logo
к 3 главе

3.2 Финансовый анализ проекта по внедрению системы Prior Online

Как уже говорилось ранее, Приорбанк начал проект по организации новой усовершенствованной системы Интернет-банка в начале 2007 г., а внедрил в действие данную систему в июле 2008 г.

Финансовый анализ проекта представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Финансовый анализ проекта

План

Факт

Сумма, р.

Дата/период

Сумма, р.

Дата/период

1

2

3

4

5

Затраты на реализацию проекта

1. Трудозатраты рабочей группы/сотрудников банка

44 211 634,8

01.07-

11.10

44 211 634,8

01.07-

09.08

2. Затраты IT: 

2.1 разработка ПО сотрудниками банка

0,0

0,0

2.2 ПО внешнего разработчика

117 245 555,6

05.07-11.10

31 666 666,7

05.07-11.08

2.2 закупка технического оборудования

0,0

0,0

3. Прочие затраты:

3.1 материальные затраты

0,0

0,0

3.2 командировки

0,0

0,0

3.3 реклама

412 032 698,8

05.08-11.10

150 956 508,3

05.08-11.08

3.4 сопровождение (обслуживание) системы

92 649 381,8

01.09-11.10

0,0

Итого затраты на реализацию проекта:

666 139 271

01.07-11.10

226 834 810

01.07-11.08

Финансовые выгоды от реализации проекта (дополнительный доход/сокращение затрат)

4. Экономия затрат: 

4.1 экономия трудозатрат сотрудников банка

957 457 212,8

06.08-09.10

60 712 736,5

06.08-11.08

4.2 материальные затраты

0,0

0,0

4.3 аренда, типографские расходы

0,0

0,0

4.4 экономия затрат на инкассацию и подкрепление касс

143 993 633,0

06.08-11.10

8 660 783,0

06.08-11.08

5. Дополнительный доход

302 222 524,0

06.08-11.10

18 789 574,0

06.08-11.08

Итого финансовые выгоды от реализации проекта:

1 403 673 370

06.08-11.10

88 163 094

06.08-11.08

Финансовый результат проекта

Финансовый результат проекта

737 534 099

01.07-11.10

-138 671 716

01.07-11.08

Целесообразно начать анализ данного проекта с определения трудозатрат на внедрение и реализацию проекта. Сумма затрат составила более чем 44 млн. р. Расчет приведен ниже в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Трудозатраты рабочей группы

Подразделение

Участник рабочей группы

Доля рабочего времени, затрачиваемого на проект

Затраты на сотрудника в месяц, р.

Кол-во месяцев, затрач. на реализацию проекта

Стоимость участия в проекте, р.

ДЭКСиП

Сотрудник 1

0,25

3 250 856

20

16 254 278

ДАиИТ

Сотрудник 2

0,25

3 250 856

20

16 254 278

ДЭКСиП

Сотрудник 3

0,10

3 250 856

20

6 501 711

ДРиЗИ

Сотрудник 4

0,05

3 250 856

6

975 257

ДПиП

Сотрудник 5

0,05

3 250 856

2

325 086

ДЭКСиП

Сотрудник 6

0,10

3 250 856

12

3 901 027

Итого по проекту

0,8

44 211 635

Затраты банка на одного сотрудника в месяц рассчитаны исходя из того, что средняя месячная заработная плата составляет 2 167 237 р., накладные расходы – 50% от средней заработной платы, т.е. 1 083 619 р. Итого получаем 3 250 856 р. Доля рабочего времени, затрачиваемого на реализацию проекта первым и вторым сотрудником составляет 25% рабочего времени, третьего и шестого 10%, четвертого и пятого 5%. Стоимость одного часа работника составляет 30 101 р.

Продолжая рассматривать затраты на реализацию проекта, необходимо обязательно учесть, какая сумма была затрачена на покупку программного обеспечения. Детально это представлено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Затраты на покупку и амортизацию ПО

Наименование ПО

Стоимость, р.

Дата ввода в экспл.

Срок службы, мес.

Ежемесячные амортизационные отчисления, р.

Веб-интерфейс запросов: «Баланс карты», «Выписка по карте», «Задолженность по кредитной карте».

22 000 000

31.05.2007

36

611 111

«Подписка на услуги InternetBank» (веб-интерфейс).

7 000 000

29.06.2007

36

194 444

Веб-интерфейс запросов: выписка по счету до востребования, задолженность по кредиту.

15 000 000

31.07.2007

36

416 667

7000 клиентских лицензий InternetBank для физических лиц.

35 000 000

28.12.2007

36

972 222

«Система отчетности по Интернет-транзакциям».

3 160 000

11.2008

36

87 778

10000 клиентских лицензий InternetBank для физических лиц.

50 000 000

11.2008

36

1 388 889

4000 клиентских лицензий InternetBank для физических лиц.

20 000 000

02.2010

36

555 556

ИТОГО:

152 160 000

 

 

4 226 667

Амортизационные отчисления находим по следующей формуле

,

(3.1)

где А – сумма амортизационных отчислений в месяц, р.;

Ц – стоимость программного обеспечения, р.;

Ссл – срок службы ПО, мес.

Более подробный расчет фактических и плановых затрат на амортизацию ПО, рекламу и техническое обслуживание системы представлен в приложении Ж.

Далее рассмотрим, какова экономия банка от внедрения данного проекта. В табличном виде это представлено ниже в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Расчет экономии и дополнительного дохода от внедрения

Месяц

Кол-во клиентов

Экономия, руб.

Объем платежей (оплата поставщикам услуг), тыс. р.

Комиссионный доход за платежи, р.

Экономия за инкассацию и подкрепление касс, р.

Итого

1

2

3

4

5

6

7

06.08

254

637 128

9 290

85 832

49 237

772 197

07.08

1 432

3 591 995

51 570

632 525

273 321

4 497 841

08.08

3 765

9 444 036

194 600

2 494 488

1 031 380

12 969 904

09.08

5 124

12 852 919

335 190

3 832 815

1 776 507

18 462 241

10.08

6 360

15 953 272

477 790

5 339 134

2 532 287

23 824 693

11.08

7 269

18 233 386

565 670

6 404 780

2 998 051

27 636 217

12.08

8 000

20 067 009

600 000

6 660 000

3 180 000

29 907 009

01.09

8 700

21 822 873

652 500

7 242 750

3 458 250

32 523 873

02.09

9 400

23 578 736

669 750

7 434 225

3 549 675

34 562 636

03.09

10100

25 334 599

719 625

7 987 838

3 814 013

37 136 449

04.09

10800

27 090 463

769 500

8 541 450

4 078 350

39 710 263

05.09

11500

28 846 326

819 375

9 095 063

4 342 688

42 284 076

06.09

12000

30 100 514

855 000

9 490 500

4 531 500

44 122 514

07.09

12500

31 354 702

890 625

9 885 938

4 720 313

45 960 952

08.09

13000

32 608 890

926 250

10 281 375

4 909 125

47 799 390

09.09

13600

34 113 916

969 000

10 755 900

5 135 700

50 005 516

10.09

14200

35 618 941

1 011 750

11 230 425

5 362 275

52 211 641

11.09

14800

37 123 967

1 054 500

11 704 950

5 588 850

54 417 767

12.09

15400

38 628 993

1 097 250

12 179 475

5 815 425

56 623 893

01.10

16000

40 134 019

1 140 000

12 654 000

6 042 000

58 830 019

02.10

16500

41 388 207

1 175 625

13 049 438

6 230 813

60 668 457

03.10

17000

42 642 395

1 211 250

13 444 875

6 419 625

62 506 895

04.10

17500

43 896 583

1 246 875

13 840 313

6 608 438

64 345 333

05.10

18000

45 150 771

1 282 500

14 235 750

6 797 250

66 183 771

06.10

18500

46 404 959

1 318 125

14 631 188

6 986 063

68 022 209

07.10

19000

47 659 147

1 353 750

15 026 625

7 174 875

69 860 647

08.10

19500

48 913 335

1 389 375

15 422 063

7 363 688

71 699 085

09.10

20000

50 167 523

1 425 000

15 817 500

7 552 500

73 537 523

10.10

20500

51 421 711

1 460 625

16 212 938

7 741 313

75 375 961

11.10

21000

52 675 899

1 496 250

16 608 375

7 930 125

77 214 399

Итого

21000

957 457 213

27 168 610

302 222 524

143 993 633

1 403 673 370

В таблице 3.5 представлены фактические данные за период с июня 2008 г. по ноябрь 2008 г., которые Приорбанк планировал и которые сумел достичь в результате внедрения новой системы Интернет-банк. Ниже представлены плановые показатели, которые прогнозируются к достижению.

Суть экономии трудозатрат состоит в следующем. Предположим, что клиенту необходимо провести платеж. Ему для этого необходимо обратиться в ЦБУ. Сотрудник в среднем обслуживает одного клиента в течение 5 минут. Экономию рассчитаем по следующей формуле

,

(3.2)

где Э – экономия трудозатрат, р.;

Кпк – количество подключившихся клиентов, чел.;

Вср – среднее время, затрачиваемое сотрудником на обслуживание одного клиента, мин.;

Цч – стоимость одного часа работы сотрудника, р.

Таким образом, получаем следующее:

р.

Как видим, 254 клиента, которые подключились к системе Интернет-банк первыми, позволили банку сэкономить 637 138 р. С ростом количества числа клиентов сумма экономии значительно возрастает.

Также клиенты Интернет-банка позволяют банку сэкономить на инкассации банкоматов и закупки наличной валюты у Национального Банка Республики Беларусь. Примерно эта сумма составляет 0,53% от суммы платежа.

В четвертом столбце отражен объем проведенных платежей. При расчете руководствовались средним размером платежей клиента в месяц. Он составляет 75000 р. Таким образом, объем платежей находим как произведение количества подключенных клиентов к среднему размеру платежей в месяц.

Дополнительный доход банку (пятый столбец) приносит не клиент – физическое лицо, а поставщик услуг, в адрес которого он (клиент) производит платеж. Как правило, у каждого банка свои тарифы на оказание такого рода услуг юридическим лицам – поставщикам. Приорбанк за проведение операции взимает плату с получателя в среднем 1,11 % от суммы платежа. Клиент же – физическое лицо при этом не несет никаких затрат.

Из таблицы 3.2 видим, что с момента реализации системы по ноябрь 2008 затраты превышают доход от проекта. Не смотря на это, на сегодняшний день данная система успешно действует согласно прогнозным показателям. Количество клиентов с каждым днем растет и уже превысило 11000. В связи с тем, что перечень услуг постоянно расширяется, количество проводимых платежей увеличивается, от этого сокращаются трудозатраты сотрудников банка, затраты на инкассацию и закупку валюты. Таким образом, на ноябрь 2010 г. ожидается увеличение дохода до 737 534 099 р.