Структура политической науки, ее парадигмы
Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), илиполитическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. парадигма – это специальная логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Или: парадигма – система взглядов, определенная теория, с помощью которой можно постигнуть (объяснить) определенные явления. Классификация парадигм. В основе различий парадигм лежат попытки объяснить политику или через сверхъестественные начала, природные факторы, общественные факторы, или через собственно политические, внутриполитические факторы. Существует четыре группы парадигм: теологические, натуралистические, социальные, рационально-критические.Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на божественном объяснении природы политики и власти. Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Натуралистическая парадигма ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами и т.д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древности., В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях. Биополитическая парадигма своими корнями уходит.в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополитики: «стимул – организм – реакция». При этом принципиальным для биополитики являлся отказ от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Отсюда сторонники данного направления делали вывод, что именно пол, возраст, генетические (врожденные) качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.С точки зрения биополитики очевидно наличие у человека и животных общих начал, свойств, генетических приспособлений к внешней среде, таких как альтруизм, способность к взаимодействию, агрессии, любопытство, естественный отбор, борьба за существование, инстинкт самосохранения и т.д. Еще Аристотель говорил, что человек – это политическое животное, у которого есть инстинкт совместного жительства – от семьи до государства.Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций. Рационально-критическая парадигма. Рационально-кри-тическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика – это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это наиболее приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами.
- 39) Политические идеи европейского Просвещения
- Политическая элита: понятие, классические теории
- Проблемы формирования гражданского и правового государства в Казахстане
- 42.Понятие и типы политических режимов. Тоталитаризм, авторитаризм
- Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов
- Политические технологии как неотъемлемая часть политологии
- Политическое сознание: сущность, пути формирования и структура
- Пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии
- Понятие политической модернизации
- Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики.
- Политическая мысль х1х века
- Понятие мировой политики. Субъект международных отношений
- Понятие, сущность и структура политической власти
- Понятие и классификация партийных систем
- Политические лидеры современного Казахстана
- Политическое сознание: сущность, пути формирования и структура
- Проблемы политической модернизации казахстанского общества.
- Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования
- Сущность, структура, типы политических технологий
- Соотношение политики, морали и права
- Структура и стадии политического процесса
- Структура политической науки, ее парадигмы
- Структура и функции политической системы
- Типология политической культуры
- Теории политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, психологические концепции интерактивный подход
- Типология партий. Критерий типологизации партии
- Типология, виды и типы лидеров. Осуществление государственной и политической власти в Республике Казахстан
- Традиционные и современные политические системы (представительная, модернистская и постмодернистская)
- Элиты и лидеры как субъекты политики. Способы рекрутирования политической элиты
- Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане