logo
Реформы в Китае

2.2 Экономические реформы в городе

На втором этапе реформ (1985-1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Но и тут сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых рядом со старыми. Централизованное правительство распространило реформы на государственные предприятия (ГП) в городах. Этим предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. (Ранее они должны были направлять большую часть прибыли центральному правительству.) Правительство распространило двухуровневую систему цен также и на несельскохозяйственную продукцию. ГП получили возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, а также продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам. Доля продукции, продаваемая по рыночным, а не по фиксированным ценам, выросла с 12% в 1980 г. до 66% в 1987 г.

Более того, китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, которые назывались городскими коллективными хозяйствами, - предприятий, находившихся в собственности руководителей и работников предприятий. Так же как городские и сельские предприятия, эти негосударственные фирмы не попадали под директивы органов централизованного планирования, поэтому могли гораздо более эффективно, чем ГП, отслеживать и удовлетворять потребительские предпочтения. Городские коллективные хозяйства испытали период бурного роста объемов производства и занятости, некоторые из них - за счет ГП. Кроме того, конкуренция среди таких негосударственных предприятий и ГП способствовала росту производительности и инноваций на многих ГП.

Сегодня в Китае доля государственных предприятий в общей стоимости основных фондов предприятий всех форм собственности составляет 60%, коллективных - 20%, частных - 7% и предприятий с участием иностранного капитала - 13%. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития экономики доля государственного сектора экономики снизится, однако базовые отрасли промышленности будут по-прежнему оставаться под контролем государства, обеспечивая своей продукцией быстрый рост производства в негосударственном секторе.

«Негосударственный» сектор в Китае не означает «частный» сектор. Более 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, которые находятся в общественной собственности местных провинциальных правительств. Другими словами, приватизация не играет существенной роли в экономических реформах Китая. Вместе с тем, многие экономисты считают, что одним из двигателей экономического бума в Китае (его национальный продукт увеличивается примерно на 10% в год) стало сокращение деятельности государства. За последние 15 лет совокупные расходы государственного бюджета снизились втрое. Высвобожденные в результате этого гигантские финансовые ресурсы были направлены в реальную экономику.

Негосударственный сектор экономики Китая оказался особенно эффективен в производстве бытовой продукции всех видов и продуктов питания. Его динамичность в условиях конкуренции внесла серьезный вклад в экономический рост Китая и повышение уровня жизни населения. Что касается экономического роста, то в настоящее время 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Китай сегодня вышел на первое место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчатобумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров. На второе место - по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии. Поэтому сегодня китайский рынок завоевывает новые и новые рынки.

Хотя реальные доходы населения Китая растут, они все еще остаются на невысоком уровне - около $460 в год в городе и $200 - в сельской местности. Рост уровня жизни населения Китая тормозится его численностью. Есть и другие факторы, сдерживающие развитие Китая. Это, скажем, сокращение площади пашен, плохо развитая инфраструктура, нехватка свободной земли для строительства. 94% населения страны живет на половине площади Китая, так как значительную его часть занимают горы и пустыни.

Квартира среднего китайца крайне мала, горячая вода для многих и многих остается мечтой. И тем не менее никогда за всю историю Китая уровень жизни населения этой страны не был так высок, как сейчас.