Особенности применения франчайзинга в Казахстане
На сегодняшний день в Казахстане построено 150 партнерских сетей, работает больше 1000 франчайзинговых объектов. На рынке появились национальные бренды, также растут импорт и экспансия франчайзинговых компаний из соседних стран. За последние годы в несколько раз увеличилось количество российских франчайзинг предложений для Казахстана.
В республике наиболее развит товарный франчайзинг. По франшизе открываются магазины одежды, парфюмерии, медицинские центры, предоставляются риэлтерские услуги. Популярны и ресторанные франшизы в Казахстане. Одна из основных особенностей отрасли – это сублицензионность. Владельцы международных брендов, в большинстве своем, не желают сотрудничать с местными предпринимателями напрямую, поэтому работают через российские или турецкие компании, которые владеют мастер-франшизой (субфраншизой). Казахстанские франчайзи в этом случае становятся субфранчайзи. Еще одна особенность – в Казахстане мало примеров сотрудничества крупных компаний с мелкими. Франчайзинг предусматривает передачу бренда, технологий и т.п. от известного и солидного предприятия мелким и средним фирмам. В Казахстане же крупные компании чаще открывают собственные филиалы, чем франчайзинговые точки.
Пальма первенства, по франчайзинг предложениям для Казахстана, конечно, принадлежит России, на втором месте по популярности франшизы из США. Хотя до 2007 года все было наоборот. Российская франшиза в Казахстане не нуждается в адаптации. Причина в схожести менталитетов, едином языке. Свои бизнес идеи в Казахстане реализовали 65 российских франчайзеров. Среди них «Оранжевый слон», «33 пингвина», «Бегемотик», «Эконика», «Красный куб», «Шоколадница» и др. В ближайшее время на рынок Казахстана планируют выйти еще 30 российских брендов. В 2013 году количество объектов, открытых по франшизам из РФ, перевалило за 400 – это салоны красоты, фитнес-клубы, риэлтерские, рекламные, брачные, консалтинговые агентства, рестораны, кафе, магазины одежды, ювелирных украшений, мебели, спорттоваров.
США развивает в Казахстане 36 сетей, в которые входит 250 франчайзинговых точек. Американские франшизы уступили в количестве, но значительно обогнали по обороту. Их доля – самая значительная в общем обороте франчайзинга. Это и не удивительно, ведь в стране присутствует такой мега бренд, как Coca-Cola. «Баскин Роббинс» тоже вносит весомый вклад в оборот американского франчайзинга, хоть и продвигается российской компанией.
Вслед за Россией и США по присутствию брендов в Казахстане идут европейские страны: Великобритания, Германия, Франция, Италия. «Европейский блок» представляет 82 франшизы, по ним открыто 276 точки. В основном, это модные бутики, салоны красоты, магазины парфюмерии. Так же свои бизнес идеи в Казахстане продвигают инвесторы из Турции, Израиля, Японии, Австралии и др.
Гордостью же отечественного франчайзинга является Авторский Дом Высокой Моды «Куралай». Известный дизайнер и стилист Куралай Нуркадилова вывела свой бренд на международный уровень, он представлен в Москве и париже. Модели демонстрируются на одном подиуме с Escada, Valentino и Lacroix. Есть в республике несколько кафе, вышедших за пределы страны. Многие казахстанские бренды имеют потенциал для выхода на международный рынок.
Помимо вышеназванных особенностей присущих казахстанскому франчайзингу, также имеется ряд отличий в принципах, подходах и условиях построения франчайзинговых систем Казахстанскими компаниями по сравнению с западными странами. Отличия состоят в том, что компании в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно имеют состоявшуюся, длительную историю своего развития, иногда даже десятки лет.
Бизнес процессы этих компаний сформулированы, строго регламентированы. Компании имеют высококвалифицированный управленческий персонал, активно пользуются услугами аутсорсинга. Действия компаний основаны на выполнении долгосрочных планов. Компании достаточно капитализированы, в том числе за счет нематериальных активов. Законодательства ряда стран регулируют многие вопросы по франчайзингу, например, объем обязательной информации, предоставляемой в преддоговорном периоде потенциальным франчайзи.
Существует большое количество консалтинговых, брокерских и рекламных компаний по вопросам франчайзинга. Банки лояльны к кредитованию участников франчайзинговых отношений, ряд из них имеют специальные программы кредитования. Существуют и другие источники и формы финансирования. В ряде стран есть государственные программы, на основе которых участники франчайзинговых отношений получают льготное финансирование, налоговые и другие преференции.
Все это вместе, наряду со значительной предпринимательской активностью, стало залогом зрелости и продолжения роста как национальных франшиз, так и в целом объема франчайзинговых отношений в западных странах.
В странах других экономических реалий, таких как Казахстан, нет настолько благоприятных условий. Поэтому объем франчайзинговых отношений в Казахстане, например, в доле МСБ оценивается не более чем в 3%. Для примера: в Германии 45%. Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане 1,5%, в Германии 60%. Следует отметить, что даже такие скромные показатели свидетельствуют, что франчайзинг в нашей стране уверенно развивается.
Кроме того, в Казахстане существует большое количество факторов и барьеров препятствующих более интенсивному развитию франчайзинговых отношений. В основном это Факторы и барьеры общеэкономического, инфраструктурного и предпринимательского характера, которые включают в себя:
проблемы, связанные с тем, что большинство стран мира, имеют достаточно небольшую длительность свободных рыночных отношений с казахстанскими компаниями - лишь с 1991 года, когда Казахстаном был объявлен суверенитет. То есть свободные рыночным отношениям в Казахстане менее 20 лет.;
проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы Казахстана в части предпринимательства и международной торговли;
проблемы, связанные с недостаточными мерами поддержки государством предпринимательства (программы поддержки малого и среднего бизнеса декларируются но слабо реализуются);
бюрократические препятствия практически во всех сферах и сегментах хозяйственной деятельности;
проблемы, связанные с имеющими до сих пор проблемами коррупции среди чиновников, взяточничеством, и т.д., что способствует прецедентам теневой экономики в предпринимательстве;
проблемы, связанные с географическим фактором, например, большая территория страны, удаленность от Европы, отсутствие морей, связывающих государства;
проблемы, связанные с демографическим фактором, таким как небольшое количество населения;
проблемы, связанные с недостаточно развитой инфраструктурой, такой как, транспортные магистрали, воздушные перевозки, дистрибуционные и логистические структуры, индустриальные зоны и распределительные склады, электроэнергия и т.д.;
слабость банковской системы Казахстана;
проблемы, связанные с недостаточным количеством квалифицированных кадров и недостаточной информациализацией (образование, информация);
Не знание большинством потребителей брендов, широко известных в развитых странах.
Высокие цены на недвижимость в Казахстане как на собственную так и на арендованную. Цены на недвижимость и аренду в сравнении с другими странами в 2009 году резко возросли, несмотря на кризис в недвижимости и финансовом секторе.
Все эти факторы являются основными, укрупненными проблемами, определяющими в совокупности недостаточную инвестиционную привлекательность Казахстана в настоящий момент, однако, с течением времени, такие факторы становятся все более позитивными и инвестиционная привлекательность Казахстана уверенно набирает вес.
Непосредственное соседство с Китаем также влияет на развитие франчайзинга в РК. С производителями Поднебесной трудно конкурировать в себестоимости товаров. Еще одна проблема – франшиза в Казахстане не может быть куплена в кредит. Многие франчайзинговые предприятия начинают приносить прибыль через 1-4 года. С существующими процентными ставками в кредит разумно открывать только бизнес, основанный на купле/продаже.
Несмотря на финансовые проблемы, бизнес идеи в Казахстане все же реализуются по франчайзингу. Люди создают инвестиционные объединения, консолидируются, открывают магазины, кафе, аптеки, объединившись с родственниками.
- Введение
- Страхование как особая форма экономических отношений
- История возникновения и становления страховых отношений
- Особенности применения маркетинга на рынке страховых услуг
- 1.3. Эволюция страхового маркетинга
- 1.7. Построение маркетинговой службы в страховой компании.
- Развитие франчайзинга в казахстане
- Анализ современного рынка состояния страхования
- Особенности применения франчайзинга в Казахстане
- 2.3 Правовое регулирование и поддержка франчайзинга
- Тенденции развития франчайзинга на отечественном рынке
- 3.1 Основные тенденции развития франчайзинга в Казахстане
- Заключение