logo
2015 орг-деят-комм-банк

Тема 26 противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём

Литература– ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансированию терроризма» от 07.08.2002г., Указание ЦБ РФ №37-Т от 28.11.2001г. о рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём является одним из важнейших направлений банковского надзора и контроля.

Актуальность темы учебного занятия– интернационализация банковской деятельности привела к активизации схем легализации доходов полученных преступным путём.

Понятие об отмывании доходов использовали впервые в США в 1980г. применительно доходов от наркобизнеса и это обозначало процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Президент комиссии США по организованной преступности в 1984г. дал следующую формулировку:

Отмывание денег– процесс посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, а затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение.

В РФ 1 февраля 2002г. вступил в действие от 07.08.2001г. закон №115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансированию терроризма». В соответствии с положениями закона обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается равна или более 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится к одномуиз следующих видов операций:

  1. операции с денежными средствами в наличной форме:

    1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

    2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

    3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

    4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

    5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

    6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

  1. зачисление или перевод на счет денежных средств из государства в отношении которого есть сведения о незаконном производстве наркотиков;

  2. зачисление или перевод на счёт денежных средств из стран, в которых не предусмотрено раскрытие и предоставление информации о проведение финансовых операций. Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ на основе международного перечня, который публикуется заранее;

  3. операции по банковским счетам (вкладам):

    1. размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

    2. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

    3. перевод или получение денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;

    4. зачисление или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации или юридического лиц, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

  1. иные сделки с движимым имуществом:

    1. помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

    2. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

    3. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

    4. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

Сведения операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю представляются коммерческим банком в ЦБ РФ, который затем передаёт их в комитет РФ по финансовому мониторингу. В случае если у работников коммерческого банка возникают подозрения, что какие-либо операции клиентом осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём,, банк обязан направлять в ЦБ РФ сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к вышеуказанным операциям. Банку запрещено извещать клиентов о представлении такой информации.

Указ ЦБ РФ от 28.11.2001г. №137-Т о рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов полученных преступным путём.

УК РФопределил, что легализация (отмывание) доходов полученных преступным путём и имущества полученного преступным путём является уголовным преступлением (ст.174). Совокупность операций и других сделок с иным имуществом, заведомо приобретённым другими лицами преступным путём в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, или иным имуществом наказывается штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработанной платы или иного дохода осуждённого за период до 1 года.То же деяние, совершённое в крупном размере, наказывается дополнительно лишением свободы на срок до 4 лет. Деяние, совершённое с использованием служебного положения от 4 до 8 лет со штрафом в размере 1 млн. руб., организованной группой на срок от 7 до 10 лет со штрафом в размере 1 млн. руб.

В рамках реализации этого закона каждый банк разрабатывает свою систему внутреннего контроля. Системой являются правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма, утверждённые руководством банка и согласованные с ЦБ РФ. Работу по противодействию легализации доходов обеспечивает департамент финансового контроля дирекции по обеспечению банковской безопасности. При этом определены функции и строго регламентировано взаимодействие структурных подразделений и работников ВЭБа в целях противодействия легализации (отмывания) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма.

ОАО КБ Юнистрим

Основополагающими принципамисозданной в банке систем противодействия легализации (отмывания) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризмаявляются:

    1. минимизация риска использования банка в качестве посредника в операциях по отмыванию денег и финансированию терроризма

    2. защита банка от репутационных и финансовых рисков, возникающих в связи с попытками использовать банк для проведения операций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма

    3. выявление операций, подлежащих обязательному контролю и подозрительных операций, фиксирование и представление сведений о таких операциях в РосФин Мониторинг

    4. обеспечение постоянного мониторинга за выполнением установленных требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансированию терроризма

    5. участие всех сотрудников банка в реализации программ, осуществление внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма

    6. соблюдение всеми сотрудниками банка конфиденциальности полученной в процессе работы информации

В целях реализации указанных принципов создано подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма.

В рамках работы этого подразделения:

  1. Назначен сотрудник, ответственный за разработку и реализацию правил внутреннего контроля

  2. Разработаны и согласованы отделением №2 Московского ГТУ Банка России правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма

  3. Разработана программа внутреннего контроля, в том числе:

    1. программа идентификации и изучения клиента, установления и идентификации выгодоприобретателей

    2. программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю

    3. программа выявления в деятельности клиентов необычных операций в рамках осуществления внутреннего контроля по выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов полученных преступным путём и финансированием терроризма

    4. программа проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма

    5. программа документарного фиксирования хранения информации, полученной в результате контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма

    6. программа по отказу от заключения договора банковского счёта (вклада) с юридическими и физическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции

    7. программа организации работы по предоставлению операций с денежными средствами или иным имуществом

    8. программа соблюдения конфиденциальности об операциях со счетами клиентов банка

    9. программа подготовки и обучения сотрудников банка по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма

    10. программа предоставления в уполномоченный орган сведений, указанных ФЗ №115

В международном праве определение легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшее большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.