователя).

1