2.3 Правовое регулирование и поддержка франчайзинга
Первым государственным документом, где было заявлено о необходимости поддержки, развития и регулирования франчайзинга в Казахстане является «Государственная Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы», которая предусматривала следующее: «…важную роль приобретает поддержка малого бизнеса в виде развития франчайзинга. Необходимо внедрение франчайзинга, как смешанной формы малого и крупного бизнеса…».
После принятия в действие названного выше первого государственного документа, поднявшего вопросы франчайзинга (Программы 1999-2000) прошло 10 лет. Эти 10 лет можно назвать Первой волной развития франчайзинга в Казахстане с участием государства. За это время со стороны государства осуществлены следующие меры:
1 июля 1999 года вступил в силу Гражданский Кодекс (Особенная часть) где в 45-й главе впервые был введен юридический термин «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)».
В 2002 году был принят Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».
Порядок защиты интеллектуальной собственности определен в Гражданском Кодексе и в законе «О товарных знаках» и в других республиканских законах.
Казахстан вошел в ряд международных конвенций по вопросам охраны интеллектуальной собственности.
Государство предприняло ряд мер в направлении популяризации франчайзинга в частности, в организации ряда тематических семинаров в регионах, выпуска специальной литературы, в т.ч. пособий по франчайзингу.
Основными мерами государственной поддержки франчайзинговых отношений в Республике Казахстан являются:
разработка и реализация программ по развитию и поддержке франчайзинговых отношений;
разработка и совершенствование нормативных правовых актов по развитию франчайзинговых отношений;
предоставление субъектам франчайзинговых отношений льгот и гарантий, предусмотренных законодательством РК;
оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с осуществлением франчайзинговой деятельности;
регистрация и защита комплекса исключительных прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
контроль за соблюдением законодательства РК о комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге);
Следует отметить, что, в отличие от многих развитых и развивающихся стран, в Казахстане до сих пор не были декларированы никакие специальные меры (льготы, субсидии и т.д.) для поддержки и развития франчайзинговых отношений. В то же время, первый шаг в этом направлении сделан - в июне 2009 года Фонд развития предпринимательства «Даму» приступил к реализации Программы прямого кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания - «ДАМУ - Колдау» на 2009-2012 годы. Основными приоритетами Фонда при отборе проектов являются:
создание или модернизация перерабатывающих производств;
развитие с использованием кластерного подхода и трансферта новых технологий;
производство конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных товаров и услуг;
дублирование успешных отечественных и зарубежных моделей бизнеса (франчайзинг);
формирование социально значимых направлений, создающих новые рабочие места.
С 2002 по 2005 годы существенную роль в поддержке и развитии франчайзинга в Казахстане сыграла Казахстанская Ассоциация франчайзинга (КАФ). Ассоциация объединяла компании, заинтересованные в развитии франчайзинга, и способствовала решению их задач. Наибольший объем усилий Ассоциация прилагала работе с предпринимателями – потенциальными франчайзи в плане пропаганды идеи франчайзинга и конкретной помощи в поиске и приобретении наиболее продуктивных франшиз. В настоящее время в Казахстане единственной организацией, оказывающей полномасштабные профессиональные услуги для участников франчайзинговых отношений, является Союз франчайзинга. Миссия этой организации - развитие франчайзинга в Республике Казахстан. Задачи и действия, которые осуществляет Союз на постоянной основе:
регистрация участников франчайзинговых отношений;
конференции, выставки, контактные биржи, семинары;
консультирование, информационные справки, обучение;
помощь в построении франчайзинговых систем (франчайзинговый инжиниринг);
посредническое содействие (франчайзинговый брокеридж);
маркетинговые и статистические исследования;
научно-исследовательские и методологические разработки;
выпуск специализированной литературы и периодических изданий;
взаимодействие с государственным сектором;
сотрудничество с международными организациями, ВУЗами, НПО, СМИ;
совместные программы с финансово-кредитными, девелоперскими и «B2B» компаниями.
Так, ежегодно организуется Международный форум «Франчайзинг в Казахстане», постоянно организуются выставки, семинары с приглашением международных экспертов, издается тематическая литература. Организован конкурс на лучших участников франчайзинговых отношений, конкурс для СМИ на лучший материал о франчайзинге.
- Введение
- Страхование как особая форма экономических отношений
- История возникновения и становления страховых отношений
- Особенности применения маркетинга на рынке страховых услуг
- 1.3. Эволюция страхового маркетинга
- 1.7. Построение маркетинговой службы в страховой компании.
- Развитие франчайзинга в казахстане
- Анализ современного рынка состояния страхования
- Особенности применения франчайзинга в Казахстане
- 2.3 Правовое регулирование и поддержка франчайзинга
- Тенденции развития франчайзинга на отечественном рынке
- 3.1 Основные тенденции развития франчайзинга в Казахстане
- Заключение