logo
маслов

9. История возникновения и развития российского социального страхования

Страхование в России стало развиваться несколько позднее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением кре­постничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались в части страхования от пожаров. Старейшее из них — Рижское общество взаимного страхования от пожаров, организованное в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться западные страховые компании, предлагавшие свои услуги более или менее состоятельным гражданам. В результате отток денег за гра­ницу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых разме­ров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попытались организовать государственную систему страхования от пожаров. Монопольное право на проведение страховой деятельности в определенных районах давалось обществам с той целью, чтобы быстрее создать устойчивую финансовую базу и не распылять стра­ховой капитал по мелким компаниям.

В первой половине XIX в. появилось страхование жизни. В 1835 г. создано страховое общество «Жизнь», которое начинает за­ниматься личным страхованием. Покой на российском страховом рынке был нарушен после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земель­ных отношений, денежно-кредитной системы и др. Начался пери­од бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании. Образовывались новые страховые компании в фор­ме акционерных обществ, открывались представительства запад­ноевропейских страховых компаний в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. К1913 г. в России работало около 20 стра­ховых обществ, в том числе три иностранных.

Но не только акционерные страховые общества занимались предоставлением страховых услуг населению. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых до­минировали земства и общества взаимного страхования. Земское  страхование от огня введено в 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» при Александре II. Этим Положе­нием заложены основы местной системы самоуправления, которая стала необходимостью после освобождения из крепостной неволи 23 млн крестьян. Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались три формы страхования: обязательное окладное, дополнительное и добровольное. «Оклад» — это сумма, в которой страховались кре­стьянские строения, откуда и пошло название данного вида стра­хования, существующее и теперь. Общества взаимного страхования — одна из старейших орга­низационных форм страховой защиты населения от пожаров. Наи­большее распространение получили городские общества взаимного страхования от огня, созданные практически во всех крупных рос­сийских городах.

В результате накануне Первой мировой войны в России сложил­ся развитый страховой рынок. В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые практикова­лись в Европе: страхование от огня и других имущественных рис­ков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчаст­ных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового рас­пространения: им было охвачено только 0,25% всего населения. На страховом рынке, как и в других сферах хозяйственной жиз­ни, были сильны тенденции монополизации. Традиционно сильны были связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Кроме того, западные страховщики непосредственно присутствовали на российском рынке и участвовали в акционерном капитале страховых обществ.

Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана по­пытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г, страхо­вание во всех его видах и формах было объявлено государствен­ной монополией.

Однако овладение техникой страхования оказалось слишком обременительным делом для большевистских кадров, и без того озабоченных проблемами управления развалившимся хозяйством. Поэтому в 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулиро­ванием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. пол­ностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной госу­дарственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадав­ших от стихийных бедствий.

Печальный опыт военного коммунизма очень скоро привел но­вых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восста­новления общественного производства. Проведение новой эконо­мической политики с марта 1921 г. знаменовало собой восстанов­ление страховой системы.

Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется ча­стыми и радикальными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носят в дово­енный период. Прежде всего речь идет об организационных пере­менах в системе страхования. Обязательное государственно страхование: эта форма страхования в СССР осуществлялась тремя крупны­ми кооперативными организациями: страховой секцией Центро­союза, которая обслуживала потребкооперацию; Всероссийским кооперативным страховым Союзом (Коопстрахсоюзом), который занимался сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строи­тельной и другими видами кооперации на всей территории Со­юза, кроме Украины; и наконец, Украинским кооперативным стра­ховым союзом. В 30-х годах кооперативное страхование было лик­видировано и его функции были переданы Госстраху.

Важной особенностью государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование иму­щества. В 1931 г. обязательное и добровольное страхование имущества было отменено для основной части предприятий государственной промышленности. Страховые взносы были включены в налоге обо­рота, Обязательное страхование сохранилось только для предпри­ятий местной промышленности, не имеющих соответствующих финансовых гарантий со стороны органов местной власти.

Несмотря на сложные экономические и политические условия во второй половине 20-х годов, начинается оживление в области личного страхования. Введено смешанное страхование с тремя видами обеспечения: на дожитие до определенного воз­раста, на случай смерти и на случай инвалидности вследствие несчастного случая. В 1936 г. разрешено добровольное индиви­дуальное страхование жизни, смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Широко практикуется в этот период коллек­тивное страхование рабочих и служащих на случай смерти и ин­валидности.

    Великая Отечественная война подорвала существующую стра­ховую систему, но отнюдь не разрушила ее. На территориях, осво­божденных от оккупации, создаются самые благоприятные условия для развития страхования, вводятся льготные тарифы. Особенно широко распространяется коллективное страхование жизни. Кол­лективное страхование прекращено в 1942 г. ввиду своей убыточно­сти, вследствие сокращения числа застрахованных. Вместо него вво­дятся различные виды индивидуального страхования: смешанное с дополнительной выплатой пенсий; смешанное упрощенное (на риск смерти от любой причины и инвалидности от несчастного случая). Сохраняются прежние варианты смешанного страхования с тремя видами обеспечения и страхование от несчастных случаев.

Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в этой системе. В послевоенный период активно развивалось страхование жиз­ни. Оно служило существенным дополнением к не слишком щедро­му социальному обеспечению. Кроме того, были такие группы насе­ления, которые вообще не включались в государственную систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль доб­ровольного личного страхования была незаменима. В условиях ста­бильной денежной системы страхование жизни неплохо выполняло свои функции.

После денежной реформы 1947 г. объемы страхования жизни неуклонно растут, появляются все новые его виды. В первые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам лич­ного страхования. Расширяются возможности смешанного стра­хования, которое раньше сдерживалось установленным миниму­мом страховой суммы и обязательным медицинским освидетель­ствованием застрахованных лиц. Введены упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие этих ограничений.

В 50-х годах были внесены коррективы в систему обязательно­го имущественного страхования. С 1956 г. прекращено обязатель­ное страхование государственного жилого фонда, а также добро­вольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от стра­хования. Сохраняется и развивается обязательное страхование имуще­ства колхозов, введенное в 30-х годах вместо кооперативного стра­хования.  Система перестрахования отсутствовала, за исключением Ин­госстраха, который с самого начала своей деятельности вынуж­ден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых ком­паниях. Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных на его основе, была и остается их система работы с на­селением в части имущественного и личного страхования.

При переходе к рыночным реформам в 1991—1992 гг. весь финан­совый потенциал государственного страхования был уничтожен на­чавшейся инфляцией. Государственная монополия в области стра­хования была практически снята. Кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятель­но определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секто­рах складывающегося рынка.

Распад СССР в 1991г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик. В начале 90-х годов в РФ началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время.