logo
otveti nelya

5. Основные положения Российского законодательства в области пром. Без-ти.

Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности (ПБ) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых ак­тов субъектов РФ. Согласно Конституции, в России: -охраняются труд и здоровье людей (ст. 7);- каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37). Нормативную правовую основу ПБ составляют: правовые нормы; технические нормы. К правовым нормам относятся акты, принимаемые орга­нами законодательной власти: законы РФ; законы субъектов РФ и подзаконные акты, принимаемые органами исполни­тельной власти различных уровней во исполнение зако­нов: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и т. д. Технические нормы состоят из норм технического, техно­логического, санитарно-гигиенического характера: ГОСТы; СНиПы; СанПиНы и т. п. Основными нормативными правовыми актами феде­рального значения, регламентирующими отношения в сфере ПБ, являются: ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной бе­зопасности опасных производственных объектов»; ФЗ от8 августа 2001 г. №128 «О лицензировании отде­льных видов деятельности»; ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184 «0 техническом регу­лировании»; ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопас­ности»; ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ФЗ от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обо­роне»; ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения»; ФЗ от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды»; ФЗ от 24 июня 1998 г. N2 89 «Об отходах производства и потребления» Одним из важнейших федеральных законов в области ПБ является ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов». Он определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплу­атации опасных производственных объектов (0П0). Закон направлен на предупреждение аварий на 0П0 и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих 0П0, к локализации и ликвидации последствий указан­ных аварий.

Билет №18

2. Государственное управление охраной труда в РФ и УР. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности осуществляют находящиеся в введении Правительства РФ: *Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), * Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), *Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России) с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также подчиняющееся непосредственно Президенту РФ * Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Схема «Система государственного управления охраной труда Удмуртской Республики»:*Государственный комитет УР по труду (Председатель комитета Сергей Самонович Фефилов ) *Управление охраны труда Государственного комитета УР по труду (Начальник управления Александр Михайлович Салтыков )

3. Управление природопользованием и правовая защита природной среды. Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основными функциями управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды являются: нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды; организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование; мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранительного законодательства. Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические. Если для первых характерными являются отношения власти и подчинения, то для вторых — экономическое стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды в целом. Для периода перехода к рыночной экономике характерным является резкое усиление экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Значительное место в деятельности природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию и охране окружающей природной среды.

4. Тепловой эффект реакции горения.

Кол-во теплоты, выделенной или поглощенной в результате химической реакции, называют тепловым эффектом реакции. Чтобы тепловой эффект реакции выражал теплоту только химического процесса, необходимо исключить теплоту от изменения внутренней энергии теплового движения атомов и молекул, зависящую от температуры. Поэтому тепловой эффект реакции определяют по изменению внутренней энергии реагирующей системы при условии равенства температур в начале и конце химического процесса. Уравнение реакции с указанием теплового эффекта называется термохимическим. Для реакций протекающих с выделением теплоты, тепловой эффект принимается положительным и записывается в правой части уравнения со знаком «+», с поглощением теплоты - отрицательным и записывается со знаком «-». Из термодинамики известно, что теплота расходуется на изменение внутренней энергии системы и на совершение работы расширения. Для реакций, протекающих при постоянном объеме, работа расширения не производится и тепловой эффект равен изменению внутренней энергии, т.е. Qv = ∆U . Если реакция протекает при постоянном давлении, то тепловой эффект реак­ции равен изменению энтальпии, т.е. Qр = ∆I .Расчеты и экспериментальные исследования показывают, что для реакций горения расхождения между Qp и Qv не превышают 1%, поэтому в практических расчетах можно принимать QP=QV • Тепловые эффекты реакций горения определяют экспе­риментально с помощью калориметрических установок.

5. Ответственность и контроль за качество экспертизы условий труда, аттестации и сертификации. государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда РФ. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Билет №19

2. Факторы производственной среды, определяющие условия труда на рабочем месте, нормативные документы. Факторы рабочей (производственной) среды. На рабочем месте всегда присутствуют факторы, которые оказывают или могут оказать влияние на здоровье и работоспособность работника. Они называются факторами рабочей среды (производственной среды). Как минимум это микроклимат и освещенность. В целом факторы рабочей среды делятся на три группы: 1.физические (движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибрации. электромагн и ионизир излучений. недостат освещенность и др); 2.химические (вредные в-ва в воздухе раб.зоны, обладающие хим. природой воздействия на человека) токсические,раздражающие,сенсибилизирующие,мутагенные,канцерогенные,влияющие на репродуктивную ф-ию (ртуть, свинец) 3.биологические (вредные в-ва в воздухе раб.зоны, обладающие биолог. природой воздействия на человека):микроорганизм, препараты содержащие живые клетки микроорганизмов.

Документы: +Конституция РФ, - Приказ Минзлравсоцразвития № 569»Об утверждении порядка проведения АРМ по условиям труда» вместо 12 постановления + Руководство P 2.2.2006 – 05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда +Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.