2. Расчет пруденциальных нормативов на примере Алматинского управления Туранбанка и их анализ
Уставный фонд. По состоянию на 1 декабря 1996 года уставный фонд Алматинского управления Туранбанка 15035 тыс. тенге или 75,35 % к доведенному заданию. Дополнительное задание по формированию 11 эмиссии управлением выполнено на 44,5 % (3957,34 тыс. тенге при плане 8888,97 тыс. тенге).
По указанию Казтуранбанка (телеграмма №05008 от 4 декабря 1996 года) подписка на акции 11 эмиссии приостановлена.
В настоящее время в управлении 531 акционер: физические лица - 406, юридические лица - 125. Формирование уставного фонда осуществлялось только денежными средствами.
Существует книга регистрации юридических и физических лиц по выдаче свидетельств.
Для выплаты дивидендов резерв - 7284 тыс. тенге, для выплаты начисленных дивидендов - 4181,906 тыс. тенге, перечислено в Казтуранбанк - 3041,158 тыс. тенге. (60,924 тыс. тенге - дивиденды за 1994 год).
В соответствии с телеграммой Казтуранбанка из начисленных дивидендов направлено на пополнение уставного фонда - 1310,5 тыс. тенге. На погашение ссудной задолженности акционеров - 263,8 тыс. тенге, в том числе по юридическим лицам задолженность погашена на 212,5 тыс. тенге, а по физическим лицам - на 51,3 тыс. тенге.
Госпакет выкуплен на сумму 713,3 тыс. тенге, в том числе 503,3 тыс. тенге 115 работниками банка (приобретено в счет заработной платы), 210 тыс. тенге - новыми акционерами (200 юридических лиц, 10 физических лиц).
Пруденциальные нормативы. Выполнение пруденциальных нормативов Алматинским управлением Туранбанка представлено в таблице №12. Коэффициент достаточности - К1не выполнен и на 1.12.96 составляет (-0,36) при норме 0,04.
Собственный капитал банка по состоянию на 1.12.96 г. составляет (-126147) тыс. тенге и с августа 1996 г. собственный капитал имеет отрицательную величину.
Как вытекает из таблицы №13, основными причинами уменьшения собственного капитала банка является рост суммы несформированных провизий и превышение текущих расходов над доходами.
Недостаток собственного капитала первого уровня по управлению на 01.12.96г составляло порядка 120000 тыс. тенге
Не выполняется коэффициент К2=СК/Ар. Показатель на 01.12.96г составил (-0,46) при норме 0,08.
Выполнение коэффициентов К1 и К2зависит от состояния ссудного портфеля и сформированных провизий, которые описаны в таблице №14, т.е. они могут быть выполнены только в случае гашения клиентами просроченных кредитов, доля которых в общем объеме задолженности на 01.12.96г по управлению составила 82,8 (объем кредитных вложений составлял 207862 тыс. тенге, из них просроченных кредитов - 172196 тыс. тенге).
С момента действия Положения о пруденциальных нормативах, т.е. с 01.08.96г данные показатели Алматинским управлением ни разу не выполнялись.
Коэффициент ликвидности (отношение наличных денежных средств и быстрореализуемых активов к обязательствам) по состоянию на 01.12.96г был выполнен и составлял 0,29 при установленной норме 0,2. Выполнение обеспечено за счет получения от Головного банка средств на сумму 115000 тыс. тенге, которые управление направило на поддержание корсчета.
Таким образом, банк поддерживает ликвидность для того, чтобы осуществить свои обязательства, не нанося этим ущерб рентабельности.
Сумма обязательств банка из месяца в месяц уменьшается и по сравнению с 01.11.96г уменьшилась с 128740 тыс. тенге до 83526 тыс. тенге (на 45214 тыс. тенге), причиной чего является неуверенность населения в стабильность банковской системы (закрытие КРАМДС-банка).
Так средства на расчетных и текущих счетах клиентов на 1.12.96 г. (см. табл. №15) по сравнению с ноябрем месяцем 1996 г. уменьшились на 62267 тыс. тенге (56%), вклады и депозиты - на 1774 тыс. тенге (3%), что свидетельствует об оттоке средств со счетов клиентов.
Из таблицы №16 видно, что управлением с августа 1996 г. среднемесячные резервные требования не выполнялись. В октябре-ноябре 1996 г. образовался счет 918 «Расчетные документы, не оплаченные банком в срок». Управление дополнительно запросило в Казтуранбанке кредитные ресурсы в сумме 115000 тыс. тенге, которые направило на поддержание корсчета. С их получением Алматинское управление обеспечило выполнение среднемесячных резервных требований по состоянию на 01.12.96 г. (Рт- среднемесячные резервные требования 20832,45 тыс. тенге, Ра- среднемесячные резервные активы 23969,0 тыс. тенге, превышение составляет 3136,6 тыс. тенге).
Расчеты, произведенные по состоянию на 14.12.1996 г. также показывают выполнение управлением резервных требований (Рт=22264,88 тыс. тенге, Ра=16378,65 тыс. тенге и превышение составляет 5886,0 тыс. тенге).
Межбанковские кредитные ресурсы. Займы коммерческих банков у других кредитных учреждений являются одним из способов поддержания платежеспособности баланса коммерческого банка, обеспечения бесперебойности выполнения его обязательств является получение кредитов у других кредитных институтов. Решение о предоставлении кредита принимается на основе анализа финансового состояния коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собственных ресурсов и привлечения банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий и организаций, кооперативов. Выдача ссуд осуществляется на условиях и в суммах, оговоренных в кредитном договоре, заключенном между банками. Кредитный договор содержит взаимные обязательства и ответственность сторон, срок и размер кредита, порядок выдачи и погашения ссуды, уровень процентной ставки, условия ее изменения, порядок обеспечения кредита (залог, поручительство, гарантии) и другие параметры.
Управление по состоянию на 1.12.1996 г. приобрело в других банках кредитных ресурсов на сумму 206790,0 тыс. тенге, из них:
115000 тыс. тенге - ресурсы Национального банка, полученные Управлением от Головного банка (счет 893). Управление направило средства на поддержание корсчета. Проценты Казтуранбанку на истекший период частично уплачены в сумме 3750 тыс. тенге и причитающаяся плата в сумме 759,7 тыс. тенге числится на счете 948704 Алматинского управления.
42200,0 тыс. тенге (2100,0 тыс. тенге погашено в декабре), остаток по состоянию на 20.12.1996 г. составляет 40100 тыс. тенге. Данные кредитные ресурсы приобретены (счет 813) в Реабилитационном банке (договор №22 от 17.01.1996 г.) и выделены Алмалинскому отделению (счет 896). Кредитные ресурсы, купленные у других учреждений банков и передаваемые филиалам, должны были отразиться на счете 895, а не на счете 896.
Кредитные ресурсы выделялись Реабилитационным банком сроком на 3 месяца. По просьбе Алматинского управления Реабилитационный банк продлил срок возврата до 28.06.1996 г. Однако ресурсы согласно договора не возвращены и на сегодняшний день остаток по договору в сумме 40100 тыс. тенге является просроченным. Проценты по договору не уплачены в полной сумме с даты заключения договора, то есть с 17.01.1996 г. по 28.06.1996 г. уплачено 15084,7 тыс. тенге, а за период с 29.06.1996 г. по 31.12.1996 г. проценты не уплачены и причитается заплатить 10142,0 тыс. тенге.
Кроме того Управлением выделялись за счет собственных средств Алмалинскому отделению (счет 896) кредитные ресурсы в сумме 12309 тыс. тенге.
- 37000 тыс. тенге - ресурсы Казтуранбанка. Средства, выделены МЧП «Абылайхан». Из них 22000 тыс. тенге числятся за Управлением с прошлого года, 15000 тыс. тенге выделены 7.02.1996 г. Данные кредитные ресурсы многократно пролонгировались, снижалась процентная ставка, на сегодняшний день они полностью просрочены и плата по ним не уплачена. Причитающаяся плата за кредитные ресурсы отражена на счете 948704 в сумме 16916,0 тыс. тенге
- 12500 тыс. тенге - кредитные ресурсы, полученные Московского отделения Туранбанка на поддержание корсчета.
- 90 тыс. тенге - бесплатные кредитные ресурсы Национального банка (счет 893), выделенные на мобилизационные резервы. Данные кредитные ресурсы направлены на покрытие счета 820 «Кредиты на мобрезервы». По состоянию на 1.12.1996 г. имеется разница между выделенным лимитом (счет 893) и задолженностью (счет 820), которая прокредитована за счет собственных средств, что противоречит инструкции Госкомитета по матрезерву «О порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета матрезервов» от 1.12.1992 г.
Достаточность средств на приобретение основных средств. При проблемах с текущей ликвидностью большую роль играет размер основных средств и достаточность средств на приобретение основных средств, которые показаны в таблице №17
Для покупки основных средств необходимо соблюдать соотношение, установленное Национальным банком. Данное соотношение не соблюдено и разница превышения счетов актива над счетами пассива растет. Основной причиной невыполнения достаточности является состояние кредитного портфеля Алматинского управления.
В соответствии с указаниями Национального банка в случае превышения суммы указанных счетов актива баланса над счетами пассива, основные средства необходимо либо получить в финансовый лизинг, либо получить долгосрочный кредит на их покупку.
О состоянии и использовании кредитных ресурсов, выполнении экономических нормативов и мероприятий по оздоровлению деятельности Управления
Направление ресурсов за 1996 г. характеризуется следующими данными, приведенными в таблице №18.
Как видно из таблицы, объем активных операций по Алматинскому Управлению по сравнению с 1.07.1996 г. снижен на 6,9 пунктов и на 1.11.1996 г. составил 373,5 млн. тенге, в том числе кредиты - 220,8 млн. тенге, из них в национальной валюте - 129,5 млн. тенге (58,6% от объема кредитования), в инвалюте - 83,3 млн. тенге (37,7%), долгосрочные кредиты - 8,1 млн. тенге (3,7%) и остальные активы - 152,7 млн. тенге.
Уменьшение объема активных операций в основном связано с уменьшением объема кредитования (на 20,5 млн. тенге), а также с резким уменьшением прочих активов (на 9,1 млн. тенге).
Не обеспечивается своевременное гашение выданных кредитов, в результате продолжает расти сумма просроченной кредитной задолженности. На 1.07.1996 г. размер такой задолженности составляет 11,3 млн. тенге или 46,1% в общем объеме кредитов, в то время как на 1.11.1996 г. просроченная задолженность возросла на 65,7 млн. тенге и составила 176,9 млн. тенге. В результате имеет место резкое ухудшение состояния ссудного портфеля, а, следовательно, увеличился план формирования провизии.
Введенный в июне 1996 г. Казтуранбанком мораторий на кредитование привел к уменьшению объема кредитования и, соответственно, к уменьшению получаемых доходов.
Резко возрос размер просроченных процентов - с 2,4 млн. тенге на 1.07.1996 г. до 30,5 млн. тенге на 1.11.1996 г.
Источники кредитных ресурсов
Источниками кредитования являются средства, мобилизованные на месте, ресурсы, выделенные в централизованном порядке Казтуранбанком, ресурсы, приобретенные у других банков, а также собственны ресурсы. Динамика состава ресурсов характеризуется следующими данными, отраженными в таблице №19.
Объем ресурсов является источником кредитования по сравнению с 01.06.1996 г. сократился на 9,2% и на 01.11.1996 г. составил 375,9 млн. тенге.
Наблюдается снижение объема ресурсов, мобилизованных на месте (на 79,8 млн. тенге или на 25,6%), при увеличении объема приобретенных ресурсов (на 46,2 млн. тенге или на 47,3%).
Размер ресурсов, мобилизованных на месте, снижен с 311,9 млн. тенге до 232,4 млн. тенге или на 25,6%.
Удельный вес ресурсов, мобилизованных на месте, на 01.06.1996 г. составлял 76,2% к общему объему ресурсов по управлению, тогда как на 01.11.1996 г. он уменьшился до 56,7%.
Уменьшение ресурсов, мобилизованных на месте, связано, в основном, с резким уменьшением временно свободных остатков на счетах предприятий и организаций - на 44,6 млн. тенге (210,3 млн. тенге на 01.07.96 г. и 165,7 млн. тенге на 01.11.96 г.).
Ввиду невозврата ссудозаемщиками просроченных ссуд, управление испытывает серьезные проблемы по обеспечению бесперебойного обслуживания расчетных и текущих счетов клиентов. С 30.09.96 в управлении функционирует 918 счет. Данное обстоятельство и вызвало уход клиентов в другие банки.
Другой причиной является резкое уменьшение средств населения на валютных вкладах - на 25,6 млн. тенге, на тенговых вкладах - на 11,9 млн. тенге, а также уменьшение размеров депозитов на 4,6 млн. тенге. Причиной этого является недоверие населения к банковской системе Республики Казахстан.
По состоянию на 01.11.1996 г. объем приобретенных ресурсов составлял 143,8 млн. тенге по сравнению с 97,6 млн. тенге на 01.07.96 г.
Приобретено кредитных ресурсов в Реабилитационном банке на 40,1 млн. тенге, в Почтабанке на 4,1 млн. тенге, в Казтуранбанке - 87,1 млн. тенге и в Московском отделении - 12,5 млн. тенге.
Ресурсы Реабилитационного банка были в январе выделены Аламалинскому и Жетысуйскому отделениям. Срок возврата ресурсов в Реабилитационный банк просрочен с 29.06.1996 г.
Для стабильного обслуживания клиентов Управление 04.10.1996 г. дополнительно приобрело в Казтуранбанке 50 млн. тенге, которые и были в основном направлены на обслуживание расчетных счетов клиентов, закрытие 918 счета, а также на возврат депозитов юридических и физических лиц.
Систематический характер носит несвоевременный возврат Управлением кредитных ресурсов и платы за пользование ими. По состоянию на 01.11.1996 г. просроченная сумма кредитных ресурсов числится в размере 139,7 млн. тенге. По ресурсам Казтуранбанка просроченная плата на 01.11.1996 г. составляет 16,5 млн. тенге.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в РК» и с целью обеспечения финансовой устойчивости банков, стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков Национальный банк установил с 01.06.1996 г. новые экономические нормативы, обязательные для выполнения. Расчет по этим нормативам показан в таблицах №№20-25.
Выполнение коэффициентов К1и К2зависит от состояния ссудного портфеля и формирования провизии. А степень формирования провизий - от прибыли банка, то есть коэффициенты К1и К2могут быть выполнены только в случае гашения клиентами просроченных процентов.
Основной причиной несоблюдения коэффициента ликвидности К4является сложное состояние корсчета, которое вызвано невозвратом ранее выданных кредитов и неуплатой процентов за их использование. Эта же причина вызывает и невыполнение норматива среднемесячных резервных требований.
- Министерство образования Республики Казахстан
- Глава 2. Оценка ликвидности баланса и анализ платежеспособности коммерческого банка 44
- Глава 3. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка 63
- Введение
- Глава 1. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческого банка
- 1. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 1.1. Потребность коммерческого банка в ликвидных средствах
- 1.2. Теория управления ликвидностью коммерческого банка
- 1.2.1. Управление активами
- 1.2.2. Управление пассивами
- 2. Управление платежеспособностью и регулирование деятельности коммерческого банка Национальным банком
- 2.1. Теория управления платежеспособностью
- 2.2. Функции Национального банка Республики Казахстан, направленные на поддержание платежеспособности банковской системы
- 2.3. Управление надежностью коммерческого банка
- Глава 2. Оценка ликвидности баланса и анализ платежеспособности коммерческого банка
- 1. Оценка ликвидности баланса коммерческого банка
- 1.1. Механизм управления ликвидностью
- 1.2. Коэффициенты ликвидности
- 1.3. Расчет коэффициентов ликвидности для Алматинского управления Туранбанка и их анализ
- 2. Расчет пруденциальных нормативов на примере Алматинского управления Туранбанка и их анализ
- 3. Анализ надежности банковской системы Республики Казахстан
- Глава 3. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
- Расчет потребности в ликвидных средствах условного коммерческого банка (в тыс. Долл.).
- Аналитические коэффициенты
- Аналитические коэффициенты
- Аналитические коэффициенты
- Аналитические коэффициенты (рейтинг газеты «Известия»)
- Объем и период возможного использования кредитных ресурсов коммерческим банком по состоянию на (дата)
- Кредитные вложения коммерческого банка по состоянию на (дата)
- Коэффициенты ликвидности
- Данные баланса Алматинского управление Туранбанка.
- Расчет коэффициентов ликвидности для Алматинского управления Туранбанка
- Выполнение пруденциальных нормативов Алматинским управлением Туранбанка.
- Собственный капитал банка
- Задолженность по кредитам по Алматинскому управлению Туранбанка
- Остатки на расчетных и текущих счетах клиентов
- Данные о резервных требованиях по Алматинскому управлению Туранбанка.
- Состояние активных и пассивных счетов
- О состоянии и использовании кредитных ресурсов, выполнении экономических нормативов и мероприятий по оздоровлении деятельности Управления
- Источники кредитных ресурсов
- Расчет нормативов по Алматинскому управлению Туранбанка
- Выполнение среднемесячных резервных требований