2.1 Экономические реформы в деревне
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР.
В китайской деревне были созданы 2 типа подряда:
1) Подряд на объем производства.Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья - низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой договор на выполнение конкретного производственного задания. Средством расчета служат, в основном, либо часть произведенной по договору продукции, либо деньги. Но отношения между двором-подрядчиком и производственной бригадой не укладываются в рамки схемы «подписался-рассчитался». Происходит это, в основном, потому, что, как уровень жизни, так и уровень обеспечения средствами производства остается в среде мелких сельхоз производителей, как правило, довольно низким или, по крайней мере, недостаточным для полностью независимого ведения всего производственного процесса.
Для расчета с семьей-подрядчиком используется все та же система трудодней. Существуют различные тарифные сетки распределения вознаграждения по трудодням, которые можно не очень строго разделить на системы распределения вознаграждения за продукцию, произведенную по договору на объем производства, и за продукцию произведенную сверх этого запланированного по подряду объема. Денежный эквивалент вознаграждения в сетках второго типа существенно выше, так как продукция, произведенная сверх запланированной нормы покупается за гораздо более высокую цену.
Этот подряд вызвал у мелких сельхоз производителей большой интерес, так как они старались производить сверх нормы и таким образом уровень производства в сельском хозяйстве значительно возрастал.
2) Полный подворный подряд.Отличие этого подряда от предыдущего состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, она полностью остается в распоряжении семьи.
Хозрасчетная единица, с которой двор-производитель непосредственно заключал подряд, может только предложить ему сдать излишек продукции государству по повышенным закупочным ценам, а также предложить услуги по его переработке, продаже на городских рынках и т.п. Но все это предлагается на добровольной основе. Хозрасчетная единица выступает здесь уже не как производственная бригада, а как торгово-промышленная коммерческая структура, предлагающая свои услуги желающим, как правило, на более предпочтительных условиях для своих подрядчиков. Но многие семьи предпочитают сами или скооперировавшись с другими дворами реализовывать на рынках или перерабатывать остающиеся у них излишки продукции. Для этого в городах созданы все условия - постоянно совершенствуется и развивается двухсторонняя связь между городом и деревней.
Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР постепенно все больше переходило от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.
С ходом аграрной реформы начали появляться и продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые товарным производством, а также целые специализированные деревни и небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в китайском сельском хозяйстве.
Факторами высокой экономической эффективности этих специализированных объединений являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств, средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда с целью повышения его производительности.
Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас - хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.
- 1. Предпосылки проведения экономических реформ в Китае
- 1.1 Градулизм
- 1.2 Концепция экономических реформ
- 1.3 Бюрократия как активный участник реформ
- 1.4 Ставка на высокие технологии
- 1.5 Развитие институтов поддержки
- 2. Реализация реформ в отдельных секторах
- 2.1 Экономические реформы в деревне
- 2.2 Экономические реформы в городе
- 2.3 Трансформация государственных предприятий
- 2.3 Реформа финансовой системы
- 2.5 Банковская реформа в Китае
- 3. Китай на современном этапе развития
- 3.1 Уроки китайских реформ для России
- 3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке
- Заключение