logo
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Страховое дело

4.1. Страховой рынок, его классификация, принципы, механизм и условия функционирования.

Страховой рынокэто особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее.

Страховой рынок представляет собой социально-экономическое пространство, в котором действуют страхователи, нуждающиеся в страховых услугах, страховщики, удовлетворяющие спрос на них, страховые посредники и организации страховой инфраструктуры.32, с.143

Объективной основой формирования и развития страхового рынка является наличие общественной потребности в страховой защите, способной обеспечить бесперебойность воспроизводственного процесса путем возмещения ущерба и оказания денежной помощи пострадавших от непредвиденных чрезвычайных событий. Вторым условием развития страхового рынка является наличие достаточного количества независимых страховых компаний, способных удовлетворить все многообразие потребностей общества в страховой защите.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг (не только объем, но и структура) и т.п., которые все вместе составляют конъюнктуру рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Развитой страховой рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективной основой спроса на страховую услугу является потребность в страховой защите, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны, хотя и основываются на общей потребности в страховой защите. Например, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной социальной группе, возрастом, полом и т.д.

Страховщик, предлагая свои услуги, должен в доступной форме показать их экономическую целесообразность и тот выигрыш, который получит потенциальный страхователь, заключив договор страхования. Кроме того страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала возможностям (платежеспособности) той группы страхователей, для которой она предназначена. Эти задачи решаются с помощью страхового маркетинга: изучения объективных страховых потребностей, формирования спроса путем разъяснения и рекламы, а также выработки соответствующих потребностям форм, отраслей и видов страхования.

Обобщая все вышеперечисленное можно выделить следующие основные принципы организации страхового дела в условиях рыночной экономики:

Конкретный механизм организации страхового дела обеспечивает функционирование страхового рынка и включает в себя элементы, важнейшим из которых является страховое законодательство, призванное обеспечить законность и правомерность осуществления страховых операций по защите страховых интересов страхователей.