logo
Реформы в Китае

3.1 Уроки китайских реформ для России

Реформы в Китае всегда привлекали пристальное внимание в нашей стране. Но особенно жаркие споры время от времени вспыхивали в течение последних лет по поводу применимости китайского опыта в российских условиях. И как это обычно водится, участники дискуссии сразу разбились на два противоположных лагеря: горячих сторонников этого опыта и столь же стойких его противников.

По конкретным экономическим достижениям Китай намного опережает Россию. За прошедшие годы наши страны сильно разошлись при проведении реформ, особенно после объявленной в России либерализации цен. Образно говоря, Россия не опоздала на «китайский поезд», а села на другой, идущий в ином направлении.

Сейчас уже ясно, что осязаемых успехов, выраженных в росте ВВП на душу населения, увеличении продолжительности жизни, повышении уровня жизни населения, российской экономике за годы реформ достичь не удалось. При этом большая часть нашего населения в результате реформ потеряла свои сбережения, не смогла принять реального участия в приватизации, а ее доходы оказались намного ниже, чем 10 лет назад.

Для всякого непредубежденного человека очевидно, что все страны отличаются друг от друга каким-то специфическим набором черт (в плане демографии, территории, природных условий, традиций, культуры и определенного социально-исторического опыта) и что поэтому стопроцентное заимствование опыта преобразований какой-либо одной страны попросту невозможно.

Какие же уроки китайской реформы может получить для себя Россия? Ответ был дан в книге трех ученых-экономистов из КНР - Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу «Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа». Чудо, наверное, для нас, для китайцев, это, скорее, пример здравого смысла с учетом обстоятельств и опыта управления делами в государстве по принципу «не навреди». В книге содержится важный вывод о том, что «традиционная экономическая система стран, находящихся на этапе реформ, имеет общие корни, ее пороки носят схожий характер. Поэтому идентичными должны быть и пути преобразований. То есть опыт китайских реформ не является сугубо специфичным, а имеет всеобщий характер. В ней показано, как совершить переход от плановой экономики к рыночной и как совершить этот переход с наименьшими издержками для общества.

Китайским реформам уже более 30 лет. Срок достаточный, чтобы не только оценить их результаты, но и попытаться выявить, в чем же их специфика и что могло бы рассматриваться как универсальное.

В одном из интервью посол КНР в России Ли Фэнлинь следующим образом объяснил китайский успех: «…для Китая главное, как говорят, это правильное сочетание шести иероглифов, выражающих три понятия: социальная стабильность, развитие и реформа» («Сегодня», 29 ноября 1995 года). В этой формуле важным представляется не только сочетание трех названных факторов успеха, но и сам порядок их перечисления: сначала стабильность - как важнейшая предпосылка, затем развитие - как основа и, наконец, реформа, успех которой и предопределен двумя предыдущими факторами. Представляется, что в правильном сочетании этих трех факторов выражается универсальная значимость китайского опыта, залог успеха реформ в условиях переходного периода в развитии любых стран. Россия своим негативным опытом доказала это «от обратного»; с самого начала была нарушена социально-политическая стабильность, прекратилось развитие и начался упадок, отсюда - неприятие реформ.

Ядром китайских реформ, как, впрочем, и экономических успехов Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура, стал отказ от стратегии «догоняющего развития» с ее приоритетным развитием тяжелой промышленности. Именно такую модель после Второй мировой войны выбрали СССР, КНР, страны Восточной Европы и многие развивающиеся страны. Однако из-за отсутствия необходимой самостоятельности на микроуровне экономическая эффективность производства там падала, рост не был устойчивым в связи с отсутствием сочетания интересов государства, предприятия и отдельного трудящегося. Поэтому при такой модели экономики нельзя выйти на границу предельных производственных возможностей.

Это можно сделать, применив стратегию сравнительных преимуществ. Для этого необходимо соблюдать три принципа: 1. Постоянно добиваться роста эффективности как экономических субъектов, так и отдельных работников, включая управленческий персонал; 2. Постоянно проводить перераспределение вновь созданных ресурсов через «двухколейную» систему цен, что дает максимум выгоды и минимум издержек при проведении реформ; 3. Продвигать экономические реформы на уровне предприятий, отраслей и регионов, что позволяет своевременно оценить все плюсы и минусы затеянного эксперимента и внести в него необходимые коррективы.

Стратегия сравнительных преимуществ, применяемая в КНР и ряде соседних стран, позволяет эффективно использовать имеющуюся в Китае избыточную рабочую силу, заняв ее в трудоемких отраслях - сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле и сфере услуг. Такой подход позволил уже на первом этапе выйти этим отраслям на границу производственных возможностей, обеспечив прирост дефицитных ресурсов.

Перераспределение доходов в КНР происходило через «двухколейную» систему цен, распределение ресурсов и госбюджет. Либерализация цен сдерживалась использованием трех видов цен - директивных (на продукцию госпредприятий, сырье, электроэнергию, транспортные услуги и зерновые), индикативных (отклоняющихся от директивных цен вверх и вниз под воздействием спроса и предложения не более чем на 20%) и свободных рыночных цен. Разрешение предприятиям распоряжаться прибылью на микроуровне стимулировало создание новых ресурсов и их размещение в погоне за прибылью в подавляемых отраслях экономики. Это способствовало высокому экономическому росту и упорядочению отраслевой структуры с помощью политики налоговых и кредитных льгот для убыточных или малорентабельных, а также техноемких отраслей с высоким порогом инвестиций - в электронике, угольной и машиностроительной промышленности, приборостроении. Введение в начале 80-х годов в обращение промежуточной валюты (переводной юань, подобие золотого червонца в России 20-х годов) позволило обеспечить частичную конвертируемость китайской денежной единицы, защитить ее от прямого соприкосновения с мировой валютой и сохранить достаточно высокий курс юаня - 1:8,27 ныне против 1:2,4 двадцать лет назад. Таким образом, весь комплекс мер китайской реформы способствовал рациональному перераспределению дополнительных доходов, образовавшихся в результате использования стратегии сравнительных преимуществ.

В России же ситуация принципиально иная. У нас большая часть доходов госбюджета имеет своим источником труд и капитал, который является в настоящее время дефицитным. От природной ренты, которая должна быть основным источником поступлений в бюджет, доходы невелики. Они на 92% оказались приватизированы, что затрудняет формирование доходной части госбюджета и лишает государство проводить научно-промышленную политику, которая позволила бы в полной мере обеспечить преимущества России в научно-технических ресурсах.

С третьим принципом стратегии сравнительных преимуществ связан еще один урок китайской реформы - необходимость постепенного, а не мгновенного перехода к рыночной экономике. В начале необходимо осуществить реформы в системе управления на предприятиях, в отраслях и регионах, а затем на макроуровне. Государство постепенно, по этапам освобождает себя от постоянного контроля за деятельностью предприятий на микроуровне, сохраняя при этом контроль за основными отраслями экономики (ТЭК, транспорт, финансы). За счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей обеспечиваются возможности для развития предприятий различных форм собственности и конкуренции между ними.

Главным в китайском опыте перехода к рынку является не только использование стратегии сравнительных преимуществ, но и усиление роли государства в регулировании рынка. В КНР в период реформ уже более 30 лет сохраняется госконтроль за основными «ценообразующими» отраслями экономики. При анализе роли госрегулирования в китайской экономике следует обратить внимание на появление «двойного» бюджета (собственно государственный бюджет и бюджет капитального строительства), который формируется за счет строительного налога, введенного в 1983 году. Кроме того, на 40% был снижен подоходный налог с реинвестируемой в производство прибыли. В результате к середине 90-х годов расходы на капитальное строительство и реконструкцию из госбюджета значительно уменьшились, что позволило выделять больше средств в непроизводственную сферу. С 1978 года в госбюджете Китая существует статья расходов - «ценовые субсидии» для борьбы с инфляцией, поддержки сравнительно высокого уровня расходов на развитие науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры.

Становым хребтом китайской экономики по-прежнему являются государственные предприятия, и большая часть доходов бюджета формируется за счет госсектора. По мере развития экономической реформы в КНР будут постепенно приниматься меры, направленные на постепенный перевод их на самофинансирование и самоокупаемость.

В китайском опыте трудно найти серьезные теоретические обоснования и практические мероприятия призванные подкрепить программу экономического развития в нашей стране, поскольку она идет по пути дальнейшей либерализации экономики и отказа от активной роли государства в выработке социально-экономической политики развития общества. Следует обратить внимание на то, что Китай в ходе экономической реформы не прибегал к шоковой терапии в виде либерализации цен и не осуществлял непродуманной всеобщей приватизации подобно России. Отказ от реформ, где центральным звеном является приватизация, позволяет избежать несправедливости в процессе перераспределения имеющегося объема государственных ресурсов и вызываемых этим конфликтов. Такой подход позволяет обеспечить стабильный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и заинтересованность большинства населения в реформах. В противном случае процесс перехода к рынку на неопределенное время замедляется.

Самое важное для России в китайском опыте - комплексный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.

В Китае бытует пословица: нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Она оказалась справедливой и для России. Попытавшись это сделать в начале 90-х годов разрушением экономических связей единого союзного организма с одновременным проведением шоковой приватизации, мы оказались на дне глубокого каньона, из которого вот уже 20 лет без особых успехов пытаемся выбраться.