27.Социально-экономические условия эффективного функционирования системы осс.
создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ;
установление объективно обоснованных (на основе актуарных расчетов) тарифов страховых взносов;
сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий;
обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию;
финансовую стабилизацию системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов;
участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;
упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС;
повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС;
создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование.
29. Модель Бисмарка (Континентальная модель)
1883 – Закон об обязательном медстраховании
1887 – Закон о страховании от несчатных случаев на производстве
1891 – Закон об обязательных пенсиях
Немецкая система обязательного социального страхования построена на следующих принципах:
Объединение страхователя и застрахованных в страховые товарищества по видам риска
Страховые товарищества не находятся в ведении государства, а только под общим государственным правовым контролем
Страховые товарищества осуществляют свою деятельность на основе самоуправления социального партнерства
Страховой фонд не является государственной собственностью и соответственно не входит в бюджет государства. Финансирование страховой деятельности осуществляется за счет страховых взносов, поступающих от работников и работодателей. Страховые выплаты, как правило, тесно взаимосвязаны с заработком работника и его страховым стажем.
Модель Бевериджа (Англо-Саксонская модель) В Системе страхования, созданная по модели Бевериджа, функции страховщика возложены на госорган (Национальная страховая касса). В основу этой системы положены принципы всеобщности и единообразия, т.е. за равные взносы – равные выплаты. При этом за счет госбюджета финансируется национальная система здравоохранения. Средства обязательного социального страхования являются госсобственностью и входят в бюджет государства
Частно-корпоративная модель В этой модели обязательное социальное страхование осуществляется через соответствующие страховые организации, которые работодатель вправе выбрать самостоятельно. Государство формирует законодательную базу в области обязательного социального страхования, осуществляет контрольные функции по ее реализации, в т.ч. контроль за деятельностью страховых организаций. Средства обязательного страхования не являются государственной собственностью и не входят в гос. бюджет.
32. Управление Фондом социального страхования. Председатель Фонда:
- руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
- распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
- вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
- утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;
- разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;
- совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;
- с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;
- открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;
- руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
- определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
- рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
- принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;
- издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда.
Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда. Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии - первым заместителем председателя Фонда). В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации. Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда - в отдельных отраслях в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.
- 3.Виды социального страхования
- 5. Социально-экономическая природа социальных рисков.
- 7.Социально-экономические условия зарождения социального страхования.
- 8. Характеристика этапов мировой истории развития социального страхования
- 9. История возникновения и развития российского социального страхования
- 10. Содержание и принципы Советской модели
- 11. Социально-экономическая сущность социального страхования.
- 12. Внестраховое перераспределение средств в системе социального страхования
- 13. Целеполагающий принцип социального страхования
- 14. Функции социального страхования.
- 15. Принципы социального страхования
- 16. Предмет социального страхования
- 17. Объект социального страхования.
- 18. Субъекты и участники системы социального страхования
- 19. Страховые формы, используемые в социальном страховании. См вопрос 2
- 20. Страховой взнос и порядок его распределения.
- 22. Основы государственного регулирования систем осс.
- 24. Формы аккумулирования страховых средств.
- 25. Механизмы внестрахового перераспределения средств
- 27.Социально-экономические условия эффективного функционирования системы осс.
- 33.Сложившиеся направления развития российской системы осс.
- 34.Экономические отношения работодателей и работников и государства в сфере социального страхования.
- 35. Особенности пенсионного страхования.